Лучший педагог года

Проект для младших дошкольников «Подвижные пальчики-говорливый язычок»

Наталья Нестеренко
Проект для младших дошкольников «Подвижные пальчики-говорливый язычок»

Проект «Подвижные пальчики – говорливый язычок».

(Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.)

Составитель проекта: Нестеренко Наталья Анатольевна, воспитатель детского сада № 8 г Вязьмы, Смоленской области

Публикация «Проект для младших дошкольников „Подвижные пальчики-говорливый язычок“» размещена в разделах

Проблема. В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Сегодня всем известно, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Актуальность. Вопрос развития речи и мелкой моторики детей очень актуален. Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? Почему у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули? Однозначный ответ дать сложно. Однако, абсолютное большинство учёных, педагогов и учителей считают, что многие успехи ребёнка напрямую зависят от умения работать руками. В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

С этим высказыванием трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь, и не только она, а и память, внимание, мышление.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. (М. М. Кольцова).

Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л. В. Фомина).

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики детей являются пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Цель проекта: развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи проекта:

- изучить методический материал по данной теме;

- расширить развивающую среду для развития мелкой моторики и речи, создав картотеку пальчиковых игр, новые атрибуты для пальчиковых игр;

- развивать мелкую моторику, используя пальчиковые игры;

- разучить новые пальчиковые игры;

- развивать речь, расширять словарный запас;

- показать родителям способы и приёмы проведения пальчиковых игр.

Тип проекта: познавательно – развивающий.

Участники проекта:

1. Воспитатель Нестеренко Наталья Анатольевна

2. Дети

3. Родители.

Длительность проекта: долгосрочный (учебный год 2014-2015).

Предполагаемый результат: проявление детьми интереса к пальчиковым играм, увеличение словарного запаса, возрастание речевой активности детей в различных видах деятельности; приобретение детьми хорошей подвижности и умелости пальцев рук; родители получили необходимые знания и умения по данной теме и используют их дома для развития своего ребёнка.

Средства достижения поставленных задач:

Предметно-развивающая среда для развития мелкой моторики в группе.

Анализ имеющейся в группе предметно – развивающей среды по данной теме.

В группе есть:

- методическая литература по данной теме;

- материалы по различным видам продуктивной деятельности;

- счётные палочки, трафареты, шнуровка, прищепки, паззлы, мозаика;

- матрёшки, пирамидки, вкладыши;

- сухой бассейн, природный материал (шишки, орехи);

- дидактические пособия: «сумочка - отвлекалочка», «дерево с яблоками», «весёлая черепашка»;

- массажные мячики, кисточки и др. ;

- пальчиковый театр «Колобок».

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап.

- Определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Подготовка консультаций, стендов информации, изготовление атрибутов для пальчиковых игр, оформление фотоотчётов и выставок детского творчества.

- Мониторинг.

2. Основной этап.

- Составление плана работы по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры.

- Составление картотеки пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.

- Изготовление атрибутов для «пальчикового театра» и других пособий для пальчиковых игр.

- Разработка консультаций по проведению пальчиковых игр.

- Включение пальчиковых игр во все виды деятельности и режимные моменты.

- Обучение родителей проведению пальчиковых игр.

Работа с родителями.

- Консультации: «Игры для развития речи», «Развиваем мелкую моторику», «Несколько слов о полезности пальчиковых игр», «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Пальцы помогают говорить», «Пальчиковые игры и развитие речи», «Пальчиковые игры», «Пальчиковые игры – это развитая речь и здоровый ребёнок».

- Беседы: «Пальцы помогают говорить», «Как играть в пальчиковые игры», «Большая польза от мелкой моторики».

- Выставка (фотовыставка) игр и атрибутов.

- Папка - передвижка: «Ловкие пальчики».

- Родительское собрание: «Развиваем пальчики – развиваем речь».

3. Заключительный этап.

- Мониторинг.

- Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

- Презентация проекта «Подвижные пальчики – говорливый язычок».

4. Приложение.

Литература:

1. Ермакова И. А. Поиграй со мной, мама! – СПб. : «Литера»,2007.

2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб. : «Литера»,2006.

3. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. /М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - СПб. :2002.

4. Крупенчук О. И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. – СПб. : «Литера»,2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : «Литера», 2006.

6. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. – СПБ. :КАРО, 2008.

7. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет/ сост. : Т. В. Калинина и др. - Волгоград, «Учитель»,2011.

8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

9. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо», 2005.

10. Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.

11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. : Центр полиграф, 2005.

12. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М. : «Мозаика - синтез»,2014.

13. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М. : «Мозаика – синтез»,2010.

14. Материалы интернет - сайтов.

Публикации по теме:

Проект «Ознакомление младших дошкольников с ПДД» Цели, задачи, обеспечение проекта и его участникиПроект по ознакомлению младших дошкольников с ПДД реализуется в рамках целостного педагогического.

Физическое воспитание дошкольников. Проект «Русские подвижные игры» Проект «Русские подвижные игры» (подготовительная группа) Воспитатель: О. П. Теплякова -2014- Вид проекта: творческо – информационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для младших дошкольников «Подвижные пальчики-говорливый язычок»
Опубликовано: 4 мая 2015 в 14:26
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 103.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД