Папки-передвижки

Проект «Страна пальчиков» для детей средней группы 4–5 лет с ЗПР и ОВЗ компенсирующей направленности

Ячмень Татьяна Яковлевна
Проект «Страна пальчиков» для детей средней группы 4–5 лет с ЗПР и ОВЗ компенсирующей направленности

Проект для детей средней группы (4-5) лет с ЗПР и ОВЗ

компенсирующей направленности «Страна пальчиков»

Автор проекта: воспитатель высшей категории Ячмень Т. Я

Цель проекта: Целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

• формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности ;

• сочетать проводимые упражнения (форма проведения – игра) с

• речевой активностью;

• проводить регулярную работу по развитию пальчиковой моторики;

Публикация «Проект „Страна пальчиков“ для детей средней группы 4–5 лет с ЗПР и ОВЗ компенсирующей направленности» размещена в разделах

повышать интерес младших дошкольников к проводимым упражнениям;

• укрепление физического и психического здоровья детей;

• активное участие родителей в реализации проекта.

Участники проекта: дети разновозрастной группы (4-6) лет, компенсирующей направленности,педагоги, родители.

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – апрель).

Вид проекта: познавательный, практико-ориентированный, творческий.

Актуальность

“Рука – это вышедший наружу мозг чело Н. Кант

«Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский

В настоящее время в условиях обновления образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей рисованию, подготовки руки к письму. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в группе.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.

Средства достижения поставленных задач:

-применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

-использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

-информационные листы для родителей;

-разучивание стихов, потешек ;

-консультации для родителей по теме проекта.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д. Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

В группе имеются:

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;

• грецкие орехи и шишки, шарики «Су-джок»; для массажа

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

• •сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки;

• су-джок - мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие,

• металлические массажные кольца.

Ожидаемые результаты :

Для детей:

дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук через пальчиковые игры, самомассаж, игры, развивающие мелкую моторику рук; познакомятся с разными нетрадиционными техниками рисования, аппликации (обрывная аппликация, аппликация с использованием круп и др, улучшится речевой уровень, звукопроизношение, словарный запас детей пополнится новыми словами, что расширит кругозор;

Для родителей:

-Привлечение родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды;

-Повышение педагогической грамотности родителей;

-Проведение с детьми дома упражнений на развитие мелкой моторики.

Этапы реализации проекта:

I этап- Подготовительный 1.09.2018г. -30.09.2018г.)

II этап-Реализация (30.09.2018г. -30.04.2019г.)

III этап-Заключительный (май 2019 г.)

Цель I этапа: Создание условий для реализации проекта.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники, подобрать и адаптировать диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики у детей ЗПР.

2. Определить развитие мелкой моторики детей в игровой деятельности.

3. Подготовить материальную базу для реализации проекта.

4. Разработать цикл занятий.

5. Определить уровень знаний родителей по развитию мелкой моторики у детей через анкетирование.

Цель II этапа: Реализация системы работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными способами в художественной деятельности.

1. Реализовать цикл занятий с детьми.

2. Привлечь родителей к совместной работе по художественной деятельности.

III этап-Заключительный

Подведение итогов реализации проекта.

1. Провести анализ результатов.

2. Выявить уровень знаний родителей, их мнение о проделанной работе.

Показатели эффективности работы:

Развитие у детей мелкой моторики, художественного вкуса, творческих способностей, логического мышления и пространственного воображения. Повышение компетентности родителей по данной теме.

Рекомендации к использованию проекта:

Проект может быть реализован в МБДОУ комбинированного вида в группах ЗПР при заинтересованности воспитателя, дополнительной организации развивающей среды и наличие системы в этом направлении.

Организация непосредственной образовательной деятельности: Проект рассчитан на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагогов во вторую половину дня.

Суть инициативы: Разработать и апробировать систему работы на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами нетрадиционных методов в художественной деятельности.

Перечень используемой литературы:

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2) Новицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов: «Астрель», 2006

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов: «Астрель», 2006

План выполнения проекта

Деятельность воспитателя по проекту

Этапы Мероприятия

1. Выбор темы

проекта

Октябрь Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта

Анкетирование родителей с целью «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсомоторного развития и воспитания дошкольников».

2. Реализация проекта.

Ноябрь-апрель

Работа с детьми

1. Физическое развитие

Пальчиковый игротренинг

• массаж кистей рук:

-Массаж с помощью металлического колечка «Су-джок».

-Массаж ладоней с помощью массажных мячиков

-Массаж ладоней рук с помощью грецкого ореха.

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

2. Социально-коммуникативное развитие

• сюжетно-ролевые игры

• (Больница, Моя семья, Парикмахерская)

• настольно-печатные игры

3. Художественно-эстетическое развитие

• лепка из пластилина и с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

• различные виды аппликаций

Развитие графической моторики

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

Конструктивное творчество

• конструирование: из бумаги в технике оригами,

• работа с конструктором ЛЕГО

Музыкальная деятельность

Игры детей на музыкальных инструментах

Театрализованная деятельность

• пальчиковый театр

• настольный театр

• театр игрушек

• кукольный театр

4. Речевое развитие

Чтение стихов А. Барто «Игрушки», сопровождая действиями

5. Познавательное развитие

развитие познавательно-исследовательской деятельности;

• -игры с фасолью, горохом

• -рисование манкой

• шнуровки

• застёжки

• вкладыши

• игры с прищепками

• пробками

• игры с мелкими предметами: паззлы,мозаика

Предметно-развивающая среда

Обогащение предметно развивающей среды дидактическими играми по мелкой моторики рук:

-игры с прищепками

-застёжки

-вкладыши

-шнуровки

-массажные мячи

-пружинки для массажа пальцев

-мячи «Су-джок»

-картотека пальчиковых игр по лексическим темам

-орехи для массажа ладошек

-конструкторы для игр

-театр игрушек

Работа с родителями

-Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком

-Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

-Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

-Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

-Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

-Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». -Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

-Размещение информации на сайте ДОУ по теме

«Пальчиковые игры»

-Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи.

-Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

-Анализ проделанной работы по проекту - «Время подводить итоги». Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

3. Заключительный

Презентация на итоговом родительском собрании.

Презентация на педагогическом совете.

Фотоотчёт.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Моя семья» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Моя семья». Проблемное поле проекта:[/i] Развитие.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Тема проекта: "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина".Проблемное поле проекта: Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: «Водный мир и его обитатели» Тема проекта: "Водный мир и его обитатели". Проблемное поле проекта: На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро.

Педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «И в снежки мы поиграли, и на горке покатались!» Матрица проекта • Тема проекта: «Зимние забавы». • Проблемное поле проекта: В современном мире у детей наблюдается дефицит двигательной.

Педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Правила дорожные — знать каждому положено» Матрица проекта • Тема проекта: «Правила дорожного движения». • Проблемное поле проекта: На сегодняшний день проблема формирования культуры.

Проект группы компенсирующей направленности детей 6–7 лет «Никто не забыт и ничто не забыто» к Дню Победы Тема проекта: «Никто не забыт и ничто не забыто». Вид проекта: краткосрочный (апрель-май). Доминирующий вид деятельности: познавательно-творческий.

Проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Профессий в мире много есть, их невозможно перечесть» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Колокольчики» «Профессий много в мире есть, их.

Проект комфортной адаптации детей с ОНР к условиям группы компенсирующей направленности в ДОУ Паспорт проекта. Творческое название: «Давайте познакомимся». Тема проекта: Адаптация детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической.

Проект «Хочу быть как папа» для детей группы компенсирующей направленности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Пчелка» г. Балашова Саратовской области».

Проект «Спасибо деду за победу» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» посёлка Мостовского муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Страна пальчиков» для детей средней группы 4–5 лет с ЗПР и ОВЗ компенсирующей направленности
Опубликовано: 15 июня 2019 в 20:11
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД