Папки-передвижки

Проект «Финансовая граммотность в ДОУ»

Ольга Гурунян
Проект «Финансовая граммотность в ДОУ»

«Финансовая граммотность в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 43 песелка Дружного муниципальное образование Белореченский район

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Финансовая грамотность в ДОУ

Автор: Гурунян Ольга Михайловна, воспитатель МБДОУ Д/С43

Год разработки: 2018

Срок реализации: 17.09.2019 – 17.11.2019

Целевая группа: дошкольники 5-7лет (старшая, подготовительная группа)

Публикация «Проект „Финансовая граммотность в ДОУ“» размещена в разделах

Актуальность проблемы, анализ ситуации.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы формировать умение зарабатывать деньги. На первый план ставится понятие нравственности: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Актуальна ли тема: «Финансовая грамотность в ДОУ»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России. Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы т. п. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают ряд социальных проблем. Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что: о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле – продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить; при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»; россияне в основном являются «пассивными» потребителями. Поэтому – то экономическое образование надо начинать уже с дошкольного возраста. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений.

Основные идеи проекта :

- Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

- Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

- Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

- Заработная плата – цена работы по производству товаров.

- Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта :

формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием.

Задачи проекта :

Обучающие:

- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства);

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

Развивающие:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

- наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.

Воспитательные:

- воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим;

- вовлекать родителей в активное сотрудничество;

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта : в течении 2 месяцев

Управление и обеспечение проекта

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».

«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей, предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью закрепления полученных в течение дня знаний.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Ресурсное обеспечение:

Компьютерное оборудование

Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

Сюжетные картины «В магазине», «На рынке».

Календарный план действий по реализации проекта

№п/п Этап проекта Реализация этапа Сроки реализации

1 Организационный Изучение справочной, методической, Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», «Банк».

Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

17.09.18 - 01.10.2018

2 Практический Реализация проектных мероприятий (см. Приложение) 01.10.18 - 02.11.2018

3 Заключительный Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике» 03.11.2018-17.11.2018

Мероприятия с детьми.

Познавательное развитие:

- Организованная образовательная деятельность: «Путешествие монетки», «Поможем коту Матроскину открыть свой магазин»

- Рассказ воспитателя: «История денег», «Зачем нужны деньги», «Откуда берутся деньги»

- Просмотр презентации: «Что такое деньги», «История денег».

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с монетами и купюрами – «Путешествие в прошлое денег».

- Исследование денег. (Из чего сделаны, их свойства и виды: бумажные, металлические).

- Дидактические игры.

- Просмотр мультфильмов: «Бизнес крокодила Гены», «Как мужик корову продавал», «Простоквашино. Клад», «Барбоскины и реклама».

Речевое развитие:

- Чтение художественных произведений: «Царевна-лягушка», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Чудеса в кошельке». «Федорино горе», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.

- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.

- Составление описательных и творческих рассказов «На что потрачу деньги».

Социально-коммуникативное развитие.

- Ситуативные беседы: «Что купить».

- Сюжетно ролевые игры: «Супермаркет», «Кафе», «Банк», «Поликлиника».

- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

- экскурсия на почту, в магазин.

Художественно-эстетическое развитие.

- Рисование: «На что потрачу деньги», «Реклама для любимой конфеты».

- Изготовление с детьми «денежных единиц» для магазина.

- Конструирование: «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина»

- Аппликация: «Витрина для магазина кота Матроскина».

Мероприятия с родителями:

- Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «Экономическое воспитание».

- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.

- Консультация для родителей: «Расскажите детям, как строится ваш семейный бюджет».

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

- Предоставление коллекции старинных монет.

- Беседы с родителями об организации экскурсии в магазин, на почту.

Заключительный этап:

- Итоговое развлечение брей - ринг «Финансы — это интересно и увлекательно».

- Презентация проекта.

Предполагаемые результаты.

По завершению проектных мероприятий дети могут:

Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.

Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта.

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Перспективы проекта.

Знания, понимание и навыки, приобретенные на этапе формирования личности, дадут долговременные перспективы, помогая детям быть целеустремленными, уверенными, которые смогут внести важный вклад в организацию, в которой будут успешно работать и вести свой бизнес.

Приложение.

Дидактические игры.

«Что и когда лучше продать?»

Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.

Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».

«Кому что подарим»

Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор, воспитывать желание дарить подарки своему другу, родителям и т. д., приучать к самостоятельности.

Материал: карточки – картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, платье, велосипед, заколка, книга.

Содержание игры: вместе с детьми воспитатель выбирает ребенка, которому будут дарить подарки (с помощью считалки). Остальным ребятам воспитатель предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Дети должны выбирать понравившуюся вещь и подарить ребенку, которого выбрали заранее. При этом дети объясняют свой выбор.

«Хочу и надо».

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал:

карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ;

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Рекомендации для родителей.

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк. Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег. Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия». Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

6. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

7. Будьте для ребенка примером. На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

ООД по формированию финансовой грамотности «Поможем коту Матроскину открыть магазин».

Задачи:

Обучающие: закрепить знания об отраслях экономики, о понятиях «товар», «банк», «валюта»; о том, что не всё можно купить; о том, сколько продуктов можно получить из молока. Дать детям представление о рекламе, её видах и роли в торговле.

Развивающие: развивать умение детей подбирать слова, характеризующие положительные качества товара.

Воспитательные: воспитывать интерес к рекламной деятельности, желание поучаствовать в рекламе, помочь персонажу продать товар.

Оборудование: изображения молочных и других продуктов, видов рекламы; конверт с письмом; демонстрационный материал для показа видов рекламы: газета, листовки, журнал; ноутбук для показа мультфильма «Как мужик корову продавал»; фон для аппликации, а также изображения коровы, молочных продуктов и других украшений для витрины по количеству детей; клей, кисти для клея, тряпочки по количеству детей.

Организованная образовательная деятельность.

1. Дети заходят в группу, останавливаются у мольберта.

Воспитатель: - Ребята! Нам пришло письмо из деревни Простоквашино (показывает письмо). От кота Матроскина! Прочитаем?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Матроскин очень серьё зный кот: и деньги экономить умеет, и на машинке шить умеет, и корову напрокат взял, чтобы молоко в доме было. Он решил открыть свой магазин. Только вот что в нём продавать, он не знает. У него есть корова, посоветуйте, чем он может торговать.

Дети: - Молоком! Молочными продуктами!

Воспитатель: - Верно! Выберете из картинок на столе, что можно получить от коровы для магазина.

Дети выполняют задание, прикрепляют на мольберт изображения сметаны, молока, кефира, сливочного масла, сливок и т. д. Объясняют, почему не выбрали яйца, конфеты, хлеб, овощи.

Воспитатель: - Ребята, а как будут называться эти продукты, когда попадут на прилавок? (товар) А что ещё понадобится Матроскину, кроме товара?

Дети: - Прилавок, весы, кассовый аппарат, холодильник.

Воспитатель: - А вдруг, Матроскину не хватит денег на всё это? Где их взять?

Дети. : - Можно взять кредит в банке.

Воспитатель: - Верно! А теперь Матроскин хочет проверить, как вы решите экономические задачки. Если справитесь, он доверит вам оставшееся дело.

2. Дети садятся за стол, слушают задачки, дают ответы:

- Определите, что можно купить, а что нет? (хорошая погода, игрушки, семья, дрова для печки, дружба, солнце, весеннее настроение)

- В одном магазине продаются огурцы по 4р. за кг, а в соседнем магазине – точно такие же огурцы, но по 5р. за кг. Где огурцы раскупят быстрее?

- Пятачок и ослик в магазин пришли и с собою деньги они принесли. У ослика 2 рубля, а у пятачка 5 рублей. Кто из них больше купит конфет?

- Где будет стоить дороже бутылка лимонада: в пустыне или на севере?

В. : - Молодцы! Теперь кот Матроскин убедился, что вы знакомы с экономическими понятиями, и предлагает вам самое сложное и интересное задание, но сначала давайте поиграем в игру «Клад» :

Мы нашли богатый клад («копаем землю»,

Каждый кладу очень рад (улыбаемся друг другу).

Что же делать, как нам быть? (поворачиваем голову из стороны в сторону)

Как же клад нам разделить? (разводим руки в стороны, пожимаем плечами)

Чтоб досталось всем друзьям, всё мы делим пополам! (движения руками вверх-вниз, «делим»)

3. Дети садятся на стулья, смотрят м/ф «Как мужик корову продавал». После просмотра воспитатель задаё т вопросы:

- Почему старик передумал корову продавать?

- Какую ошибку старик допустил, когда сам продавал корову?

- Как ему помог паренёк?

- Как мы сейчас называем то, что сделал молодой продавец?

Д. : - Реклама!

В. : - Верно! Если правильно рассказать о своём товаре, грамотно описать все его достоинства, желающих его купить будет много! А где можно встретить рекламу? Какая она бывает?

- Давайте поможем коту Матроскину с рекламой.

Предлагаю вам оформить витрину магазина Матроскина, это будет для него большим подарком, ведь витрина – это тоже реклама товара. Возьмите украшения для витрины и наклейте их на фон так, чтобы получилось привлекательно для покупателей. Можно наклеить изображение коровы, молочных продуктов, чтобы было понятно, что продают в магазине.

Дети выполняют задание, затем рассматривают работы.

Итог занятия.

В. : - А теперь вспомните, что мы сегодня полезного сделали, что нового вы узнали?

Вы молодцы! Матроскин вам прислал подарки в благодарность за вашу помощь!

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Лэпбук «Финансовая грамота»Лэпбук «Финансовая грамота» Цель: усвоение ребенком новой информации и ознакомление с началами финансовой грамотности в занимательно-игровой форме. Задачи: 1. положить.

Финансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группеФинансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группе Финансовая игра "Мини музей" в подготовительной группе. Воспитатель: Симонова Л. А., высшая кв. категорияФинансовая грамотность – это особое.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Проект «23 февраля»Проект «23 февраля» Краткосрочный проект для детей средней группы «Звездочка» «23 февраля - День защитника Отечества» Описание: Данный проект, рассчитан на.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Моя семья»Проект «Моя семья» Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение, обеспечивающее личностное развитие. Семейное воспитание для ребенка.

Проект «Птицы»Проект «Птицы» К празднику Птиц мы с ребятами готовились с большим интересом. пересмотрели множество альбомов и открыток. Слушали голоса птиц на аудио.

Проект «Все на лыжи!» Цель проекта: совершенствование двигательных способностей и физических качеств у детей при обучении ходьбе на лыжах. Задачи:1. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Финансовая граммотность в ДОУ»
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 18:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД