Анна Королева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир камней».
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: Волшебный мир камней.
Авторы конспекта проекта: Королева Анна Александровна, воспитатель, 1 квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 194» г. Иваново, Роговская Лариса Федоровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 194» г. Иваново.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Волшебный мир камней“,» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Актуальность основывается на интересе, потребностях детей и их родителей. В проекте сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Он способствует организации исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
В дошкольном возрасте формируется познавательная активность, исследовательский интерес и творческие способности, закладываются основы личностной культуры человека. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский, детско-взрослый.
Длительность: средней продолжительности (20.03.2017-13.05.2017).
Цель: развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности с коллекцией камней.
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
• Формировать умения выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.
• Расширять знания детей о роли камней в жизни человека.
• Формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»:
• Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе, трудолюбие.
• Вызывать желание довести начатое дело до конца.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологической культуре.
• Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.
«Речевое развитие»:
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
• Совершенствовать диалогическую речь: формирование умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.
• Обогащать словарный запас.
«Художественно-эстетическое развитие»:
• Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.
• Расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней.
«Физическое развитие»:
• Развивать ориентировку в пространстве.
• Развивать крупную и мелкую моторику.
Все задачи реализуются через:
• разные виды регламентированной деятельности;
• совместную образовательную деятельность;
• самостоятельную деятельность.
Предпосылки учебной деятельности: развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательной мотивации и познавательных действий; развитие творческой активности и воображения, формирование умения слушать объяснения и выполнять задания, не мешая друг другу.
Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи активизации интереса, формирование навыков и умений детей в разнообразной деятельности на основе такой формы работы как коллекционирование.
Новизна проекта состоит в том, что данная программа включает дошкольников в активную познавательную и творческую деятельность, в частности, исследовательскую и художественную через интеграцию образовательных областей, так как коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять интересы детей. Процесс коллекционирования не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Проект нацеливает на совместную деятельность и тесное сотрудничество с родителями.
Ценность проекта заключается в том, что дошкольники получают возможность погрузиться в тему в разных видах и формах образовательной деятельности.
Совместная работа педагога и воспитанников организуется еженедельно, включает в себя различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, изобразительную.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе образовательной деятельности, применение знаний на практике.
Подготовительный этап:
• Экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления с камнями;
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов НОД; подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми; пополнение коллекции камен;
• подбор художественного материала, журналов;
• подготовка для родителей информационных листов, анкет;
• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап:
Деятельность в рамках проекта
Познавательно-речевое развитие
Коммуникация Познание Чтение художественной
литературы
Беседы:
«Какие бывают камни»;
«Как рождаются камни»;
«Зачем живым существам нужны камни»;
«Простые и ценные камни»;
«Камень – друг или враг»;
Составление творческих рассказов «Камни разные нужны, камни разные важны».
Придумывание сказки/рассказа о камнях. Опыт «Твердость камня».
Опыт «Прозрачность камня»
ОД «Удивительное в камне».
ОД с элементами экспериментирования «Эти загадочные камни».
Рассматривание энциклопедии «Минералы».
ОД с элементами
экспериментирования «Мы – юные исследователи».
Конструирование из цветных камней «Каменный калейдоскоп».
ОД «В камнях есть какая-то загадка».
Опыты «Теплый – холодный, «Тонет – не тонет», «Есть ли в камне воздух».
Рассматривание камней через лупу.
Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры).
Игра «Сосчитай камешки»,
«Отыщи такой же», «Узнай на ощупь»
ОД «Кладовая Земли. Его величество уголь».
Показ презентаций по теме «Камни».
Игровой эксперимент «Пирамида из кам Чтение пословиц и поговорок о камнях.
Сказки:
И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки»
П. П. Бажов «Серебряное копытце».
П. П. Бажов «Хозяйка медной горы».
Рассказ воспитателя о профессии строитель, горняк;
Загадывание загадок о камнях;
Обсуждение пословиц и поговорок о камнях.
Социально-личностное развитие
Социализация Безопасность Труд
Сюжетно-ролевые игры:
«Строители».
«Шахтеры»
Дидактические игры:
«Сочиняем сказки и рассказы».
«Отыщи такой же камень».
«Что исчезло?».
«Что для чего?».
Игры с камешками Марблс: «Бабочка – красавица», «Капельки дождя», «Найди свой камешек». «Разложи по цвету», «Гусеница-модница».
Разговор-обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок;
Разговор-обсуждение техники безопасности во время прогулки.
Помощь дворнику в уборке прогулочного участка группы.
Собирание интересных камней на территории детского сада.
Помощь воспитателям в оформлении коллекции камней на группе.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество Музыка
Камнетерапия «Разложи камешки», «Создай каменную картину».
Выкладывание узоров разными видами камней.
Выкладывание различных узоров из цветной гальки.
Рисование на камнях.
Составление панно и коллажа из камней.
Физическое развитие
Физическая культура Здоровье
Подвижные игры:
«Камешки»,
«Семь камней» (русская народная,
«Найди камни самоцветы»,
«Донеси – не урони».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Весёлые камешки».
Упражнение «Озорные ножки» - ходьба по камешкам, перекатывание камней пальцами ног.
Беседа на тему: «Как камни нам помогают в жизни».
Заключительный этап:
• Выставка детских работ: панно и коллажи из камней;
• Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).
Взаимодействие с семьями:
• Поиск информации в Интернете;
• Консультация для родителей «Труд в природе», «Знакомим детей с окружающим миром», «Сравнение камней с другими материалами»;
Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»
• Предложить родителям совместно с детьми изготовить поделки для выставки «Волшебные превращения камня»;
Консультация для родителей
«Труд в природе»
Трудовое воспитание — одна из важнейших сторон подготовки ребёнка к учению.
Труд оказывает глубокое влияние на формирование личности ребёнка в целом. Трудовая деятельность содействует умственному развитию ребёнка. В процессе труда формируются такие необходимые будущему школьнику умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Труд предоставляет широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки.
В процессе труда ребёнок узнаёт многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах. Труд в природе позволяет познакомить детей уточнить их значения о растения и животных, об их повадках и условиях жизни.
В труде совершенствуется деятельность двигательного, зрительного, слухового анализатора, что свою очередь способствует более тонкому восприятию ребёнком формы, цвета, величины предметов.
Труд является действенным средством нравственного воспитания. В труде воспитывается трудолюбие, уважение к труду других людей. Формируются такие ценные качества, как дисциплинированность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Трудясь, ребёнок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, уметь выдел я главное, ‘спроектировать», предвидеть результаты своей работы.
В труде воспитываются дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма.
Труд способствует формированию культурных навыков. Труд доставляет ребёнку эстетическое удовольствие, учит его видеть красоту сделанную человеком.
Правильно организованный труд способствует г физическому воспитанию, повышает выносливость, работоспособность организма, развивает точность и координацию движений ребёнка, совершенствует кисть руки.
Большое место принадлежит трудовому воспитанию при подготовке детей к школе. Так содержание обучения, характер всей деятельности школьника тесно связан с трудом.
Огромную радость доставляет детям результат труда, возможность сделать что-то для других. Совместный с родителями или с другими членами семьи труд приучает ребёнка сообща и дружно работать, помогать друг другу, формирует чувство коллективизма. Знакомство с трудом взрослых расширяет кругозор детей, развивает интерес к окружающему. Родители должны рассказать детям, как они трудятся на производстве. Гуляя с ребёнком, обратите внимание на то, как чисто выметены улицы. Ему будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица — результат его труда. Дворник встает раньше всех, и когда ребята идут в д/сад, уже заканчивает свою работу.
В семье всегда легко включить ребёнка в полезную для других работу: вытереть пыль, подмести пол, вымыть посуду, полить растения и т. д. Такой труд не всегда интересует ребёнка, и чтобы привлечь его к выполнению таких повседневных дел, нужно постараться заинтересовать ребёнка результатом, объяснить необходимость и значение выполненной им работы. Например: «Если не поменять воду в вазе — цветы завянут», «Если не полить растения — они погибнут».
Ребёнок всегда радуется результату работы — нужно похвалить за выполнение порученного дела.
Значительно повышается интерес к труду, если полезность его для окружающих очевидна. Например: «Как хорошо Катя убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть». Пусть сделанная ребёнком закладка для книг, подставка для вилок, игольница не совершенны, родители должны оценить его труд, желание сделать что-то для других и обязательно использовать эту вещь в быту.
Важно, чтобы все члены семьи серьезно отнеслись к труду детей, чтобы в семье была создана трудовая атмосфера, и ребёнка постоянно привлекали к труду, давали интересные поручения. Если же эти поручения заключаются лишь в выполнении требований «подай, сбегай, принеси», то это только отбивает у ребёнка охоту трудиться.
Консультация для родителей по теме «Знакомим детей с окружающим миром»
В МИРЕ КАМНЯ
Мир окружающих вещей многообразен. Научить детей ориентироваться в окружающем мире – значит развить у них восприятие, память, внимание, дать возможность практического применения различных вещей. Предлагаю обратить ваше внимание на обыкновенные камни.
Камни или что-то каменное есть везде: на улице, дома. Попробуйте дома и на прогулке использовать представленные игры и упражнения, поставив перед собой цели:
• дать представления о свойствах камня;
• способы применения камня в играх с природным материалом;
• использование камня людьми.
Для выполнения поставленных целей используйте различные виды деятельности детей: игры, занятия, беседы, экспериментирование, наблюдения, чтение.
«Найди камень».
Цель: выделять камень из других предметов.
Детям на прогулке предлагается найти камень и принести его взрослому, гуляющему с ребенком. Не все дети справляются с этой задачей. В результате поисковой деятельности дети знакомятся с различными материалами. Тут и кусочки дерева, глины, земли и др. Вместе со взрослыми дети начинают отбирать камни и знакомиться с его свойствами. В результате целенаправленной деятельности дети научатся безошибочно находить камень.
«Большой – маленький камень».
Цель: находить в ближайшем окружении камни заданной величины.
Взрослый показывает детям два камня и предлагает выбрать из них большой камень. Остается маленький камень. Кроме визуального сравнения делается сравнение камней по весу и делается заключение: чем камень больше, тем он тяжелей. Можно найти большой камень, который невозможно сдвинуть с места. И сделать заключение: есть такие тяжелые камни, которые можно передвигать только с помощью техники.
«Каменная дорожка».
Цель: подбирать по размеру камни и выкладывать из них дорожку, обследование поверхности камня».
Взрослый показывает камень и просит поискать и принести примерно такой же по размеру. Потом все вместе выкладывают дорожку и камня, выбирая ровную поверхность, которая будет вверху. Рассказать детям о том, что есть мощеные камнем дороги, по которым ездят машины и ходят люди.
«Экскурсия в парк».
Цель: Знакомство с каменными скульптурами Петергофа
Обращая внимание детей на монументальную скульптуру, родители продолжают знакомить детей со свойствами камня. Камень можно обрабатывать, создавать из него различные предметы декора. Камни, из которых высекают скульптуры, называется поделочным камнем. После обработки каменные изделия выглядят совсем не так, как в природе. Предметы из камня могут быть гладкими, блестящими, очень красивыми. Поделочные камни могут быть разными по цвету.
«Ряженье».
Цель: знакомить детей с украшениями, сделанными из камней.
В шкатулке лежат различные украшения: бусы, ожерелья, браслеты, кулоны, брошки. Дети перед зеркалом примеряют украшения, любуются красотой камней.
«Четки».
Цель: перебирая четки пальцами, ощущая гладкость камня, дети успокаиваются. Успешно используются для стабилизации состояния гиперактивных, эмоционально лабильных детей.
«Драгоценные камни».
Цель: знакомить детей со свойствами камней.
Мама может показывать различные украшения из камня и рассказывает о них. Потом предлагает выбрать из шкатулки бусы определенного цвета, размера. Из рассыпанных бус можно составить узор на пластилиновой дощечке. Используется образец, словесная инструкция в зависимости от решаемых задач по сенсорному развитию (усвоение формы, размера, цвета).
«Собери бусы»
Цель: развитие тонких движений кистей рук и пальцев. Закрепление знаний размера, цвета, формы. Развитие произвольной деятельности, навыков саморегуляции.
В индивидуальных занятиях по развитию у детей вышеперечисленных знаний, навыков родители могут добиваться хороших результатов, потому что продукт деятельности ребенка всегда является для него предметом гордости. Собранные бусы можно показать кому-нибудь, подарить, использовать в игре.
«Всплывет – потонет».
Цель: определение свойств камня.
В результате эксперимента с камнями и другими предметами: деревянными палочками, кусочками картона и др., дети знакомятся со свойством камня. Если камень тонет, значит, он тяжелее воды и других, не тонущих в воде, предметов.
«Что теплее?»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камня.
В солнечную погоду родители могут обращать внимание детей на то, что камень нагревается и долго держит тепло. Для сравнения детям предлагается приложить ладошку к большому камню с солнечной и с теневой стороны и почувствовать разницу температур.
«Чудесный мешочек».
Цель: на ощупь определить предмет, назвать его. Описать внешний вид предмета.
Взрослый использует мешочек или пакет, в котором лежат различные украшения. Ребенок опускает руку в мешочек, пытается догадаться, какой предмет он держат в руке. Достает его из мешочка, рассказывают о нем, надевает на себя или на взрослого украшение.
«Сказки».
Цель: формировать представления детей о ценности камней.
Во многих сказках рассказывается о чудесных свойствах камней. Дети, слушая эти сказки, развивают воображение, пополняют свои знания о природе вещей.
«Метание камней на дальность, в цель».
Цель: развивать у детей основные движения, меткость. Выполнять правила безопасности.
На прогулке можно организовывать соревнования по метанию камней. Перед этим детям объясняются правила проведения соревнований. Дети должны понять, что камнем можно поранить человека. Нельзя кидать камни в окна, в людей, в животных и птиц.
«Рассказы о камнях».
Цель: расширять представления детей о природе камня. Месторождения драгоценных и поделочных камней. Способы обработки камней. Предназначение камней.
Родители подбирают литературу, адаптируют ее, а потом в доступной для понимания детей форме преподносят материал. Все это способствует расширению представлений у детей об окружающем мире.
Консультация для родителей
Дошкольники природные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности.
Одной из направлений детской экспериментальной деятельности- опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство
удовлетворения от проделанной работы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай
попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.
Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки.
Опыт №1. С помощью трубочек создать сильный поток воздуха и подуть на песок. Что про
исходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются.) Потом попробовать подуть на камень. Что произошло? (Камушек не двигается.) Почему? (Потому что он тяжелый.)
Вывод: Песчинки маленькие, легкие. Камни- тяжелые.
Опыт №2. Взять молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробовать вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) Попробовать вбить гвоздь в камень.
Что случилось с гвоздем? (Он погнулся.)
Вывод: Камень тверже дерева.
Опыт №3. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произой-
дет? (Дерево плавает.) А теперь опустим в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень
тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
Опыт №4. Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из
воды. Какой он? (Мокрый.)Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт №5. Возьми в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладони. Сравни-
те, что произошло с камешком, а что с пластилином. (Пластилин помялся, а камень остался такой же.)
Вывод: Камень твердый, а пластилин мягкий.
Попросите детей зарисовать все эти опыты. Проанализируйте рисунки вместе и сделайте выводы.
Желаем успехов!
Анкета для родителей
«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»
Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?
• да;
• нет;
• не знаю
2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как часто?
• часто
• редко
• всегда
• никогда
3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
• экспериментирует самостоятельно
• просит помощи родителей
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ___
5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое? ___
• считаю нужным
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
• да
• нет
• иногда
7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности? ___
Спасибо за сотрудничество!