Лучший педагог года

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Югра — мой край родной»

Юлия Адамова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Югра — мой край родной»

"Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма" В. А. Сухомлинский.

"Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать" М. А. Шолохов.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста.

Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Югра — мой край родной“» размещена в разделах

Сегодня формирование патриотизма и ценностного отношения к своим истокам является одним из условий дальнейшего общественного прогресса, что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, межнациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом».

Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые, научат их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре своей родины, родной природе, к родному дому и семье. В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания.

Формирование ценностного отношения к малой родине - важная составляющая этого процесса, которая обеспечивает устойчивую, активную жизненную позицию детей по отношению к своей стране.

Для воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте очень важно, чтобы взрослые заняли активную позицию в этом вопросе, прежде всего, смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и неповторимости. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.

Югорская земля богата не только природными ресурсами, главное ее достояние и богатство - люди. На Югорской земле живут коренные народы севера, которые своими достижениями прославляют Югру в разные времена и хорошо известны в истории. Это - писатели, деятели искусств, общественные деятели.

На сегодняшний день у детей старшего дошкольного возраста недостаточно полно сформированы знания и представления о коренных народах севера, их быте, традициях, культуре.

Поэтому возникла необходимость наполнения новым содержанием образовательный процесс по ознакомлению детей с историей родного края, людьми, прославившими Югру в разные годы. Работа в данном направлении поможет сформировать черты характера, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины. Именно яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и являются отличным примером для подражания.

Одним из решений данной проблемы является создание и реализация познавательного интегрированного проекта «Югра – мой край родной» в подготовительной к школе группе с сентября 2019 года по апрель 2020 г. В сотрудничестве с музеем истории и ремёсел был организован детско – родительский клуб «Юрт».

Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям, культуре и жизни народов севера.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью, традициями и культурой народов севера.

2. Развивать у детей коммуникативные навыки с взрослыми и сверстниками.

3. Воспитывать уважение и гордость за людей, населяющих родной город.

4. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

Педагогический процесс построен с соблюдением следующих принципов:

• Принцип историзма - реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

• принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь и уважительное отношение к родному краю, Отечеству;

• принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. ;

• принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с детьми, семьёй, педагогами детского сада, социальными партнерами.

Вид проекта : интегрированный

Творческий: создание продуктов детской творческой деятельности.

Информационно - исследовательский: совместная исследовательская деятельность детей, родителей педагогов и социальных партнеров в ходе знакомства с жизнью, культурой, традициями народов севера.

Игровой: использование творческих игр, инновационных технологий («клубный час», «музейная педагогика», мастер - класс).

Новизна: применение в работе с детьми инновационных технологий - информационно-коммуникационные, «музейная педагогика», мастер класс, детско – родительский клуб «Юрт».

Срок реализации проекта : сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.

Участники проекта :

• дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);

• педагоги д/с;

• родители воспитанников;

• социальные партнё ры: музей истории и ремесел.

Предполагаемый результат:

• у детей расширятся представления о жизни, традициях, культуре народов севера;

• у детей разовьются навыки творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

дети овладеют исследовательскими умениями: наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы. Обогатится словарный запас;

• у детей сформируются самосознание и мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявятся на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине;

• у детей разовьется социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Работа по реализации данного проекта носила развивающий характер обучения, воспитания и поддержки индивидуальности в образовании с применением инновационных технологий: «музейная педагогика», «клубный час», информационно - коммуникационные, мастер - класс.

Реализация этапов проекта :

1. Подготовительный:

• выбор темы, постановка цели и задач;

• подбор литературы по теме «Традиции и быт народов севера»;

• создание картотеки народных игр, сказок, легенд народов севера;

• знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;

• пополнение РППС играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для игровой деятельности, макетом чума ханты и манси;

• опрос детей «Что я знаю о народах севера».

2. Основной:

систематическое проведение запланированной работы с детьми: проведение бесед на тему: «А знаете ли вы, что означает название «ханты»? «народ», «человек», «Что такое чум?», «Какими промыслами занимаются коренные народы Югры?», знакомство с народными играми, сказками, рисование хантыйских узоров, изготовление открыток к празднику - День ХМАО, коллажа «Я живу в Югре» на занятиях и в свободной деятельности;

• внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о жизни и традициях народов севера;

совместное изготовление родителей с детьми поделок: оберега, игольницы, украшения на ёлку, народной куклы – акань, подвески;

• посещение родителями клуба «Юрт» раз в месяц по субботам, мастер – класса «Народная кукла – акань»;

• разработка и накопление методических материалов, конспектов занятий, бесед;

• проведение музыкального праздника «Край, в котором мы живём – мы Югорией зовём» к Дню округа;

• проведение спортивных развлечений «Северное сияние» и «Народные игры народов севера».

3. Заключительный.

• подведение итогов работы по проекту;

• проведение совместно с руководителем клуба «Юрт» праздника «Вороний день».

Продукт проекта :

• картотека народных игр ханты и манси, сказок и легенд Югры «Волшебные сказки Югры»;

• перспективный план работы;

• методический материал, конспекты занятий, бесед;

• макет "Чум";

• мини-музей с поделками из ткани "Орнаменты народов севера" .

Результативность данного проекта :

• у детей расширились представления о жизни, традициях и культуре народов севера;

• данный проект позволил сформировать у них черты характера, как активность, инициативность, стремление и желание к получению новых знаний, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины;

• дети научились проявлять творческую активность в познании окружающего мира и реализовать свои творческие способности;

• повысилась активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе с 82% до 94%;

• в средствах массовой информации (сайты Музея истории и ремёсел, Маам. ру) были размещены различные публикации ;

• принимали участие в конкурсах различного уровня.

Формирование ценностного отношения к малой родине – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение, который найдет отражение не здесь и сейчас, а гораздо позже, в будущем. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОО в начальной школе – уровень адаптации к школе, результаты усвоения основной образовательной программы.

В конечном итоге следует учесть, что духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных, тактичных и компетентных действий со стороны педагога, поскольку от этого зависит нравственное здоровье детей и будущее общества.

Вывод: проект стал стимулом к развитию творческой инициативы детей, педагогов, родителей и социальных партнёров.

Данный проект может быть реализован педагогами любой образовательной организации при создании системы работы с социальными партнерами.

Публикации по теме:

Программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста «Родной мой край» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Понятие «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно.

Досуг «Мой родной город» для детей старшего дошкольного возраста Выполнили воспитатели: Серегина Т. В. высшая кв. категория Вьюшкова О. В. высшая кв. категория МДОУ «ЦРР -Д/С №153» г. Магнитогорск, Челябинская.

Конспект занятия и презентация «Югра — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной» Выполнила:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Кузбасс — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования новых представлений об окружающей природе родного края. Задачи:.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Мой родной край» Тема: "Беречь природу - беречь жизнь" Цель: расширение и закрепление знаний детей о заповедниках Саратовской области. Задачи: - познакомить.

Консультация «Мой край родной — Югра» Мой край родной, край северный. Люблю тебя, мой край родной, За зимний холод, летний зной. За рек студеную прохладу, За щедрой осени отраду.

Познавательно-творческий проект к 23 февраля «Слава армии родной в День ее рожденья» для детей старшего дошкольного возраста Введение Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий По числу участников проекта: групповой. По времени.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Мой родной край — Каргапольский» Проект для детей среднего дошкольного возраста «Мой родной край - Каргапольский» Вид проекта: познавательно-творческий Тип проекта: групповой,.

Проект для для детей старшего дошкольного возраста на тему «Родной поселок»Проект для для детей старшего дошкольного возраста на тему «Родной поселок» Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Родной поселок» Цель: расширять представления детей о родном крае. Задачи:.

Сценарий развлечения «Люблю свой край родной» для детей старшего дошкольного возраста Цель: приобщать детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о народной игрушке Пензенского края.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Югра — мой край родной»
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 15:58
+107Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД