Проект «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Марченко
Проект «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста

Проект МАДОУ ЦРР детский сад №7

«Финансовая грамотность»

Аннотация проекта

Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Введение

Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность» включает следующую информацию:

• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

• сроки и этапы реализации проекта,

• управление и обеспечение проекта,

• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

• планируемые мероприятия в рамках проекта,

• заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Задачи:

• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.

• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

• Совершенствовать коммуникативные качества детей.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Участники проекта:

• дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет,

• воспитатели группы,

• родители.

Сроки реализации проекта: в течение 1 недели

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»

Управление и обеспечение проекта

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».

«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей, предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью закрепления полученных в течение дня знаний.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр слайд-презентации, мультфильма,

• коллекционирование,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевая игра,

• продуктивная деятельность,

• экскурсия,

• «познавательные маршруты».

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Карта «Путешествие денежки»

6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

План мероприятий

№ п\п День недели\дата Группы

«Светлячки» «Непоседы» «Цветик-семицветик» «Лучики» «Радуга»

1 Понедельник

15.05.2017 Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

2 Вторник

16.05.2017 Чтение

Романов А. «Чудеса в кошельке»,

Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

3 Среда

17.05.2017 Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)

4 Четверг

18.05.2017 Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Экскурсия в банк

5 Пятница

19.05.2017 Рынок Демонстрация слайд-презентации «Семейный бюджет»

1 Понедельник

22.05.2017 Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

2 Вторник

23.05.2017 Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

3 Среда

24.05.2017 Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

2. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

4 Четверг

25.05.2017 Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

5 Пятница

26.05.2017 Ярмарка поделок. Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене.

1 Понедельник

29.05.2017 Подготовка к инсценизации Чуковского К. И. «Муха-Цокотуха»

2 Вторник

30.05.2017 Просмотр спектакля «Муха Цокотуха» К. И. Чуковский

3 Среда

31.05.2017 Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике»

Публикации по теме:

Исследовательский проект в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Телефон» Воспитатель Зайцева Наталья Ивановна Вид проекта -  Исследовательско-познавательный, эксперимент Участники - Воспитатель, дети Продолжительность.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-огород» Проект для детей старшего дошкольного возраста Тема проекта «Чудо-огород» Вид проекта:практический, познавательно – исследовательский..

Проект «Я по улице шагаю…» для детей старшего дошкольного возраста. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска.

Проект «Наши мамы» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Наши мамы» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. К этому празднику никто не.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Осенние фантазии» Проект «Осенние фантазии» Актуальность Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания.

Проект по здоровьесбережению «Здоровейка» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию.

Проект «Радуга профессий» для детей старшего дошкольного возраста Проект «Радуга профессий» Тема проекта: «Радуга профессий». Сроки реализации: 2 года. Тип проекта: информационно-творческий. Автор проекта:.

Проект «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Русская изба» Автор проекта: Безрукова Н. И. Участники проекта: воспитатели: Безрукова Н. И., Голубева И. М., музыкальный руководитель:.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Этикет за столом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 2 «ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ».

Проект «Этноигры» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Народные игры с давних пор были неотъемлемой частью жизни человека, а так же являются составной частью духовной культуры.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Проект «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2018 в 20:57
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Мастер-класс по аппликации из тыквенных семечек «Букет цветов»
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаю вам мастер-класс поделки "Букет цветов из тыквенных семечек" Необходимые материалы...
Фотозарисовка похода выходного дня «Краски осени»
Прошла уже первая половина осени. У нас, на Кубани, она, как правило, солнечная, тёплая и безветренная. В городе деревья стоят ещё зелёные и не спешат...
Костюмы для инсценирования сказки Джани Родари «Приключения Чиполлино»
Уважаемые коллеги! В день рождения Джани Родари приятно вспомнить интересную инсценировку по мотивам знаменитой сказки "Приключения Чиполлино" В этой сказке...