Проект «Филимоновская игрушка»

Пендерева Евгения Валерьевна
Проект «Филимоновская игрушка»

Проект «Филимоновская игрушка» в старшей группе

Наименование проекта : Филимоновская игрушка.

Тип проекта : познавательно - творческий.

Вид проекта : творческий.

Продолжительность проекта : кроткосрочный

Срок реализации: 2 недели

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи:

1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

3. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта :

Формы работы с дошкольниками:

• беседы о филимоновских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

• рассматривание элементов росписи;

• рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения;

• непосредственная образовательная деятельность;

• познавательные рассказы воспитателя;

• дидактические игры;

• раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;

• рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек;

• лепка игрушек из соленого теста и их роспись.

Взаимодействие с родителями:

• изготовление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;

• обеспечение материалами (соль, мука или глина) для лепки.

Деятельность педагога:

• подбор литературы, фильма о народном промысле "Филимоновская игрушка";

• иллюстраций филимоновских изделий;

• изготовление плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;

• подготовка соленого теста для лепки;

• проведение выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки.

Сроки и этапы реализации проекта :

Проект осуществляется в несколько этапов:

• Организационно-подготовительный.

• Основной (этап непосредственной реализации).

• Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

Основной:

- ознакомление с историей промысла;

- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки;

- составление орнаментов;

- роспись бумажных силуэтов игрушек;

- лепка и роспись игрушек в стиле филимоновских игрушек. 3

Итоговый:

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки.

Ожидаемые результаты:

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т. п. ;

- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту : в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам

Публикации по теме:

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Филимоновская игрушка»
Опубликовано: 6 октября 2022 в 15:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День информатики

 Сегодня в России отмечают день рождения отечественной информатики, потому что первая советская ЭВМ, прообраз современного компьютера, была официально зарегистрирована 4 декабря 1948 года. Сейчас уже...

4 декабря. День заказов подарков и написания писем Деду Морозу

С наступлением декабря люди начинают активно готовиться к Новому году: запасаться праздничными атрибутами, наряжать ёлки, украшать квартиры и витрины магазинов гирляндами. А дети, предвкушая праздник, уже...


Горячие темочки