Светлана Шипилова
Проект «Дружат дети всей земли»
▼ Скачать + Заказать документы
"Дружат дети всей земли"
«Творческий проект с использованием компонентов гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Воспитание у детей толерантности, доброжелательности друг к другу, независимо от их расовой и национальной принадлежности – один из наиболее сложных процессов в образовательном процессе.
Публикация «Проект „Дружат дети всей земли“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту дошкольного образования, одной из задач развития дошкольников является формирование духовно-нравственной, социально активной личности ребенка с высоким уровнем гражданских компетенций посредством музыкального образования. Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для развития нравственных чувств, воспитания основ гражданственности и, в дальнейшем, воспитания патриота своей Родины.
Воспитанники нашего дошкольного учреждения являются представителями разных национальностей. Мы ценим их культуру, прививаем всем детям любовь и уважение к народностям, проживающим с нами в одной стране. На протяжении нескольких лет в детском саду реализуется программа «Социокультурные истоки», основная задача которой заключается в развитии духовно-нравственных ценностей и приобщение к родным истокам в условиях дошкольного учреждения.
Проблема формирования толерантности у дошкольников особенно актуальна, поэтому поиск эффективных технологий, направленных на решение этой задачи, приобрел первостепенное значение. Одной из таких технологий является использование в образовательной деятельности проектного метода, который позволяет успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания и формирования толерантности через художественно-эстетическое развитие. Деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга.
Руководствуясь рекомендациями ведущих современных авторов, занимающихся проблемами формирования толерантности у детей, был разработан и реализован творческий проект по теме «Дружат дети всей Земли» в группе старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Именно данный возраст является сензитивным для воспитания нравственности и толерантности. В этот период закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Ежегодный мониторинг образовательных достижений у воспитанников старшего дошкольного возраста указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, способность оценивать свои поступки у них практически не выражена. Они отличаются повышенной обидчивостью, иногда проявляется агрессия. Проект в интересной и доступной форме позволяет познакомиться с такими сложными понятиями, как толерантность, патриотизм, гражданственность и другие. Важно научить детей дружить, взаимодействовать, общаться, сформировать у них позитивное, толерантное отношение к представителям различных культур, независимо от их национальности, цвета кожи и вероисповедания. В ходе реализации проекта созданы оптимальные условия для воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитанники учатся бесконфликтным взаимоотношениям, терпимости.
Реализация проекта предусматривает организацию планомерной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников во всех видах детской деятельности (музыкально-художественной, познавательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Содержательная часть проекта определена современными формами организации деятельности с детьми и родителями и проведением итогового мероприятия – фестиваля «Хоровод дружбы». Предусматривается использование ИКТ, создание развивающей предметно-пространственной среды, интеграция образовательных областей, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала дошкольниками. Данный проект получил положительный отклик у всех участников образовательных отношений.
Основная часть
Наименование проекта : «Дружат дети всей Земли»
Вид, тип проекта : групповой, творческий, долгосрочный
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Цель проекта : Формирование чувства толерантности у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО, посредством музыкального воспитания.
Задачи:
Познакомить с особенностями быта, традиций и культурными ценностями народов России и сопредельных государств.
Усилить роль семьи в формировании культуры межнационального общения.
Вызвать интерес к культуре и деятельности людей других стран.
Развивать творчество, инициативность и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста через вокальную, танцевальную, игровую деятельность.
Воспитывать у детей уважительное отношение, симпатию, добрые чувства к людям разных национальностей, проживающих на территории города и посещающих дошкольное учреждение.
Объект проекта : процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта : музыкальная образовательная деятельность как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Основные принципы:
- развивающего обучения;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- формирования познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности.
Сроки реализации проекта : 6 месяцев (июнь – ноябрь); приурочен ко «Дню толерантности» (16 ноября).
План реализации проекта
Этапы реализации проекта Содержание
1. Подготовительно-организационный.
Задачи: выяснить отношение родительской общественности к предполагаемой деятельности в рамках проекта; выявить национальный состав семей воспитанников; скоординировать действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (методика Т. Марциновской «Два домика», «Цветовая социометрия»). Изучение научно-методической литературы, поиск эффективных технологий и методик в области формирования толерантности у старших дошкольников, подбор консультативного материала и разработка памяток для родителей по теме проекта; подбор необходимых пособий, атрибутов, репродукций, музыкальных произведений; разработка сценария итогового мероприятия, определение ответственных за разные виды деятельности.
2. Практический (основной)
Задачи: познакомить детей с информационным материалом по теме проекта. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантное отношение к представителям других национальностей. Реализация плана работы с воспитанниками, педагогами, родителями.
3. Итоговый Обобщение результатов, анализ эффективности проекта, подведение итогов, презентация проекта на педагогическом совете, определение перспективы для продолжения инициативы по проблемной теме проекта.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №70 «Голубок»
Разработчик проекта : музыкальный руководитель
Методологическая база (нормативно-правовые документы) :
- Конвенция о правах ребенка;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования.
Формы работы с детьми: непрерывная образовательная деятельность (тематическая, интегрированная, комплексная, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, сказкотерапия, психогимнастика (этюды и упражнения, направленные на воспитание доброжелательных отношений между детьми, художественное слово, выставки, игровая деятельность, музыкальная гостиная, итоговое мероприятие - фестиваль «Хоровод дружбы».
Основные методы и приемы работы с детьми:
- восприятие музыкальных произведений, слушание и пение детских песен, проигрывание этюдов;
- коммуникативные игры;
- беседы на заданную тему;
- рисование на заданную тему;
- чтение и анализ художественных произведений.
Формы работы с родителями: индивидуальные встречи, беседы, консультации, анкетирование, совместное создание фонотеки, видеотеки, детско-родительские проекты.
Качественные и количественные ожидаемые результаты проекта :
Воспитанники:
- познакомились с традициями, бытом, культурой народов России и сопредельных государств ( уровень усвоения составляет: достаточный 62% и оптимальный 38%).
- научились узнавать музыкальные произведения о России, исполнять национальные танцы, чисто интонировать народные и авторские песни по теме проекта;
- сформировалось уважительное отношение, симпатия, добрые чувства к людям разных национальностей, населяющих нашу страну, к их музыкальной культуре;
Родители:
- повысили компетентность в вопросах музыкального развития воспитанников;
- участие свыше 70 % родителей в реализации проекта.
Педагоги:
- пополнили методическую копилку работы с детьми по воспитанию у детей чувства толерантности, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- 100% педагогов, участвовавших в проекте, получили опыт организации и реализации данного проекта.
Продукт проектной деятельности : фестиваль «Хоровод дружбы», целью которого является сохранение и развитие многонациональных традиций народов России.
Технологическая карта интеграции образовательных областей и видов детской деятельности по теме.
Образовательная область Задачи Содержание
«Художественно-эстетическое развитие»
Цель: развивать детское художественное творчество, интерес к музыкальному искусству разных стран.
Музыкаль-ная деятельность
Приобщать к музыкальному искусству, формировать основы музыкальной культуры, знакомить с народным фольклором разных стран.
Восприятие музыки: «Бульба» бел. нар. танец; «Гопак» укр. нар. танец; «Жок» молд. нар. танец; «Ласточка» арм. нар. песня, «Якутяночка моя» муз. А. Алексеева, сл. Л. Дербенева, «Лезгинка» лезг. нар. танец;
Пение и песенное творчество: «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Нас много на шаре земном» муз. А. Александрова, сл. Т. Лихоталь; «Здравствуй, Родина моя!» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «Дружат дети всей земли» муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова; «Давайте играть» муз. Е. Туманян, сл. О. Высотской; «К нам гости пришли» муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен
МРД: «Веселый танец» евр. нар. мел. ; «Алый платочек» чеш. нар. мел. ; «Отвернись-повернись» карельская нар. мел. ; «Я на горку шла» р. н. м., «Весело танцуем вместе» нем. нар. мел. ; «Большие крылья» арм. нар. мел.
Музицирование: Знакомство с национальными народными инструментами. «Полька-шутка» р. н. м., «Полька» латыш. нар. мел., «Ехал Козак за Дунай» укр. нар. песня, «Яблочко» рус. танец.
НОД «Музыка» с элементами ТРИЗ: «Русская музыка», «Музыка моих соседей», «Музыка далеких стран».
Музыкальная гостиная «Звуки северной тайги».
Музыкальный досуг «Улочки-переулочки».
Изобрази-тельная деятельность
Формировать духовно-нравственное отношение к своей Родине, культурному наследию своего народа и других стран. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. Рассматривание репродукций картин русских художников: А. Афонин «Ой ты, Русь, моя родина кроткая», А. Васнецов «Родина», И. Шишкин «Рожь», рассматривание русского костюма и костюмов народов России и ближнего зарубежья (куклы).
Рисование на тему: «Сине-голубая Гжель»; составление национальных узоров, орнаментов на одежде и утвари.
Аппликация-мозаика на тему: «Русские народные игрушки. Матрешки», «Декоративное панно по мотивам народных сказок»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Обогащать знания детей о России, ее культуре и деятельности людей других стран.
Развивать эмоционально-ценностное восприятие исторических событий, народных традиций. Воспитывать интерес к изучению истории своей Родины. Беседы «Наша Родина – Россия», «С чего начинается Родина?», «Мы такие разные». Рассматривание главных символов России. Знакомство с пословицами и поговорками о родине.
Цикл НОД «Путешествие по городам России».
Викторина «Улочки-переулочки».
Просмотр мультипликационного сериала по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов». Представление мини-проектов «История моей семьи» (составление генеалогического дерева).
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Чтение художественной литературы и заучивание наизусть Воспитывать интерес к художественной литературе
Чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине. Чтение художественной литературы:
А. Пинчук. «Моя первая книжка о России», А. Ишимова «История России в рассказах для детей», Р. Погодин «Что у Сеньки было», А. Тихонов «Природа России», В. Катаев «Цветик – семицветик».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: формировать нравственные качества личности.
Коммуника-тивная, игровая деятельность Учить детей конструктивным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уметь свободно общаться, договариваться, распределять действия при сотрудничестве. Сюжетно-ролевые игры из цикла «Семья» (наши традиции, обычаи)
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Разные сигналы», «Сколько раз в ладоши хлопну», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Да-нет», «Сходства и различия»
Игровые упражнения: «Угадай-ка», «Ласковое имя», «Комплименты», «Солнышко милосердия», «Как можно нас назвать по-разному?»
Игры-миниатюры: «Кораблик», «Шарик», «Ветер», «Жаворонок», «Хлопай», «Расслабление приятно».
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: Укрепление и охрана здоровья детей.
Двигатель-ная игровая деятельность
Воспитывать интерес к подвижным играм народов России и ближнего Зарубежья.
Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции. Подвижные игры: «Быстрые кони» татар. игра, «Бульба» бел. нар. игра, «Гори-гори ясно» рус. нар. игра, «Оленята и важенка» игра народов Севера; «Липкие пеньки», «Юрта» башкир. нар. игры, «Водяной» удмурт. нар. игра, «Один лишний» якут. нар. игра.
Самостоя-тельная деятельность Формировать умение планировать самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми Подготовка к выставке «В мире коллекций».
Рисование «Портрет моего друга»; сюжетно-ролевая игра «День рождения моего друга»; подвижные игры народов России.
Планирование работы с педагогами МБДОУ:
Анкетирование по теме проекта.
Организация круглого стола по теме проекта.
Организация выставки декоративно-прикладного искусства народов России.
Представление проекта на педагогическом совете.
Планирование работы с родителями воспитанников:
Анкетирование по теме проекта.
Консультации, папки-передвижки, стендовая информация.
Детско-родительские проекты «Наши семейные традиции», «История моей семьи». Оформление фото стендов.
Выставка «В мире коллекций».
Фестиваль «Хоровод дружбы», презентация национальных блюд.
Материально-техническое обеспечение: фортепиано, музыкальный центр, компакт-диски (СD, мультимедийное оборудование.
Учебно-методическое обеспечение: психолого-педагогическая и методическая литература, методические рекомендации.
Наглядно-дидактические пособия: хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста 6-7 лет, репродукции картин А. Афонин «Ой ты, Русь, моя родина кроткая», А. Васнецов «Родина», И. Шишкин «Рожь», конспекты НОД, демонстрационный материал «Народы России», куклы в национальных костюмах.
Картотека: Подвижные игры народов России и ближнего Зарубежья; коммуникативные игры.
Электронные образовательные ресурсы: презентация «Мы разные, но мы вместе»; видеоматериал «Знакомство со старинными русскими инструментами», мультипликационный сериал по мотивам сказок народов России «Гора самоцветов».
Список источников:
Богачева И. В., Гиненский В. Л. Мое Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и граданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Я живу в России». Песни и стихи о Родине, мире и дружбе. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2006.
Скоролупова О. А. «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО». Часть 2. М., Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Строгонова Л. В. Воспитание толерантности. М., 2007 г.
Сычева М. А. Первые уроки музыки. Учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.
Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт. -сост. А. Позднякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Журнал Музыкальный руководитель. №4 2011г с. 7-16.
Перспективы дальнейшего развития проекта : данный проект развивает у дошкольников интерес к познанию своей Родины, знакомит с культурой соседних стран и способствует формированию основных черт толерантной личности, таких как терпимость к чужому мнению, дружелюбие, доброжелательность, доверие, гуманизм, чуткость и т. д. Данный опыт работы может быть интересен как педагогам, так и родителям. Характер формируется в детстве, и от нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети, как смогут адаптироваться в обществе в очень непростое время. Поэтому, необходимо продолжать работу по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет; обновлять консультационный материал для родителей и педагогов.
.