Лучший педагог года

Проект по формированию у дошкольников с ОНР графического образа букв «Абвгдейка»

Григорьева Анастасия
Проект по формированию у дошкольников с ОНР графического образа букв «Абвгдейка»

Проект: Формирование графического образа букв у дошкольников с ОНР

«АБВГДЕЙка»

Введение

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Публикация «Проект по формированию у дошкольников с ОНР графического образа букв „Абвгдейка“» размещена в разделах

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.

I. Цель и задачи

Цель: апробация метода проектной деятельности в практику логопедической работы с детьми на логопункте в ДОУ.

Для реализации проекта необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме.

2. Разработать план проектной деятельности по теме.

3. Привлечь родителей к активному участию в работе.

4. Реализовать проект.

5. Разработать и реализовать мониторинг, анализ проведенной работы.

II. Основная часть

Проект «АБВГДЕЙка»

Актуальность проекта

Проблема формирования графического образа буквы является актуальной. Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями.

Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы.

В связи с тем, что отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка пространственных представлений, усвоение оптического (графического) образа буквы будет затруднено.

Часто возникает проблема, связанная с недостаточным взаимодействием между зрительным образом и словесным обозначением букв. При этом ребенок может отличать буквы одну от другой, но не соотносит зрительный образ с определенным наименованием, путает названия букв и никак не может усвоить, как называется та или иная буква.

Эти проблемы могут в дальнейшем привести к оптической дисграфии и дислексии. Поэтому целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.

Цель: формирование зрительного восприятия графического образа букв у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи:

• усвоение образа буквы;

• вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”;

• обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации;

• воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;

• привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Ожидаемые результаты:

• усвоение оптического (графического) образа букв русского алфавита;

• успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей;

• участие каждого ребенка в обучающем творческом проекте по созданию “Веселой азбуки”;

• повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

• повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Участники проекта: дети с нарушениями речи 5 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Этапы проекта:

Организационный этап

1. Провести родительское собрание (информирование и мотивирование родителей на работу в форме проектной деятельности. Обозначить цели и задачи проектной деятельности, планируемые результаты).

2. Подготовить методические материалы необходимые для работы над проектом детям и родителям (аннотированный каталог ресурсов, памятки).

3. Оборудовать информационный уголок в группе на проблемный вопрос, предоставить детям возможность свободного доступа к материалу.

Практический этап

Работа с детьми

1. Диагностика.

2. Предварительная работа: игры и упражнения для усвоения образа букв.

3. Анализ существующих Азбук.

4. Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения.

5. Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа, размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука».

6. Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка».

Работа с семьей

1. Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного материала).

2. Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове).

Работа с педагогами

1. Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.

2. Координация процесса творческой исследовательской деятельности.

3. Помощь детям в поиске источников информации.

4. Поддержка и поощрение активности детей.

Итоговый этап

1. Диагностика.

2. Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука».

3. Речевой праздник «АБВГДЕЙка».

Предполагаемые результаты проекта:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».

3. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

4. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

5. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Контрольно-оценочный блок

Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Иными словами, мониторинг – это анализ отдельных элементов процесса и динамики развития. Мониторинг имеет отстраненный, объективный характер и предоставляет набор фактов для дальнейшего анализа и осмысления.

В начале и в конце проекта была проведена диагностика на базе нескольких упражнений для прочного запоминания графического образа буквы (Приложение 1).

Результаты оценивались в баллах в соответствии с таблицей:

№ п/п Упражнения Качественные показатели уровня сформированности графического образа буквы (в баллах)

1 0,5 0

1 «Составь букву из частей» По всем заданиям дан самостоятельно правильный ответ. Отмечаются ошибки, которые не исправляются самостоятельно. Невыполнение.

2 «Выложи букву из палочек»

3 «Найди и закрась только буквы»

4 «Найди 10 одинаковых букв на картинке»

5 «Допиши недостающие элементы буквы»

1 балл – высокий уровень;

0,5 баллов – средний уровень;

0 баллов – низкий уровень

В начале проекта у 3 детей был низкий уровень, у 7 детей – средний уровень, у 2 детей – высокий уровень. Общий уровень – 0,4 балла (ниже среднего).

К концу реализации проекта у 10 детей наблюдался высокий уровень, у 2 –средний уровень. Общий уровень – 0,9 (выше среднего). Уровень усвоения графического образа буквы детьми повысился на 200%.

Ресурсный блок (условия)

Представленный проект «АБВГДЕЙка» не требует больших материально-технических затрат. Все необходимое обычно имеется в наличии любого дошкольного учреждения.

А именно:

• Техническое оборудование: компьютер, проектор, фотоаппарат.

• Наглядно-дидактический материал: дидактический игры, азбуки, наглядные пособия, картинки.

• Материалы для творческой деятельности: альбомы, краски, кисти, карандаши, ножницы, клей и т. п.

III. Заключение

Выводы

При анализе данных итогов диагностики очевидны существенные изменения в формировании графического образа буквы у детей, участвовавших в проекте.

Наличие чёткой системы коррекционной работы и тщательный контроль над усвоением знаний способствует эффективному обучению детей с общим недоразвитием речи.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Проектная деятельность, на мой взгляд, должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны совершенствовать свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

По моему мнению, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствующие качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересуют родителей в образовательном процессе, будут стимулировать их к активному участию в развитии ребенка.

Список литературы:

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

6. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М. : АРКТИ, 2005

7. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Айрис-пресс, 2007

8. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Развитие графического образа в рисунках детей через ознакомление с книжной графикой «Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с книжной графикой» Подготовила -Шерова.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Картотека графических диктантов для старших дошкольников ко Дню графического диктанта на МAAMКартотека графических диктантов для старших дошкольников ко Дню графического диктанта на МAAM Картотека графических диктантов для старших дошкольников ко Дню графического диктанта на МААМ Рисование по клеточкам – очень увлекательное.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв»Консультация для родителей «Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв» При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам твердые звуки. Например, буква.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Проект по формированию знаний о жизни птиц для дошкольников «Птички-невелички»Проект по формированию знаний о жизни птиц для дошкольников «Птички-невелички» Цель: Формирование знаний о жизнью птиц. Задачи: 1. Познакомить с внешним видом птиц, их названиями. 2. Способствовать развитию кругозора,.

Автор публикации:
Проект по формированию у дошкольников с ОНР графического образа букв «Абвгдейка»
Опубликовано: 2 апреля 2022 в 16:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД