Лучший педагог года

Проект «Домовая роспись народов Забайкалья»

Татьяна Фалилеева
Проект «Домовая роспись народов Забайкалья»

Проект: «Домовая роспись народов Забайкалья»

Тема: «Приобщение детей к истокам русско-народного промысла и прикладного искусства.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Вид проекта: творчески – информационный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Срок реализации: сентябрь – май

Публикация «Проект „Домовая роспись народов Забайкалья“» размещена в разделах

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

• Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

• Воспитывать интерес к искусству родного края.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами Домовой росписи народов Забайкалья.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.

Содержание работы:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования, различных художественных материалов, дидактические игры, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий) ;

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ;

• эвристический (развитие находчивости и активности) ;

• частично-поисковый;

• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

• мотивационный (поощрение) ;

• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу) .

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

• Познакомить детей с образцами народного художественного промысла.

• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народном промысле в рисовании.

• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству.

• Имеет представление о Домовой росписи; называет её;

• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

• Использует декоративные элементы в работе;

• Использует несколько нетрадиционных техник;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.

• Способность рисования по замыслу;

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

• Отсутствие изобразительных штампов;

• Уровень воображения, фантазии;

Ожидаемый результат:

Средняя группа:

• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом.

• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством

НОД по рисованию.

Беседы

Художественное слово

Проекты

Развлечения

Дидактические игры

Работа с родителями

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Перспективное планирование проекта

Средняя группа

Сентябрь

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Чтение

Взаимодействие с родителями

1. Беседа на тему: «Знакомство с внешним видом избы семейских Забайкалья»

2. Дидактическая игра «Укрась избу»

3. Художественное слово «Как появились семейские в Забайкалье», (рассматривание иллюстраций).

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Октябрь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Нарисуй узор «Цветок».

2. Беседа на тему: «История возникновения Домовой росписи».

3. Дидактическая игра «Укрась ставни».

4. Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Чтение

1. НОД Рисование Тема: «Декоративное рисование «Укрась ставни».

2. Беседа на тему: «Цвета Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Подбери по цвету».

4. Художественное слово «Там люди украшать охочи…»

Декабрь

Коммуникативная

Продуктивная

Познавательно-исследовательская

1. Беседа на тему: «Знакомство с внутренним убранством семейской избы»

2. НОД Рисование Тема: «Рисуем узор «Вазон».

3. Дидактическая игра «Укрась печь»

Январь

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Украшение готового шаблона русской печки знакомыми элементами росписи»

2. Беседа на тему: «Что обозначают цвета в росписи»

3. Дидактическая игра «Собери из частей»

Февраль

Продуктивная

Коммуникативная

Чтение

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Декоративное рисование «Знакомство с узором стебель».

2. Беседа на тему:«Откуда мастерицы берут идеи для росписи?»

3. Художественное слово «История возникновения Домовой росписи».

4. М/К для родителей «Узор в круге»

Март

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Развлечение

1. НОД «Декоративное рисование «Знакомство с геометрическими узорами в Домовой росписи».

2. Беседа на тему: «Из каких элементов складываются узоры в Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Наряди ворота»

4. Масленица

Апрель

Продуктивная

Коммуникативная

Чтение

Познавательно-исследовательская

1. НОД Тема: «Элементы росписи подноса» (макет из бумаги)

2. Беседа на тему: «Расписные предметы быта и посуда»

3. Художественное слово «Народные стихи о Домовой росписи»

4. Дидактическая игра «Закрась узор»

Май

Продуктивная

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Взаимодействие с родителями

1. НОД Тема: «Роспись шкатулки» элементамми Домовой росписи (готовое изделие из белого картона)

2. Беседа на тему: «Какое настроение у Домовой росписи»

3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

4. Оформление мини-музея наше творчество на тему «Домовая роспись народов Забайкалья»

Художественная литература:

• С. В. Баженова «Домовая роспись семейских Забайкалья»; Наталья Котоман «Семейские – сильный и яркий народ».

Этапы реализации проекта

1этап. Подготовительный.

Деятельность педагога:

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта:

Деятельность детей:

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

2этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога:

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; "Народное искусство и детское творчество"; М/К для родителей «Узор в круге»;

5. Организация мини-музея «Домовая роспись народов Забайкалья».

3этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

Публикации по теме:

«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы «Сказки народов Поволжья» творческий проект с детьми средней группы №10долгосрочный срок реализации:1 год Актуальность: В современных.

Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья»Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья» Предметы быта окружают человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое.

Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ»Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ» Посетить этнографический музей, что находится на Верхней Березовке в Улан-Удэ, я хотела со своей дочерью. Ведь современная молодежь музеи.

Консультация для педагогов «Танцы народов мира» Танец - это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл.

Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты»Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский».

Парад Дружбы народов. Фотоотчет.Парад Дружбы народов. Фотоотчет. 12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет)Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группеПроект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе Моя Родина - Дагестан! Далеко-далеко, у подножья небес Стоит Дагестан - вершина чудес Земля, породившая мудрость веков Родина наших великих.

Проект «Жилище разных народов»Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Домовая роспись народов Забайкалья»
Опубликовано: 7 марта 2021 в 11:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД