Юлия Залазаева
Проект для старшего дошкольного возраста «Букашки на ромашке»
▼ Скачать + Заказать документы
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не могу держать в руках.
Пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глазка два,
Трещинка на спинке,
Вот хорошая трава,
На, поешь травинку!
Ах, упал, упал из рук!
Нос измазал пылью!
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
Актуальность проекта: Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большей будет педагогическая результативность. Ведь в этом неповторимом возрасте дети как губки впитывают в себя всю предлагаемую им информацию. Очень важно обогащать их позитивными эмоциями, дарить им наслаждение от общения с природой родного края, правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают дошкольников.
Публикация «Проект для старшего дошкольного возраста „Букашки на ромашке“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Проекты. Проектная деятельность
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
После реализации проекта «Знакомство с миром птиц», давшего детям много новых знаний о мире наших пернатых соседей, у детей стали возникать вопросы о жизни тех, кто является основной пищей птиц. Дети стали интересоваться насекомыми, рассматривать энциклопедии, имеющиеся в группе, задавать вопросы.
Дети самостоятельно не могли объяснить многие интересующие их явления, найти ответы на волнующие их вопросы. Индивидуальные беседы с детьми не могли дать ответы на все возникающие вопросы.
Какие насекомые живут рядом? Для чего они нужны природе, человеку?
Вред или пользу они приносят?
Поэтому, возникла необходимость создать новый интересный проект о жизни маленьких обитателях огромного животного мира.
Идея проекта: На любом участке детского сада, в любом дворе, на любой улице любого населенного пункта можно найти интересные для наблюдений объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Любознательного от природы ребенка с легкостью и … можно заинтересовать наблюдениями, рассматриванием, исследованием окружающего живого мира. В этом случае, на первое место становится детская исследовательская деятельность. Любое наблюдение можно
превратить в самую настоящую деятельность следопыта, познающего мир, если правильно построить, организовать эту деятельность.
Цель проекта: Формирование представлений о мире насекомых, образе их жизни, среде их обитания и создание условий для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
образовательные:
- расширить и обобщить знания детей о многообразии мира насекомых, условиях их жизни;
-раскрыть связь насекомых с другими обитателями животного мира;
- обогащать словарный запас детей, формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение;
- учить детей отгадывать и составлять загадки о насекомых;
- формировать интерес к познавательной, исследовательской деятельности.
развивающие:
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами живой природы;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мышление, воображение, внимание и эстетические чувства;
- развивать мелкую моторику кистей рук во время пальчиковых игр;
воспитательные:
- формировать ответственное отношение к природе;
- прививать любовь к природе родного края;
- создавать радостное настроение от общения с природой;
- повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: апрель-сентябрь (краткосрочный).
Тип проекта: педагогический.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Формы работы: познавательная, продуктивная, экспериментальная, игровая, работа с родителями.
Интеграция направлений развития и образования:
- социально-коммукативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- морально – этическое развитие,
- физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
- У детей повышаются знания, умения, навыки по теме «Насекомые»;
- Дети свободно рассказывают о насекомом, знают, чем и как он отличается от других представителях этого вида живых организмов; - Опираясь на полученные знания, дети отгадывают загадки, составляют свои загадки;
- Владеют умением составлять и разгадывать кроссворды;
- С удовольствием участвуют в постановках, в изготовлении костюмов, масок, атрибутов для игр;
-Дети получают удовольствие от общения с природой.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап проекта (апрель).
- Определение знаний детей о насекомых (мониторинг);
- Подготовка материала на основе полученных результатов, поиск литературы;
-Оформление презентации «Букашки на Ромашке»
- Планирование, создание картотеки пальчиковых, речевых и подвижных игр;
- Обсуждение цели и задач с детьми;
- Организация выставки книг и произведений о насекомых.
Реализация проекта (основной этап) (апрель-август).
В течение этого этапа дети под руководством воспитателя беседуют, составляют рассказы о насекомых, отгадывают и составляют загадки, кроссворды.
На прогулках дети наблюдают за жизнью насекомых в природе, вместе с воспитателем проводят исследования.
Возвращаясь с прогулки, дети делают зарисовки об увиденном.
Так же запланированы продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, занятия в нетрадиционных формах. Темы совместной деятельности по художественно – эстетическому развитию разнообразны, но напрямую связаны с темой проекта Насекомые, со средой их обитания.
В вечернее время запланировано ознакомление с художественными произведениями различных авторов (стихи, сказки, проза) о насекомых, заучивание стихотворений. Изучаемые книги, представлены на подготовленной с помощью родителей выставке книг и произведений о насекомых (организована в подготовительном этапе в начале проекта).
Дети учатся играть в новые дидактические игры, знакомятся с новыми речевыми играми.
Запланировано участие детей в инсценировках известных им произведений:
- В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
- К. Чуковский «Муха – Цокотуха»,
- И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Дети самостоятельно и дома, с родителями изготовляют маски, костюмы для постановок, атрибуты для игр.
Так же запланировано прослушивание музыкальных произведений:
- Р. Шуман «Бабочки»,
- С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»,
- И. Римский – Корсаков «Полет шмеля»,
- П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Мною запланированы и различные виды физической активности: это и комплексы утренней гимнастики с упражнениями в подражании насекомым, и
динамические физкультминутки и музыкальные паузы во время совместной деятельности и в течение всего дня, и подвижные игры.
Лето – сезон отпусков. Уходящим на отдых детям мною будет предложено небольшое летнее домашнее задание:
- наблюдать за насекомыми в природе (может быть, в другом городе, области, и даже в другой стране);
- составить рассказ о понравившемся насекомом по теме «Моя встреча с миром насекомых»;
- сделать рисунок, подготовить его к выставке «Наши знакомые насекомые»;
- по возможности, подготовить презентацию о летнем отдыхе, о насекомых.
Перед прогулками и исследованиями на них обязательно необходимо рассказать детям (а в дальнейшем, НАПОМИНАТЬ на каждой прогулке, что наблюдать за насекомыми только в тени, так как на солнце от использования увеличительного стекла, маленькие насекомые могут получить солнечный ожог!
Тематическое планирование работы по реализации проекта «Букашки на ромашке».
АПРЕЛЬ
*НОД, беседы
«Кто такие насекомые?» (цель: знакомство с миром насекомых);
«Где мой дом?» (цель: знакомство с средой обитания насекомых);
«Кто живет в подземном царстве?» (цель: знакомство с подземными жителями)
«Отгадывание и составление загадок» (цель: систематизация полученных знаний).
*Наблюдения и исследовательская деятельность на участке (цель: пополнение и расширение знаний о насекомых, о среде и условиях их обитания).
*Чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы о прочитанном, зарисовки.
*Дидактические игры:
«Чей домик?»,
«Закончи предложение», «Геометрическая мозаика», «На полянке».
*Речевые игры.
*Инсценировка сказки
Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» (цель: проявление творческих способностей).
*Зарисовки наблюдений и результатов исследований после прогулок в группе, дома.
*Рисование «Пробуждение природы».
*Лепка «Насекомые такие разные!»
*Аппликация «Разнообразный мир бабочки»
*Прослушивание аудиозаписей:
Р. Шуман «Бабочки»,
С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»
*Утренняя гимнастика с комплексами упражнений о насекомых.
*Физминутки, музыкальные паузы в течение совместной деятельности.
*Подвижные игры.
МАЙ
*НОД, беседы:
«Насекомые родного края» (цель: знакомство с насекомыми, живущими в родном краю);
«Чем я полезен и кому?» (цель: формирование представлений о пользе, приносимой насекомыми);
«Вредные букашки» (цель: формирование представлений о насекомых, приносящих вред);
«К насекомым - с добром и пониманием! (цель: формирование представлений о зависимости окраса насекомых от условий существования).
*Составление рассказов о насекомых по заранее составленной схеме.
*Составление кроссворда «Наши друзья насекомые»
*Наблюдения и исследовательская деятельность на участке
(цель: пополнение и расширение знаний о насекомых, о среде и условиях их обитания).
*Чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы о прочитанном, зарисовки.
*Дидактические игры:
«Доскажи словечко»,
«Волшебная полянка»,
«Полет Шмеля»,
«Лото», «Собери картинку».
*Речевые игры.
*Зарисовки наблюдений и результатов исследований после прогулок в группе, дома.
*Рисование «На весенней полянке».
*Иллюстрирование сказки «Муха – Цокотуха».
*Лепка. Коллективное панно «Из жизни насекомых».
*Аппликация. Объемная аппликация «Прекрасные бабочки».
*Прослушивание аудиозаписей:
И. Римский – Корсаков «Полет шмеля»,
П. И. Чайковский «Вальс цветов».
*Утренняя гимнастика с комплексами упражнений о насекомых.
*Физминутки, музыкальные паузы в течение совместной деятельности.
*Подвижные игры.
ИЮНЬ - АВГУСТ
*Индивидуальные беседы, ответы на интересующие детей вопросы (цель: расширение знаний о насекомых).
*Отгадывание и составление загадок (цель: систематизация полученных знаний).
*Составление кроссвордов о разных видах насекомых.
*Наблюдения и исследовательская деятельность на участке
(цель: пополнение и расширение знаний о насекомых, о среде и условиях их обитания).
*Чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы о прочитанном, зарисовки.
*Инсценировка сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». (цель: развитие творческого потенциала).
*Дидактические игры.
*Речевые игры.
*Летнее домашнее задание (цель: систематизация и закрепление полученных знаний)
*Зарисовки наблюдений и результатов исследований после прогулок в группе, дома (цель: систематизация получаемой информации).
*Разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация; цель: активизация творческих способностей).
*Оригами. «Разноцветные жуки» (цель: совершенствование навыков конструирования из бумаги).
*Прослушивание аудиозаписей.
*Утренняя гимнастика с комплексами упражнений о насекомых.
*Физминутки, музыкальные паузы в течение совместной деятельности.
*Подвижные игры.
СЕНТЯБРЬ
*Рассказывание и просмотр презентаций «Моя встреча с миром
насекомых» (цель: закрепление знаний о насекомых)
*НОД, беседа «Как зимует муравей» (цель: знакомство с условиями зимовки насекомых)
*Наблюдения и исследовательская деятельность на участке
(цель: пополнение и расширение знаний о насекомых, о среде и условиях их обитания).
*Чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы о прочитанном, зарисовки.
*Инсценировка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (цель: развитие творческого потенциала).
*Дидактические игры.
*Речевые игры.
*Зарисовки наблюдений и результатов исследований после прогулок в группе, дома (цель: систематизация получаемой информации).
*Разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация; цель: активизация творческих способностей).
*Прослушивание аудиозаписей.
*Утренняя гимнастика с комплексами упражнений о насекомых.
*Физминутки, музыкальные паузы в течение совместной деятельности.
*Подвижные игры.
Заключительный этап проекта.
- Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Наши знакомые насекомые»;
- Знакомство с результатами летнего домашнего задания «Моя встреча с миром насекомых» (рассказывание составленных рассказов, просмотр приготовленных презентаций)
- Пополнение предметно-развивающей среды группы книгами, энциклопедиями, картотекой игр, дидактическими играми;
- Инсценировка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Приглашение на премьеру детей средней группы, родителей.
Совместная работа с родителями в течение всего проекта
(цель: повышение педагогической культуры родителей через привлечение их к совместной деятельности с детьми.):
*Накопление материала для организации выставки книг и энциклопедий о насекомых (во время подготовительного этапа проекта);
*Оформление рассказов детей о наблюдаемом во время летнего отдыха насекомом «Моя встреча с миром насекомых», подготовка презентаций о наблюдениях;
*Заучивание с детьми выбранных стихотворений о насекомых, о природе;
*Наблюдение за насекомыми и их жизнью во время прогулок;
*Участие в выставке «Наши знакомые насекомые».
*Помощь в изготовлении масок и костюмов для инсценировок.
По результатам проекта:
- Дети узнают насекомых, с которыми познакомились, свободно рассказывают об их основных признаках, о среде их обитания, сравнивают их между собой.
- Дети научились делать выводы:
у насекомых- 6 лапок, есть крылья, тело делится на три части;
насекомые умеют ползать, летать, прыгать;
многие приносят пользу человеку;
необходимы для поддержания жизни птицам и насекомоядным;
их окраска зависит от среды обитания.
- Умеют изображать насекомого, соблюдая его размеры, форму, окраску.
- Умеют отгадывать и самостоятельно составлять загадки, опираясь на полученные знания.
- Во время наблюдений и исследований у детей сформировалось эмоциональное отношение к миру природы, дети радуются, огорчаются, удивляются природным объектам.
- Дети стараются анализировать, делать выводы, контролировать свои поступки при общении с природой.
- Родители принимают активное участие в организации выставок, альбомов, пополнении предметно-развивающей среды в группе, помогают детям в выполнении заданий. Но, к сожалению, у родителей не получилось помочь детям в подготовке презентации к рассказу. Так как этот вид деятельности для некоторых родителей оказался новым, а многие не сделали снимков наблюдений.
- Мною была проведена дополнительная консультация для родителей «Этот удивительный мир насекомых» с показом с показом приготовленной для детей презентации.
- Мир природы становится неотъемлемой частью жизни детей и взрослых!
Картотека исследований.
1.Наблюдение за найденным насекомыми (муравей, божья коровка, жук, гусеница, муха, и др.) с помощью лупы (напоминать о возможных ожогах на солнце).
Цель: формирование представлений о строении разных видов насекомых.
2.Наблюдение за муравьями.
Цель: наблюдение за жизнью муравьев.
Действия: насыпать сахарный песок на дорожку, где были замечены муравьи.
Результат: сначала муравьи суетятся и бегают беспорядочно в разных направлениях. Но вскоре они успокоятся, и появится одна или несколько дорожек муравьев, движущихся к угощению и обратно.
3.Наблюдение за пчелой, шмелем, сбором нектара.
Цель: наблюдение за повадками пчелы, шмеля (не контактируя с ними напрямую).
Действия: визуальное наблюдение за сбром пыльцы, за полетом, за перемещением.
Результат: собирают нектар хоботком, пыльцу переносят на теле, используя для этого волоски на своем теле, растущие даже из глаз насекомых. Перелетают с цветка на цветок. Во время полета жужжат, часто – часто взмахивая своими тонкими крылышками. По цветку ползают.
4.Наблюдение за гусеницей.
Цель: систематизация знаний о гусеницах.
Действия: во время наблюдения перед детьми поставить вопросы: как ползает гусеница? Все ли гусеницы ползают одинаково?
Результат:
Гусеница двигается при помощи 3 пар грудных ног. Так же у нее есть 5 пар брюшных ложных ног.
Гусеница ползает, как бы подтягивая все свое тело вперед к голове волнообразными движениями.
Во время движения принимает пищу (грызет листья, на которых ползает, ест очень интенсивно, запасая питательные вещества для последующего развития.
За гусеницей тянется липкий след. Это выделяемый ею «шелковый» секрет. У гусеницы есть шелкоотделительная железа на нижней губе. При соприкосновении с воздухом выделяемая жидкость образуется в шелковую нить. Использует ее для *постройки кокона, *для изготовления защитной паутины, *для скрепления листьев.
5.Наблюдение за тлей и божьей коровкой.
Цель: формирование представлений о пользе божьей коровки.
Действие: рассматривание тли, божьей коровки, ее действий. Предложить детям подсчитать, сколько этих жучков встретят они на участке и где они находятся.
Результат: Божьих коровок больше там, где водится тля – маленькие жучки, живущие целыми группами на листьях и веточках кустов и деревьев. На участке много тли водится на ветках акации. Там же дети встретили больше всего божьих коровок красного и желтого цвета.
6.Как проснулись мухи?
Цель: наблюдение за поведением отходящих от спячки мух.
Действия: дети наблюдают за поведением мух и других насекомых, появляющихся после зимы.
Результат: с появлением теплого солнышка на подоконниках может появиться муха. Движения ее сначала неуверенные, будто бы она забыла, как надо летать. Потом она начинает летать очень быстро, ударяется о стекла, пытается попасть наружу.
7.Кто живет в песке?
Цель: формирование представлений о червяках.
Действие: во время игр с песком дети обращают внимание на обитателей песочницы. Как они выглядят?
Результат: Дети находят в песочнице дождевого червяка. Они замечают, что в том месте, где нашли жука, песок (почва) более рыхлая. Это создается благодаря тому, что червяки выползают во время дождя наружу. Они тем самым проводят дренаж почве.
8.Следы насекомых.
Цель: поиск следов насекомых.
Результат: дети пытаются найти следы пребывания насекомых на нашем участке (крылышки, погрызенный листик и так далее).
9.Кого не видно в траве?
Цель: формирование представлений о кузнечике.
Результат: кузнечик очень похож на траву по цвету. Его трудно найти и увидеть. Местонахождение можно найти по звуку его песенки. Поет в высокой траве. Очень ловко прыгает. Можно поймать сачком!
10.Сколько точек у божьей коровки?
Цель: систематизация знаний о божьих коровках.
Результат: Встретились божьи коровки разного цвета, разного размера, с разным количеством точек. Их количество от возраста не зависит.