МААМ-картинки

Проект для детей средней группы «Чухлома узорная»

Марина Ваулина
Проект для детей средней группы «Чухлома узорная»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Цель проекта : Познакомить с детей с прикладным искусством и ремеслами жителей нашего города, воспитывать любовь и уважение к родному краю, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения красот родного города, пополнить знания детей о ремесленниках города Чухломы, воспитывать маленьких граждан, которые ценят красоту малой Родины.

Задачи проекта :

Публикация «Проект для детей средней группы „Чухлома узорная“» размещена в разделах

Дать знания детям о родном городе: достопримечательности, ремесла. Научить детей понимать, что у людей и у вещей есть своя история. Пробудить чувство любви к своему городу, уважение к труду и творчеству людей. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость к окружающему миру и помочь осознать ребенку свое место в нем. Учить видеть и замечать прекрасное, гордиться им.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

1. Подбор соответствующей литературы,

2. подбор произведений русского народного творчества,

3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,

4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

5. дидактические игры,

6. выставки фотографий, рисунков, поделок.

Этапы проведения и реализации проекта :

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

Проведение бесед по темам: «Чухлома рукодельная», «До чего же хороша узорная Чухлома».

Занятия по развитию речи: «Составление кратких описательных рассказов о родном доме», «Рассматривание достопримечательностей Чухломы».

Ознакомление с художественной литературой: «Знакомство с творчеством Чухломских поэтов», «Заучивание наизусть стихотворений о Чухломе».

Проведения занятий по продуктивной деятельности. Рисование: «Узорные окошечки», конструирование «Изготовление и украшение теремка» (коллективная работа).

Экскурсии: В музей, по улицам города.

Создание альбома «Улица нашей дружбы» (работа с родителями)

Изготовление дидактических игр: «Найди одинаковые окошечки», «Угадай, как называется».

Выставка продуктов детской деятельности.

Создание мини-музея в группе (рукоделие)

Беседа на тему:

«Чухлома рукодельная»

Цель беседы: дать детям представление о мастерстве людей нашего родного города. Познакомить со словом «рукоделие», воспитывать любовь и уважение к человеческому труду, развивать чувство прекрасного, внимание, воображение.

Материал: картинки с изображением различных изделий умельцев.

Ход беседы

Воспитатель: Слава нашей стороне, слава нашей старине. И про эту старину, я рассказывать начну. Чтобы дети знать могли, о делах родной земли. - Дети, а вы знаете про великий наш народ? - Про то, как люди жили, песни пели, мастерили? - Ведь преданья старины забывать мы не должны. - Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

Рукоделие – это значит, делать руками какую-то работу. Рукодельницами обычно называют женщин, которые вяжут, вышивают, делают какую-то красивую, тонкую работу.

-Каким рукоделием занимаются ваши мамы или бабушки?

+(ответы детей)

- Предлагаю поиграть в игру «Смотай клубочек»

(двум детям предлагается быстро намотать нитку на клубок)

Бывает, что и мужчин называют рукодельными, если они своими руками делают какие-то красивые вещи. Например, резную полку выпиливают вручную, а не на станке и еще ее красиво расписывают.

-А в ваших семьях папы занимаются, каким- нибудь рукоделием?

+(ответы детей)

Само рукоделие пришло к нам из далекого прошлого, когда первобытные люди плели сети из крапивы, делали сами горшки и плели корзины из рогозы и ивы.

В 19 веке в Чухломском районе были крепостные девушки. Они вышивали бисером разные красивые вещи.

-Посмотрите, какие красивые вещи создавали рукодельницы

-воспитатель выставляет фотографии с изображением разных поделок)

В музее хранятся такие экспонаты как чубуки, лампадники, кошельки – расшитые мелким бисером. Сейчас это искусство снова возвращается, и из бисера даже маленькие девочки плетут разные украшения: браслеты, фенечки.

-Кто из вас пробовал плести фенечки?

Также раньше расшивали и одежду. Шили кружевные наряды для богатых помещиков.

До того, как начали пользоваться швейными машинками, шили одежду руками. Таких мастериц называли белошвейками. Шов, сделанный руками очень напоминал машинный. В музее есть одежда сшитая таким образом.

В Московском кремле работают женщины, которые свои навыки передают своим дочерям. Их работа очень тяжелая, трудная. Из-за этого эти женщины рано уходят на пенсию. А вышивают они золотыми нитями погоны, аксельбанты, знамена и многое другое. У этих женщин очень болит спина, рано портится зрение. Но эта работа высокооплачиваемая. Сейчас современные люди стали меньше заниматься такими видами работ, все меньше становится рукодельниц и мастеров.

В нашем городе все же остались такие мастера. Некоторые занимаются плетением макраме, фриволите, вязанием спицами и крючком, вышивкой гладью и крестиком, росписью по шелку. В моду вошла техника лоскутного шитья – пэчворк и вышивка лентами.

Мужчины занимаются выпиливанием наличников, ковкой, плетением корзин, изготовлением мебели.

В Чухломе есть частная мастерская по изготовлению легкого платья.

Хочется, чтобы и вы когда вырастите, научились у своих родителей рукоделию и никогда не забывали традиции нашего города, смогли прославить нашу Чухлому своим мастерством и дальше передать свое умение своим детям.

Декоративное рисование «Узорное окошечко»

Цели: учить детей украшать элементами народного орнамента наличники окон, используя приемы рисования точки. Мазки. Кольца, линии; располагать элементы узора симметрично; развивать цветовое восприятие, воображение, творческое мышление.

Материал к занятию: листы бумаги в половину альбомного листа с нарисованными на них окнами; акварельные краски, кисти, дидактическая игра «Найди одинаковые окошки», конверт с загадкой, изображение Бабы-Яги, на стене избушка на курьих ножках для выставки детских работ.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: рассматривание узоров на окнах домов во время экскурсий по улицам города, рассматривание образцов узоров, фотографий украшенных строений.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня нам пришло письмо.

-Интересно, от кого оно?

(Воспитатель открывает конверт, а там загадка)

-Отгадайте загадку и узнаете, кто прислал нам это письмо.

Бабусю знает целый свет

Ей от роду лишь триста лет

Там на неведомых дорожках,

Дом ее на курьих ножках.

-Правильно, это Баба-Яга.

(На стену вывешивается картинка с изображением Бабы-Яги)

-Ребятки, Баба-Яга прислала вам игру, она называется «Найди одинаковые окошки».

-Хотите поиграть?

(игра на ковролине)

-А знаете ли вы, где живет Баба-Яга?

+В лесу.

-Как называется ее дом?

+Избушка на курьих ножках.

-Нравится вам ее дом?

+(ответы детей)

-У нас есть изображение ее избушки.

-Давайте украсим ее дом расписными, узорными окошечками.

-У каждого из вас на столе есть окошечко с пока еще белыми наличниками.

-Их мы будем украшать, используя известные приемы рисования.

-Давайте вспомним эти приемы.

+(дети называют и показывают на образцах)

Практическая работа детей.

Физкультминутка:

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша.

А под крышей – мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше,

А потом сложи другой.

Кто же вышел?

Вышли гуси –

Вот один, а вот другой,

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

(Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской»)

Подведение итогов.

(воспитатель поочередно выставляет работы детей в избушку)

-Ребята, посмотрите, какая красивая стала избушка на курьих ножках!

-Благодаря вашим красивым, ярким окошечкам, избушка стала похожа на сказочный теремок.

-Как вы думаете, захочет Баба-Яга жить в таком домике?

+Да.

-Вы такие молодцы, работы ваши получились разными, интересными, аккуратными и очень красивыми.

Ознакомление с художественной литературой.

«Знакомство с творчеством Чухломских поэтов»

Цель: познакомить детей с творчеством Чухломских поэтов, прочитать стихотворение о Чухломе Байковой Т. Н.

Татьяна Николаевна Байкова родом из г. Рыбинска Ярославской области. Татьяна Николаевна долгое время работала продавцом в книжном магазине. Но творческую, ищущую натуру давно заметили чухломичи и вскоре её пригласили на работу корреспондентом в районную газету «Вперёд». Стихи Т. Н. Байковой, посвящённые родной природе, краю, лиричны и задумчивы. Яркие эпитеты. Меткость сравнения и точность определений, тихая музыкальность стиха, говорят о несомненном таланте, о большой творческой удаче.

В 1992 году вышел первый сборник ее стихов «Подарок тебе», а в 1995 году в сборнике «Все начинается с любви» было опубликовано 15 ее стихотворений. Стихам Т. Байковой присуща глубокая лиричность, напевность. Начнешь их читать и не можешь оторваться, пока не прочитаешь все до единого стихотворения. Так они подкупают своим доверительным, добрым отношением.

-Я хочу прочитать вам стихотворение этой поэтессы:

«Мы с природой утратили связь»

Мы с природой утратили связь,

Не боимся ни черта, ни бога,

Нас уводит с родного порога

Перемен постоянная власть.

И глаза наших стареньких мам

Смотрят в душу с тоской и укором.

Возвратимся на родину скоро.

К заколоченным наспех домам.

Оборвется надежная нить

И тоска в наши души заляжет,

Ничего больше мама не скажет,

Не успели вину искупить.

-О чем это стихотворение?

+О родине, о родном городе, о маме.

-Ребятки, это стихотворение о любви к родному городу, родной земле, природе, матери.

Люди становятся взрослыми и покидают родной город, своих родителей. Очень важно при этом помнить о своей малой родине, о маме, которая вырастила нас. Никогда нельзя забывать, откуда ты родом. Ведь где бы ни был человек, его всегда тянет домой, в родные места, в родной дом.

-Мы должны гордиться тем, что родились и выросли в таком замечательном городе, нашей милой, тихой Чухломе.

-Не так давно в нашей Чухломской школе был объявлен конкурс «Стихи о Чухломе». Школьники младших классов пробовали сочинить стихи о своем городе. У них получилось, и вышла книга, которая называется «Душа поет о Чухломе». Здесь очень много стихов, которые дети сочинили о своем городе, о Чухломе.

-Я хочу прочитать вам одно из них, и потом мы выучим его наизусть.

(Воспитатель выставляет фотографию с видом Чухломы)

-Есть на свете городок-

Город небольшой.

Он зовется Чухломой-

Чухломой родной.

Расцветает краше всех

Город мой весной,

Улыбаясь солнышку,

Он шумит листвой.

Озеро сверкает

Зеркальной чистотой.

Небо разрисовано

Радугой цветной.

Брожу по тихим улочкам,

Любуюсь красотой.

Люблю я милый город,

Горжусь я Чухломой.

-О чем говорится в этом стихотворении?

Чухломе.

Какие красоты нашего города перечислены в этом стихотворении?

+Чистое озеро

-С чем сравнивается наше озеро?

+С зеркалом

-Что говорится о небе?

+На небе радуга

-Понравилось ли вам стихотворение?

+Да.

-Послушайте его еще раз.

(Воспитатель читает стихотворение еще раз, затем хоровое чтение)

-Кто хочет попробовать рассказать его самостоятельно?

+(Дети читают по желанию, воспитатель помогает)

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

Чухломе.

-Что нового узнали?

+Учили стихотворение о Чухломе.

-О какой поэтессе нашего города узнали?

+О Т. Н. Байковой.

-Да, мы познакомились с творчеством Т. Н. Байковой.

Беседа на тему: «До чего же хороша, узорная Чухлома»

Цель: обратить внимание детей на то, что дома бывают разные, что люди по – разному украшают свои жилища: окна, двери, веранды, ворота, забор, учить видеть прекрасное.

Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, воспитывать любовь к родному городу, уважение к человеческому труду.

Материал: изображение домов с резными наличниками, образцы узоров для украшения домов, фотографии с видами Чухломы, дидактическая игра «Угадай, как называется».

Ход беседы.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Мы живем,

Мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!

-Дети, как называется город, в котором мы живем?

+Чухлома.

-Предлагаю поиграть в дидактическую игру:» Угадай, как называется».

-Я буду показывать фотографии с достопримечательностями нашего города, а вы должны правильно их назвать.

-Много разных достопримечательностей нашего города вы назвали. Но все же большинство домов в нашем городе, как и в старину, остаются деревянными.

-Когда вы гуляете с родителями по улицам нашего города, обращали ли вы внимание на то, какие красивые есть дома?

-Что такого необычного вы заметили?

+окна домов украшены красивыми наличниками.

+Украшаются заборы, ворота и крыши домов.

-Кто же их так украсил?

+Их украшают сами люди.

-Зачем люди это делают, как вы думаете?

+ …

-Да, люди украшают свои жилища издавна. Ведь именно старинные дома отличаются особенными узорами.

-На что похожи деревянные узоры на окнах, с чем мы их можем сравнить?

+С кружевом.

-В старину люди, украшая свои окна резьбой вносили в это творчество особый смысл. Эти узоры что – то обозначали.

Уточки и уточки-оборотни

Звериные мотивы

Движение солнца по небосводу

Знаки воды

Фигурные ушки и берегини

Знаки земли и вспаханного поля

Физкультминутка: «Мы по улице гуляем»

Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем

(ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели. (Поднимают голову вверх)

Птички в гнёздышках сидят. (Приседают)

Птички по небу летят (взмахи руками)

И по кочкам скачут (прыжки на месте)

И никто не плачет! (улыбаются)

-Как вы думаете, легко ли создавать такое кружево на окнах?

+Нет, это очень трудная работа.

-Да, работа очень кропотливая, она требует от человека терпения, точности, фантазии.

Прежде чем сделать такой узор люди, обычно этим занимаются мужчины, должны придумать рисунок, образец своей будущей работы.

(Воспитатель показывает детям образцы узоров на бумаге).

-Затем этот рисунок переносится на деревянные заготовки, обводится карандашом. Когда все заготовки сделаны, мастер начинает выпиливать узоры лобзиком.

-Лобзик-это такая тоненькая пилка, с помощью которой можно выпиливать очень мелкие детали.

-Раньше лобзик был ручной, то есть приходилось долго трудиться, на руках появлялись мозоли.

-Теперь труд мастеров облегчился появлением электрического лобзика, который помогает быстрее и лучше сделать эту работу. Но все равно это творчество осталось очень кропотливым и не каждый человек способен создать такую красоту.

-В нашем городе есть такие мастера, которые изготавливают на заказ наличники на окна, резную мебель и многое другое.

-Многие из этих мастеров пожилые люди.

-Может быть, и ваши папы или дедушки занимаются таким творчеством.

-Эти дома делают наш город особенно красивым.

-Когда вы вырастите. То может быть и кто – то из вас будет создавать такое деревянное кружево и станет настоящим мастером своего дела.

Экскурсия по улице М. Горького.

Цель: рассмотреть дома с резными наличниками, обратить внимание на узоры, на что они похожи, что обозначают, какого цвета, учить различать старинные узоры от современных, воспитывать любовь к своему городу, народу, уважение к труду людей; развивать наблюдательность, внимание, воображение, эстетическое восприятие.

Конструирование на тему: «Строим красивый теремок» (коллективная работа)

Цель: осваивать с детьми нетрадиционную технику: украшение окон кружевами, совершенствовать навыки аккуратного наклеивания, развивать умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива, развивать связную речь, воображение, мелкую моторику; воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, к труду других людей, вызвать у детей положительные эмоции.

Материал к занятию: изображение теремка на половине ватмана, на каждого ребенка части будущего теремка (стены и крыши) с окнами для украшения их кружевами, клей ПВА, кисти, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание фотографий с узорами на окнах, экскурсия по улицам города, экскурсия в музей, беседы о рукоделии и других промыслах людей нашего города.

Ход занятия.

-За морями, за лесами, за высокими горами, стоит вот такой терем-теремок (выставляется изображение теремка)

-Как вы думаете, кто живет в этом теремке?

+(ответы детей)

-А живут в том тереме мастера, да рукодельницы.

Как вы думаете, чем они занимаются?

+Шьют, вяжут, плетут, вышивают, выпиливают.

-Да, они создают очень красивые и нужные вещи.

-Посмотрите, какой красивый терем, они себе выстроили.

-Шло время, рукодельницы и мастера постарели, терем их постепенно стал разрушаться и от былой красоты почти ничего не осталось. Некому починить и украсить теремок.

-Рукодельников на земле осталось очень мало.

-И вот они решили обратиться к вам за помощью.

-А мы с вами умеем многое. Давайте попробуем все вместе соорудить такой теремок, да еще и украсить его стены, окна, ворота.

-Предлагаю начать с пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (Смотрим на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали, (Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук) Повертели (Круговые вращения кистью) И работать захотели.

-У каждого из вас на столе лежат заготовки нашего будущего теремка, кружева, для украшения окон.

-Мы будем наклеивать эти кружева на окна, чтобы получились узорные наличники.

Самостоятельная работа детей.

Физкультминутка:

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу. (присесть)

-Посмотрите, как красиво получилось и очень аккуратно. Теперь мы соединим стены теремка и крыши, и получится большой красивый терем.

-Потом мы сможем использовать этот теремок на занятиях и в театральной деятельности.

-Молодцы ребята, а за ваше старание и на память об этом занятии рукодельницы дарят вам вот такие медальки.

Экскурсия в музей.

Цель: рассмотреть экспонаты музея, расширять и обогащать знания детей о промыслах и рукоделии жителей нашего города, воспитывать чувства гордости и уважения к труду и творчеству людей; развивать эстетический вкус, чувства прекрасного, внимание, память, воображение.

Развитие речи: «Составление рассказов о своем доме» (рассказы по рисункам детей).

Цель: учить детей составлять короткие рассказы по картинке, развивать связную речь, интонационную выразительность речи, творческое воображение, мышление, воспитывать интерес к словесному творчеству.

Оборудование: детские рисунки с домами.

Ход занятия

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

-Посмотрите, сколько рисунков вы нарисовали!

На доску выставляются рисунки детей)

-Это ваши дома. Все они разные.

-Сегодня на занятии мы будем составлять короткие рассказы о своих домах.

-Я хочу рассказать о своем доме.

(рассказ воспитателя о своем доме)

-Кто хочет попробовать рассказать о своем доме?

(рассказы детей)

-А теперь поиграем в игру «»Ну-ка угадай»

-Я буду описывать чей-нибудь дом, а вы должны угадать, чей дом я описываю.

Физминутка "Вот так!"

- Как живешь? Вот так! (Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх) - Как идешь? Вот так! (Маршировать) - Как бежишь? Вот так! (Бег на месте) - Ночью спишь? Вот так! (Ладони соединить и положить на них голову (щекой).) - Как берешь? Вот так! (Прижать ладонь к себе) - А даешь? Вот так! (Выставить ладошку вперед) - Как шалишь? Вот так! (Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним) - Как грозишь? Вот так! (Погрозить пальцем друг другу)

-Молодцы, ребятки, интересные рассказы составили. Я все ваши рассказы записала. Кто не успел рассказать о своем доме, расскажет мне на прогулке.

-Все ваши рассказы мы поместим в наш альбом «Улица дружная».

Мини-музей в группе

«Чухлома узорная»

Публикации по теме:

Проект «Я и мое здоровье» для детей средней группы Проект «Я и мое здоровье" (для детей средней группы) Актуальность Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём.

Краткосрочный проект «Сказка» для детей средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок» комбинированного вида с. Сарыг-Сеп, Каа-Хемского.

Проект «Огород на подоконнике» для детей средней группы Проект «Огород на подоконнике» (средняя группа) ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 1. Полное название проекта: «Огород на подоконнике» 2. Автор.

Проект для детей средней группы «День космонавтики»Проект для детей средней группы «День космонавтики» Проект «День космонавтики» Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители. Цель: Познакомить детей с российским праздником.

Проект для детей средней группы «Разноцветная неделя» Тип проекта: - краткосрочный проект c 12.09 по 16.09; - групповой; - информационно-творческий. Цель проекта: Закрепление всех цветов и умение.

Проект для детей средней группы «Мамин день» Продолжительность проекта: краткосрочный (с 20. 11. – 01.12.2017) Вид проекта: познавательный, речевой, творческий, продуктивный Участники.

Проект для детей средней группы «Однорукий великан» Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Однорукий великан» 2. Автор проекта (Ф. И. О): Лазеева Мария Викторовна 3. Руководитель.

Проект «Новогодний праздник» для детей средней группы Проект для детей среднего дошкольного возраста "Новогодний праздник" Тип проекта : познавательно – игровой, творческий. Продолжительность.

Проект «Уроки доброты» для детей средней группы Вид: познавательный, социально-личностный, творческий, коллективный. Участники: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проект «Звук-волшебник» для детей средней группы Тема проекта «Звук-волшебник» Вид проекта: практико-ориентированный Сроки реализации проекта: 2 месяца Участники проекта: педагоги, воспитанники.

Автор публикации:
Проект для детей средней группы «Чухлома узорная»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 08:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД