Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов

Ирина Сорокоумова
Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов

Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической

поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов

Проект разработан: Педагогом – психологом Сорокоумовой И. Ю.

Введение

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс. Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы: дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и молодежь.

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями. В России частота появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ситуация проблемности возникает в молодой семье с момента рождения в ней ребенка с нарушениями и ограничениями здоровья и появляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей. Понять ребенка, получить поддержку от других родителей и специалистов, выбрать наиболее эффективный путь развития такого ребенка, в сотрудничестве с организацией возможно в рамках организации психолого-педагогического сопровождения семьи.

В современной педагогике и психологии все большее значение приобретает понятие «сопровождение», рассматриваемое в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи, а также для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений.

Впервые термин «сопровождение» предложен в работах Г. Бардиер, Н. Розман, Т. Чередниковой. Особую популярность понятие сопровождение приобрело в последние годы. Многие используют близкие по смыслу слова, например, содействие, взаимодействие.

В словаре русского языка С. И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом – следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь

М. И. Губанова рассматривает сопровождение как помощь, обеспечение, защиту, где одной из основной из составляющих выступает педагогическая поддержка. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые человеку на разных этапах его жизни

Битянова М. Р. рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как проектирование образовательной среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала молодой семьи (создания условий для максимально успешного обучения и воспитания данного конкретного ребенка из молодой семьи, опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.

Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:

- оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;

- предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;

- более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;

- это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.

Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения педагог-психолог создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытие человечеством.

Молодая семья, имеющая детей – инвалидов нуждается в улучшении семейного климата, в восстановлении статуса молодая семья как институт первичной социализации, с учетом её особенностей, ценностей и традиций.

Семья – естественная среда обитания детей, первичный институт их социализации, их индивидуального развития. Для ребенка с ограниченными возможностями, контакт которого с миром сужен, роль семьи неизмеримо возрастает.

Использование современных методов и технологий социально-психологической работы с молодыми семьями должно способствовать повышению качеств, психологической защищенности супругов, созданию в семье ощущения безопасности, улучшения качества в жизни в целом. Способствовать развитию у молодых семей навыков конструктивного общения с другими людьми: научить выражать свои чувства, потребности и желания в разговоре. Способствовать развитию навыков постановки адекватных целей и их достижения. Научиться ставить перед собой кратковременные и долговременные цели.

Актуальность проекта

У молодой семьи рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. В нынешней ситуации возникла необходимость создания социально-психологических условий для успешного обучения и развития молодых семей в условиях взаимодействия. Для личностного развития необходима дополнительная работа и поддержка педагога-психолога.

Мониторинг потребностей родителей, имеющих детей – инвалидов в нашем Калининском районе показал, что данные семьи испытывают необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей. Приняв во внимание запросы родителей, специалисты Калининской районной организации г. Уфы Башкирской Республиканской Организации Всероссийского общества инвалидов решили совместно с педагогом-психологом организовать работу с молодыми семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение молодых семей, имеющих детей-инвалидов на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.

Психолого-педагогическое сопровождение - один из основных элементов инклюзивного образования.

Под сопровождением в данном случае, понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической работы,

защитно-правовой, мероприятия по формированию образа молодой семьи, поддержание осознанного родительства, реабилитационной и оздоровительной работы с молодыми семьями и их детьми, но и комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей-инвалидов.

Использование современных психологических технологий даст возможность взаимодействовать с молодыми семьями и обучать родителей, имеющих детей-инвалидов. Данным семьям есть необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей, психосоциальная помощь.

Данный проект включает в себя комплекс мероприятий различного уровня и характера, которые ориентированы на различные сроки и формы исполнения.

Психологическое консультирование и психотерапия решает широкий круг задач, основная из которых - возврат гармонии человеческих отношений. В результате психотерапии человек пересматривает отношение к себе и окружающим, познает новые стороны своего «Я», учится более рационально смотреть на вещи. Любой человек, подросток, семья, получившая профессиональную психологическую и психотерапевтическую помощь, чувствует позитивные изменения в себе и окружающих и в жизни в целом.

Дело в том, что семья, которая смогла осознать свои беды и трудности объединившись, способна создать внутри самой себя «реабилитационную программу». Тогда члены молодой семьи должны стать психотерапевтами. Психолог помогает увидеть как бы со стороны внутрисемейные проблемы и осознать собственную созависимость, а также научиться правильно строить отношения внутри семьи, учитывая интересы ребенка. Быть может, удаться убедить Вас в том, что на сегодняшний день правильное поведение семьи – один из лучших способов помощи своему ребенку.

Цель проекта

Организация психолого-педагогической помощи молодым семьям, имеющим детей – инвалидов, для расширения социальной адаптации, активизации познавательной деятельности и реабилитации детей-инвалидов.

Задачи проекта

• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу для продуктивного взаимодействия в молодой семье;

• психосоциальная помощь (помощь молодым родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку, повышение уровня самоуверенности и формирование положительной самооценки;

• привлекать молодых родителей с целью реабилитации в подростковые клубы/молодежные центров объединения;

• оказывать консультативную, психологическую и коррекционную помощь и поддержку молодым родителям, поддержание осознанного родительства.

Механизм реализации проекта

I. Подготовительный этап

• организация информационно-исследовательских и методических работ по социально-психологической поддержке молодых семей, имеющих детей-инвалидов;

• сотрудничество с Калининской районной организации г. Уфа Башкирской Республиканской Организации Всероссийского общества инвалидов, получение первичных данных о молодых семьях и определение методов коррекции;

• заключение договора с молодыми семьями, регламентирующего общие цели и условия терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий, другие моменты;

• разъяснения содержания и особенностей терапевтической работы, основные правила поведения и проведения встреч;

• дается вся необходимая информация о направлении деятельности педагога-психолога;

• ведется диагностическая деятельность, для выявления проблем молодых семей, имеющих детей-инвалидов (формы работы включали беседу и анкетирование, диагностику уровня развития ребенка).

На подготовительном этапе происходило знакомство педагога-психолога с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия.

Данные формы работы позволили выявить трудности, с которыми молодые родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье. На этапе обсуждения индивидуального маршрута развития ребенка проводилось изучение анамнестических сведений о развитии ребенка, результатов его диагностического обследования. Были разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы, упражнения, направленные на комплексное решение проблемы молодых семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.

II. Основной этап.

Проект «Дружная семья» построен на серии мероприятий по формированию образа молодой семьи: консультационные, терапевтические, оздоровительные, профилактические и реабилитационные.

Эти мероприятия направлены на реализацию проекта и представляют собой комбинацию разнообразных мероприятий:

• поддержанию осознанного родительства, учитывая возрастные особенности и специфику проблемы;

• проведение практических занятий с детско-родительской группой;

• проведение семейных и индивидуальных консультаций;

• проведение практические занятия в родительских группах;

• лекции, семинары.

На этом этапе у родителей формируется установка на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, между собой, активная позиция к воспитанию ребенка в семье, родители изучают приемы адекватного взаимодействия, родители познают приемы организации групповых игр с несколькими детьми (2-3 ребенка). Обретается уверенность в себе и избавляются от комплексов.

III. Заключительный этап

Подведение итогов реализации проекта «Дружная семья» предусматривает:

• проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности проекта;

• анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

• отчет о реализации проекта;

• разработка и реализация продолжения проекта с учетом опыта;

• разработка памяток и буклетов для молодых семей.

Принципы построения развивающего проекта

Тренинговая форма работы молодыми семьями, имеющих детей-инвалидов построена на следующих принципах:

1. Принцип активности.

Предполагается активность участников тренинговой группы. В тренинге дети и подростки вовлекаются в специально разработанные действия, проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.

2. Принцип исследовательской творческой позиции

В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, свои личные ресурсы, возможные особенности. Для этого в тренинге используются ситуации, позволяющие членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

3. Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

4. Принцип непрерывности.

Гарантирует молодым семьям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

5. Принцип партнерского общения.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

6. Основной принцип – добровольность.

Используемые в программе задания и упражнения направлены на создание мотивации к совместной деятельности, заинтересованности, положительного эмоционального фона.

Контингент: молодые семья, имеющие детей-инвалидов

Режим занятий: Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Индивидуальное консультирование по востребованности.

Форма деятельности: открытая.

Количественный состав: непостоянный.

Ожидаемые результаты

• Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка-инвалида и изменения уровня родительских притязаний

• Повысится уровень познавательной активности, сформируются новые познавательные интересы.

• Повысится уровень понимания и принятия другого человека,

• Гармонизируются отношения с миром и самим собой, сформируется позитивная самооценка.

• Повысится креативность, снизится эмоциональное напряжение.

• Основание образа и роли молодой семьи и её влияние на формирование личности ребенка-инвалида.

Об эффективности проекта «Дружная семья» также можно будет судить по отзывам молодых семей, имеющих детей-инвалидов, по отчетной документации и фотографиям проведенных мероприятий. По этим отзывам можно будет сделать выводы о востребованности психолого-педагогического сопровождения таких семей.

Эффективность этого проекта может оцениваться исходя из достижения проведенных выше результатов. Одним из механизмов оценки результатов станет количественный и качественный критерий при проведении мероприятий.

Список литературы

1) Копытин А. И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.

2) Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб. : Речь, 2008.

3) Любезнова Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006.

4) Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для вузов /. - М. : Владос, 2004.

5) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн. : Игры, в которые играют люди. – СПб. : Лениздат, 2004

6) Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.

7) Зеньковский В. В. «Психология детства» – М., 2000

8) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии. СПб. : Златоуст, 2005.

9) Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002

10) Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007

11) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми – СПб. : Речь, 2016

Приложение.

Упражнение «Цветочек»

Цель: сформировать представление о том, что каждый человек индивидуален; отрабатывать умение видеть индивидуальное в каждом человеке.

Читается терапевтическая сказка «Роза и ромашка». (Текст сказки из книги О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. Лабиринт души. - М. : Академический проект, 2010.)

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо,- думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте",- не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Вопросы для обсуждения:

Понравилась ли Вам сказка?

Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?

Что значит "все цветы хороши по-своему"?

Можно ли эту фразу сказать про людей?

О чем для Вас эта сказка?

А что Вы чувствуете?

Где эти чувства в Вашем теле?

Инструкция. Нарисуйте себя в образе любого цветка. Напишите пять прилагательных, которые характеризовали бы цветок.

Опишите цветок, расскажи о нем, отвечая на вопросы.

Какие эмоции он вызывает?

Где вашему цветку хотелось бы расти? (одному или среди других на поляне, в горшочке на подоконнике, на опушке леса)

Есть ли у него друзья (враги?

О чем мечтает цветок?

Какое настроение у него?

Этот цветок счастлив (или несчастен?

Отделить образ цветка от фона (пальчиками оторвать возле контура цветка, ножницами пользоваться нельзя, если есть травмирующая ситуация, например, поедающая гусеница цветок, она остается на листке, мы её не вырываем)

Так как задание выполняется в группе, то его хорошо закончить созданием коллективной полянки. Каждый выбирает «удобное» место. Тут важно отслеживать все нюансы – где расположен цветок, есть ли споры, кто и как отстаивает своё место.

Как цветок будет реагировать на это?

Что чувствует цветок но новом месте?

Сделайте выводы: Чему эта история Вас научила?

Упражнение «Мне сегодня».

Цель: подвести итог тренинга.

Процедура: каждый высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что. "

Публикации по теме:

Мероприятие к Международному Дню поддержки инвалидов Сценарий мероприятия к Международному дню инвалида «Дорога добра» Цели: формирование общечеловеческих ценностей: доброты, внимания к ближнему.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Организация социально-педагогического сопровождения замещающих семей в ДОУ В современном, быстро меняющемся мире вопрос о положении детей остается по-прежнему одним из самых актуальных. Сегодняшние дети - это граждане.

Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей» В марте в нашем саду состоялся педагогический совет и я выступала по теме: «Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения.

Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ «Я могу!» Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития.

Проект педагогической поддержки семьи в воспитании здорового дошкольника «Здоровячок» Руководитель проекта: воспитатель старшей группы Красавина Е Н. Название проекта: ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО.

Программа методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность темы Цели и задачи программы.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 11:45
+253Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Фотоотчёт занятия по нетрадиционному рисованию «Рисуем мыльными пузырями» в младшей...
Цель : познакомить детей с новым видом рисования в нетрадиционной технике мыльными пузырями. Задачи: -учить выдувать воздух через трубочку,...
Сценарий спортивного развлечения «День рождения снеговика» для детей ДОУ
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о...
Занятие по основам науки и естествознания в младшей группе «Безопасность на льду...
Тема: «Безопасность на льду водоёмов» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде Задачи: Формировать у детей представления о...