Лучший педагог года

Проект «Дорогой детства»

Олеся Чупина
Проект «Дорогой детства»

МБДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад № 1»

Проект

педагогической деятельности

воспитателя I квалификационной категории

Чупиной Олеси Владимировны

по теме:

«Дорогой детства»

Р. п. Горный

2016 год

Жизнь, здоровье и безопасность детей полностью зависит от окружающих его взрослых. Опыт развивающихся стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что обучать ребенка правильно переходить улицу надо с самых ранних лет. Не с пяти - шести, как принято у нас, а гораздо раньше, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а соблюдение – потребностью человека.

Публикация «Проект „Дорогой детства“» размещена в разделах

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать также важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Отсутствие этих качеств может быть причиной дорожных происшествий.

Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, дополнять.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В рамках реализации работы в этом направлении я создала долгосрочный проект по теме : «Дорогой детства» (сентябрь 2015-май 2016г).

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения.

Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.

Целью моей работы является формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи:

* формировать представления у детей о назначении светофора и его сигналах;

* познакомить детей среднего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;

* воспитывать умение применять знания в повседневной жизни;

* активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;

* разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;

* оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения.

Участники проекта : воспитатель группы, дети и родители средней группы «Грибок».

Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности.

Принципы реализации проекта

(по Е. А. Козловской, С. А. Козловского) :

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Прогнозируемые результаты:

* приобретение элементарных знаний по теме «Правила Дорожного Движения»;

* имеет представление об опасных ситуациях, которые могут возникать на улице при катании на велосипеде, при игре на проезжей части дороги;

* имеет представление об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы;

* умение отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице;

* воспитать дисциплинированного пешехода.

Модель реализации проекта :

Организационные условия:

* целевые прогулки – ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта;

* организационная деятельность, где формируется система элементарных знаний у всех детей группы в определенной последовательности, развиваются основные познавательные процессы и способности;

* беседы – выявление у детей уже имеющихся знаний и представлений, определение тех направлений, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику;

* игра – закрепление детьми знаний, полученных во время бесед или организованной деятельности;

* педагогические ситуации – выявление представлений детей о типичных опасных ситуациях и действиях в них;

* анкетирование – для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасности;

Развивающая среда:

* игротека – для уточнения, систематизации знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности. Дидактические игры в соответствии с возрастом.

* картотека Загадок – для закрепления знаний по дорожному движению.

* информационная копилка – для тематической подборки наглядных материалов, фотографий и иллюстраций.

* уголок «Светофорик» - для формирования умения работать самостоятельно с книгой, «добывать» нужную информацию. Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: материалы, иллюстрации, макеты.

* накопительная папка – для сбора конспектов тематических занятий, развлечений, стихов.

рис. 1. Развивающая среда.

Условия для реализации проекта :

* включение детей в познавательно-практическую деятельность по выполнению правил дорожного движения;

* организация уголка по ГИБДД в группе (информация для детей и родителей, художественная литература);

* оснащение рабочей зоны для детей (лото, раскраски, напольное полотно с дорожными знаками);

* включение родителей в совместный образовательный процесс.

рис. 2. Условия для реализации проекта.

Методы реализации проекта :

Практические:

* содержание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;

* создание центра Правил дорожного движения.

Словесные:

* беседы;

* чтение художественной литературы;

* заучивание стихотворений;

* дидактические игры;

* сюжетно – ролевые игры;

* подвижные игры;

* развлечения;

* моделирование ситуаций;

* консультации;

* наблюдения.

Наглядные:

* организация выставок;

* сбор фотоматериалов;

* рассматривание иллюстраций;

* информационно - агитационные стенды;

* театрализованная деятельность;

* личный пример взрослых.

Механизм реализации проекта :

Этап I

Подготовительный

Цель:

1. Изучение методического материала по теме проекта «Дорогой детства».

2. Разработка плана для формирования знаний у детей побезопасному поведению на дороге.

3. Планирование работы с родителями.

* накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы;

* изучение методической литературы по теме проекта;

* подбор наглядно-методического материала, художественной литературы по теме проекта;

* организация развивающей среды в группе;

* проведение диагностики и беседы с детьми на выявление уровня знаний правил дорожного движения;

* разработка проекта по теме «Дорогой детства»;

* составление плана работы по проекту с родителями.

Этап II

Основной

Цель:

1. Формирование у детей знаний о безопасном поведении на дороге; знакомство детей со значением дорожных знаков; расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.

2. Активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, накопление опыта, игрового и наглядного материала по теме «Дорожное движение».

1. Сентябрь (приложение №1)

Беседа и просмотр презентации на тему «Правила дорожного движения для малышей»».

Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

НОД (аппликация) «Светофорик».

Диагностика детей.

Анкетирование родителей.

2. Октябрь (приложение №2)

НОД (интегрированное) «Пешеходный переход».

Целевая прогулка «Наблюдение за трактором».

Открытое занятие (комплексное) «Правила дорожного движения, дорожные знаки».

3. Ноябрь (приложение №3)

Развлечение на тему «Зелёный, красный, жёлтый».

Дидактическая игра «Светофор».

НОД (из природного материала) «Полицейский жезл».

Решение дорожных ситуаций.

Просмотр презентации «Мы идём через дорогу» (на диске).

4. Декабрь (приложение №4)

Беседа-рассматривание картины «Улицы города».

Сюжетно-ролевая игра «Мы водители».

Рассматривание различных ситуаций, их оценка.

Целевая-прогулка «Перекрёсток».

Беседа на тему: «Машины, какие они?»

5. Январь (приложение №5)

Чтение стихов, произведений о ПДД.

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».

НОД «Осторожно - перекрёсток».

НОД (конструирование) «Машины в гараже».

6. Февраль (приложение №6)

Сценка по ПДД.

Подвижная игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».

Радиостанция «Светофор» (воспитатель предлагает родителям послушать размышления детей по теме.) (на диске)

7. Март (приложение №7)

НОД «Наш друг - светофор».

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Д/игра «Можно-нельзя».

НОД «Наш посёлок и его транспорт».

8. Апрель (приложение №8)

Целевая прогулка «Знакомство с улицей».

Дидактическая игра «Красный, жёлтый и зеленый».

НОД «Страна Правил Дорожного Движения».

Беседа на тему «Как вести себя в транспорте (общественном месте)».

9. Май (приложение №9)

Музыкально – игровой досуг «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения» (итоговое мероприятие).

Диагностика детей.

Изготовление «Книжки-малышки» по ПДД (дети с родителями).

Презентация проекта. (на диске)

Просмотр презентаций ежемесячно. (на диске)

Эту тему я развивала с первой младшей группы. Проводила занятия по теме ПДД, различные беседы, игры. Так как дети были ещё маленькие, решила организовать проект со средней группы и буду продолжать до выпуска детей из детского сада.

На положительном примере взрослых ребенок учится законам дороги. А значит, нужно проводить работу и с родителями детей.

Формы взаимодействия с родителями: (приложение №10)

1. Индивидуальный диалог с родителями.

2. Анкетирование.

3. Приобщение к чтению популярной литературы о правилах дорожного движения.

4. Знакомство с публикациями из центральной и местной прессы по данной проблеме.

5. Приглашение родителей на дискуссионные встречи.

6. Разработка памяток и рекомендаций для родителей по изучению правил дорожного движения у детей.

7. Участие в родительских собраниях.

8. Проведение консультаций «Дошкольник и дорога»;

9. Оформление папок-передвижек, в которых содержится материал о правилах дорожного движения.

10. По возможности проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма»).

11. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

12. Изготовление вместе с детьми «Книжку-малышку» по ПДД.

Этап III

Заключительный

1. Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о правилах поведения на дороге, о видах транспорта.

2. Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».

3. Итоговое мероприятие «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения» (музыкально-игровой досуг).

Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о правилах поведения на дороге, о видах транспорта.

Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на детских мероприятиях, выставках.

Вывод по проекту :

Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.

Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.

Дети длительное время могут сосредоточенно работать над упражнением или заданием, так как повысилась устойчивость и произвольность внимания.

Родители больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание личного примера в обучении детей безопасности на дороге. Все эти факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того «чтобы жили и дружили люди и автомобили».

Публикации по теме:

Детский проект «Цветочная планета детства» Тип проекта: детский, познавательно-исследовательский Интеграция областей: познание, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Конспект итогового мероприятия «Дорогой сказок» задачи :воспитывать у детей умение воспринимать прочитанное. способствовать интеллектуальному, познавательному и эмоциональному развитию.

Педагогический проект «Цветы моего детства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Степашка» Калманского района Алтайского края Познавательный.

Подарочки для милой мамочки и дорогой бабушки ко Дню 8 мартаПодарочки для милой мамочки и дорогой бабушки ко Дню 8 марта Месяц март и день восьмой. Запахло в воздухе весной. Весну мы будем славить и разрешите Вас поздравить С Международным женским днем!.

Практико-ориентированный проект «Мир детства» По количеству участников - коллективный Характер контактов - среди детей нескольких групп По продолжительности - долгосрочный Заявитель:.

Проект «Мама — самый дорогой на свете человек» Педагогический проект: «Мама – самый дорогой на свете человек» Тип проекта: творческий информационно-практический. Возрастная группа: старшая.

Проект музея кукол «Музей детства» Мини-музей "Музей детства"[/b] Фея знала свое дело И летая в небесах Днем и ночью то и дело Совершала чудеса. Фея кукол создавала, Мастерила,.

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в средней группе «Краски детства» АКТУАЛЬНОСТЬ Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным.

Проект «Территория детства»Проект «Территория детства» В нашем дошкольном учреждении был проведен проект "Территория детства". Каждый воспитатель отвечал за той или иной уголок. Я отвечала за.

Проект в средней группе «Мама — самый дорогой на земле человек» Актуальность: Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее, чем мама. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дорогой детства»
Опубликовано: 21 июля 2016 в 05:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД