Папки-передвижки

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»

Людмила Матюшенко
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Гипотеза

Если постепенно знакомить детей дошкольного возраста с основами православной культуры, то в будущем это способствует становлению духовно – нравственной позиции личности, основанной на таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость.

Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры“» размещена в разделах

Паспорт проекта

Тип проекта : развивающий, обучающий

Характер контактов: открытый, групповой

По форме реализации: долгосрочный

Участники проекта :

Дошкольники 6-7 лет (подготовительная группа)

Воспитатели

Учитель-логопед

Родители (законные представители)

Социум (Библиотека, станичный музей, Храм Святой Троицы)

Актуальность

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Проект – прекрасная возможность поразмышлять о роли семьи в жизни маленького человека, о традициях семей, их развитии и изменении в современных условиях. Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Цель проекта

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

Воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье – уважительного отношения к труду, культурному наследию, освоению духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Задачи проекта

• Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

• Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

• Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и развитие диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,

• Способствовать повышению значения семейных ценностей

• Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Дошкольники

• обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

• имеют представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

• развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

• усвоение ребенком вечных человеческих ценностей - духовных и нравственных : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

• знакомы с основными православными праздниками

Педагоги

• углубление и совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;

• разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

Для родителей

• реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

• создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Методы реализации проекта

Для реализации проекта мы используем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется вовремя:

• показа сказок (педагогами, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

• наблюдений;

• экскурсий;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

• чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

организация продуктивной деятельности: ИЗО

(впечатления после занятия-утренника, ручной труд, роспись пасхальных яиц и т. д.)

проведение игр:

со строительным материалом, дидактические («Хорошие и плохие поступки», подвижные («Два острова», малоподвижные («Глухой телефон», и др.)

Ресурсы, необходимые для запуска проекта

• Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

• Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

• Подготовка материала для продуктивной деятельности;

• Подборка подвижных, дидактических игр,

• Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Реализация проекта

Организационный этап

Предварительная работа с семьями воспитанников :

• согласия родителей (участие детей и семей в данном проекте, экскурсии в храм, мероприятия согласно календарному планированию);

• анкетирование;

• беседы, консультации;

нормативно-правовое обеспечение организации проекта;

• первоначальное введение детей в основы Православия.

Основной этап

• Разработка и практическая реализация данного проекта (тематическое планирование работы с детьми и родителями).

• Формирование системы сотрудничества с родителями по вопросам духовно- нравственного воспитания; информационно-просветительская и культурно- просветительская деятельность.

• Активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО.

• Пополнение православной художественной литературы для чтения детям, обновление информации в родительских уголках. т. д.). Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок – передвижек («Роль религиозных праздников в семье», «Праздник Пасхи», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова», «Православное воспитание детей» и т. п.)

Итоговый этап

• Анализ и подведение итогов проекта

• Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.

• Подготовка методических рекомендаций и пособий. Результативность и эффективность проекта можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала введения данного проекта и после – итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Формы работы с родителями

Анкетирование

«За круглым столом»

Информационно – методического характера

Информационные стенды

Тематические родительские собрания

Индивидуальные консультации и беседы

Открытые показы (праздники с привлечением родителей)

Изготовление папок – передвижек

Культурно – массового характера

Праздники и развлечения

С педагогами и сотрудниками ДОУ:

1. консультации;

2. педсоветы, семинары-практикумы;

3. экскурсии в Храм Святой Троицы;

4. беседы, беседы-диспуты;

5. подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;

6. анкетирование и тестирование;

7. подготовка и проведение занятий-утренников.

На утренниках угощение традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СВОЕГО НАРОДА Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в.

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.

Отчет по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций» Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к отечественным традициям Задачи • Формировать представление.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально развития Текст презентации «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально -коммуникативного.

Творческий проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А че он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира….».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»
Опубликовано: 19 октября 2018 в 14:01
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД