Елена Швалева
Проект «Фольклор и малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
«Задача взрослого - открыть ребёнку то чудо,
которое несёт в себе книга»
В последнее время часто слышим высказывание «люди, перестали читать», из бесед и наблюдений за общением родителей с детьми, можно предположить, что современные родители и правда мало общаются и читают детям книг, в силу своей занятости или зависимости от современных средств информации (интернет, TV, всевозможные гаджиты).
Публикация «Проект „Фольклор и малыши“» размещена в разделах
Чтобы прояснить ситуацию, были проведены беседы с родителями, анкетирование, из чего мы сделали вывод, что ввиду своей занятности многие из родителей мало читают с детьми книг дома, больше пользуются гаджетами и телепередачами. А детские потешки и стишки всерьез не воспринимают. Родители занимаются развитием своих детей, но для этого у них недостаточно представлений о пользе народного фольклора (потешек, и заучивания небольших произведений для детей младшего дошкольного возраста.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор». (Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора)
Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. В раннем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с произведений устного народного творчества, это: колыбельные, потешки, прибаутки, сказки, небылицы, считалочки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
1. Постановка проблемы:
Недостаточное использование устного народного творчества в процессе воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Причины:
• Отсутствие постоянного, живого общения ребёнка с бабушками, прабабушками.
• Ребёнок больше времени проводит за компьютером и телевизором.
• Родители недооценивают чтение книг и особенно значение фольклора в воспитании и развитии ребёнка.
3. Цель проекта
Формирование эмоционально положительного отношения к книге средствами фольклора.
4. Задачи:
• Обогащение и активизация словаря.
• Формирование потребности в чтении.
• Воспитание бережного отношения к книгам.
• Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.
5. Содержание деятельности:
-Организация бесед о пользе фольклора в развитии и воспитании детей.
-Просмотр видео «Читаем с малышами».
- Анкетирование родителей
-Консультации для родителей о пользе детского фольклора.
- Мастер класс: «Расскажи стихи руками»
- Пополнение книгами книжного уголка.
-Родительское собрание «Волшебный мир книги».
-Оформление в раздевалке уголка «Почитайте детям книгу»
6. Срок реализации: краткосрочный
7. Календарный план:
1 этап (Организационный)
Подбор фольклора : сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Воспитатели
Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала Воспитатели,
Анкетирование родителей Воспитатели
Разработка домашнего задания для родителей по проблемной теме. Воспитатели
Организация предметно-развивающей среды в группе. Воспитатели
2 этап (основной) 1. Познавательное развитие
• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
• Рассматривание народных предметов, связанных с предметами русского быта
• Просмотр видеофильмов по сказкам
«Теремок», «Волк и козлята», «Гуси лебеди"
• Показ театра по р. н. сказкам:
«Волк и козлята»
«Маша и медведь»
«Курочка Ряба»
«Теремок»
«Колобок»
• Ситуативный разговор по безопасному поведению с огнём с использованием потешки «Кошкин дом»
2. Речевое развитие
• Чтение потешек «Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке»; «Уж ты, Васенька, дружок, ты не бегай на лужок…»;«Водичка, водичка, умой мое личико»; «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел кот под мосток.»; «Котик-серый, хвостик белый»; «Сидит белка на тележке», «Петушок, петушок.», «Сорока, сорока»; «Ладушки, ладушки».
• Рассказывание р. н. сказок: «Колобок», «Курочка Ряба»; «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова); «Репка»; «Волк и козлята».
• Разучивание потешек «Как у нашего кота»; «Наша Маша маленька»; «Тень, тень, потетень»; «Солнышко, солнышко»; «Дождик, дождик».
3. Художественно-эстетическое развитие:
• Раскраски на заданную тему
• Лепка «Колобок»; «Пирожки для Машеньки»; «Бублики-баранки»
• Рисование «Солнышко», «Дождик».
4. Социально-коммуникативное развитие:
• Настольно – печатные игры:
- «Расскажи сказку»
- «Герои любимых сказок»
- «Угадай сказку»
• Дид. Игры: «Кто где живёт?»; «Помоги найти маму»; «Сложи картинку»; «Найди одинаковые картинки»; «Оденем Машу на прогулку».
• Упражнения по звукоподражанию: (голоса птиц и зверей);
Физическое развитие:
• Разучивание подвижных игр:
- «У медведя во бору»,
- «Карусели»,
- «Ровным кругом»
- «Мы топаем ногами»
- «Подарки»,
- «Лохматый пёс»,
- «Пузырь»
- «Солнышко и дождик»
- «Каравай»,
- «Зайка серенький сидит…»
- «Кошки – мышки»
• Пальчиковые игры
- «Сорока»
- «Пальчик, пальчик, где ты был?»
- «Тень, тень, потетень»
• Утренняя гимнастика на основе русской народной хороводной игры «Заинька вокруг сада»
5. Взаимодействие с семьями воспитанников:
• Анкетирование родителей
• Консультация «Потешки в жизни ребенка»
• индивидуальные беседы с родителями о пользе фольклора для малышей
• Привлечь родителей к изготовлению театров по сказкам
• Организация выставок детских работ по теме проекта
• Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании, во время еды, при укладывании спать, при одевании и раздевании»
3 этап (заключительный)
Организовать выставку «Книжка – малышка» по устному народному творчеству
Мини библиотека художественной литературы
Родительское собрание «Волшебный мир книги»
Выставка «Моя любимая книга»
Воспитатели, родители
Встреча с библиотекарем: «Сказка из чемодана»
8. Ресурсы.
Кадры:
- Воспитатели детского сада
- Музыкальный руководитель.
-Библиотекарь.
Оборудование, материалы:
-Дидактические игры
- Маски для проведения подвижных игр
-настольные, пальчиковые, кукольные театры.
9. Бюджет проекта :
Для реализации проекта «Фольклор и малыши» дополнительное финансирование не требуется.
10. Продукт/ результат:
-выставка книг по устному народному творчеству
-Выставка детских работ по теме.
- Картотека пальчиков игр
11. Критерии эффективности:
Цель достигнута, если:
Педагоги:
- сформировали у родителей представление о необходимости создания условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.
- вовлекли всех участников образовательного процесса в удивительный мир малого фольклора.
Дети:
- Сформировался у детей первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- обогатился словарь детей новыми словами и выражениями.
- сформировали опыт бережного отношения к книгам
Родители:
-Заметили пользу чтения художественной литературы для всестороннего развития детей.
- сформировали понимание о необходимости использования малых форм фольклора во всестороннем развитии детей.
- создали более тесные взаимоотношения между педагогами, родителями и детьми группы.
12. Перечень документации:
1. Интернет-ресурсы
2. Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия развития речи в первой младшей группе»
(М. : Мозаика – Синтез, 2008)
3. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2 – 3 лет» ( М: «Мозаика – синтез», 2009)
4. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома» (3-е изд. - М: Мозаика – Синтез, 2021.-128с)
13. Риски:
Риски и пути преодоления
Нет должного отклика со стороны родителей -Проводить больше индивидуальных бесед о пользе чтения художественной литературы, устного народного творчества.