МААМ-картинки

Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора. 2 часть

Элла Прокопенко
Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора. 2 часть

База внедрения проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Участники :

воспитатель, дети младшего дошкольного возраста,родители.

Вид проекта:

по направленности: практико-ориентированный

по продолжительности: долгосрочный, один год (сентябрь2020-май2021)

по количеству участников: коллективный

Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:

Социально-коммуникативное

Познавательное

Художественно-эстетическое

Речевое

Публикация «Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора, 2 часть» размещена в разделах

Проблема:

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я наблюдаю, как постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить — овладевают умением правильно выговаривать слова, связывать их в словосочетания, предложения и фразы, овладевают способностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Но, к сожалению, большее количество детей в группе еще очень плохо говорят. Для себя я сделала вывод, что со стороны воспитателя требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.

Я решила использовать фольклор в организации деятельности с детьми. Это позволит ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.

Актуальность:

Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

В младшем дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь. Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания. Для овладения речью ребенку нужна речевая активность.

Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества, а это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др, в семьях практически не используются. А именно фольклор в речевой деятельности ребенка является залогом успешного усвоения языка на данном возрастном этапе. Чтобы углубить и разнообразить работу по данной теме, я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Перечитала много книг и статей, касающихся этой проблеме. Среди прочих источников мне попала книга O.K. Князевой и Л. Д. Маханевой «Приобщение детей и истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Работу по этому разделу я и начала с детьми младшей группы. Заметив интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, прибауткам, решила, что они могут «разговорить детей».

Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в младшем дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте 3-3,5 лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. В этом и состоит актуальность опыта.

Цель:

создать условия для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством фольклора.

Задачи:

-изучить методическую литературу по данной проблеме;

-применить методы и приемы для формирования коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора;

-организовать предметно-пространственную развивающую среду, стимулирующую на речевую активность;

-способствовать взаимодействию всех участников образовательного процесса для достижения эффективных результатов по теме проекта;

-выявить эффективность использования фольклора на развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста;

Новизна опыта заключается в создании системы практических материалов и заданий для организации занятий, учебных проектов, мастер-классов, праздников, экскурсий, деловых игр, а также работу с родителями, практических методов для формирования у детей представления важности развития речи, как составной части здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

Для воспитанников-

-эффективное развитие коммуникативных навыков посредством использования детского фольклора;

Для воспитателя-

-повышения качества работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста;

Для родителей-

-эффективное сотрудничество всех участников образовательного процесса;

План реализации проекта

1этап

Организационный

август 2020

-Определение цели и задач проекта

-Изучение методической литературы по данной проблеме

сентябрь

2020

-Проектирование, дополнение рабочей программы младшей группы

Сентябрь

2020-Организация предметно-пространственной развивающей среды

2этап

Основной, практический,

сентябрь

2020-май2021 г. г Сентябрь 2020

ОД с воспитанниками

«В гости к потешкам»

Цель:

-способствовать развитию умения слушать новые потешки

-совершенствовать речевую активность, слуховое и зрительное восприятие.

-вызвать эмоциональную отзывчивость на произведение устного народного творчества, чувство сопереживания, желание помочь, воспитывать чувство удовлетворения от осмысленных действий.

"Едем в гости к бабушке, на вкусные оладушки"

Цель:

-продолжать знакомить детей с фольклором.

-обогащать словарный запас детей.

- развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен.

- воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании»

Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка».

Октябрь 2020

ОД с воспитанниками

«Мы ходили в огород»

Цель: -уточнить представления детей об овощах,

-обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая";

-учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; -способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

«Семья петушка»

Цель:

-закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением, курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой);

учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним;

-развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

Работа с родителями

Помощь в организации праздника осени -изготовление атрибутов

Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды».

Ноябрь 2020

ОД с воспитанниками

«Заюшкина избушка»

Цель:

-напомнить детям содержание сказки;

-учить выразительно инсценировать сказку;

-познакомить детей с русской народной игрой "Зайки".

«Как ребята солнышку помогали»

Цель:

-Способствовать обогащению и активизации словаря

- Продолжать совершенствовать речевую активность, слуховое и зрительное восприятие.

-Способствовать развитию интонационной выразительности

-Способствовать развитию умения слушать новые потешки

-Вызвать эмоциональную отзывчивость на произведение устного народного творчества, чувство сопереживания, желание помочь, воспитывать чувство удовлетворения от осмысленных действий.

«Мы ходили в огород»

Цель:

-уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая"

-учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке

--способствовать воспитанию интонационной выразительности речи

Работа с родителями

Консультация «Поиграем со своим ребенком по пути домой»

Изготовление и пополнение центра театрализации атрибутами к сказке «Заюшкина избушка»

Декабрь 2020

ОД с воспитанниками

«Волшебный сундучок»

Цель:

-познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства: потешки, прибаутки, сказки)

-приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений.

-Развивать любознательность-

-воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного; -расширять представление о добре, правде, красоте.

«Сундучок Деда Мороза»

Цель:

-развивать интерес к загадкам, их разгадыванию

- развивать память, воображение

- создать настроение приближающегося праздника.

Работа с родителями

Родительское собрание: «Развитие речи детей 3-4 лет»

Консультация «Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка»

Помощь в организации Новогоднего праздника -изготовление костюмов, атрибутов к театрализации

Январь 2021

ОД с воспитанниками

«Колобок»

Цель:

-напомнить детям содержание сказки "Колобок"

- развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки

- развивать эмоциональность, выразительность речи

«Уж ты, зимушка-зима»

-обогащать словарь детей тулуп, рукавицы, валенки, шаль

- познакомить с особенностями русской зимней одежды

- развивать память

Работа с родителями

Консультация педагога-логопеда «»Пальчики не играют- язычок молчит»

Памятка «Игры и забавы зимой»

Февраль 2021

ОД с воспитанниками

«Маша и медведь»

Цель:

-учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе

- обогащать словарь детей

- развивать ориентировку детей в пространстве

-продолжать закреплять знание предметов интерьера избы

«Идёт коза рогатая»

Цель:

-познакомить детей с новым обитателем избы - козой Машкой

-способствовать повторению знакомой потешки с инсценированием

-рассказать о пользе козы для человека

Работа с родителями

Проведение викторины «Продолжи потешку»

Оснащение предметно предметно- пространственной развивающей среды

Март 2021

ОД с воспитанниками

«В гости к Хозяюшке»

Цель:

-продолжать знакомить с малыми фольклорными формами

-вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем ---способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста

«Приди, весна, с радостью»

-повторить приметы весны

- разучить с детьми заклички «Ласточка, ласточка, Грачи-киричи»

Работа с родителями

Консультация «Ребенок у экрана»

Изготовление масок

Материал в уголок для родителей: «Учите, читайте, играйте вместе с нами»

Апрель 2021

ОД с воспитанниками

«В гости к бабушке Загадушке»

Цель:

-закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т. д.)

-активизировать мыслительную деятельность в процессе игры

- упражнять в выразительной интонации при звукоподражании

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным

«Во дворе у бабушки»

Цель:

-создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества

- активизировать словарный запас детей;

-уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т. д., их назначением

-учить громко и четко произносить их

«Курочка Ряба»

Цель:

-познакомить детей с оригинальным текстом сказки

- развивать память, речевую активность детей

-рассказать о традиции красить яйца на Пасху

Работа с родителями

Изготовление шапочек к хороводной игре

Консультация + анкетирование родителей «Какой темперамент у моего ребенка?»

«Влияние фольклора на формирование личности»

Виды деятельности с применением детского фольклора:

-беседа

НОД

-театрализованная деятельность

-ОД в режимных моментах

-игровая деятельность

Методы и приемы, используемые в реализации проекта:

-наглядные- показ, рассматривание, прослушивание аудиозаписи, презентация, наблюдение,

-словесные- художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение, беседа, вопросы, пояснения,

-практические -игровые задания, элементы драматизации, игровые упражнения, рассматривание, игры-драматизации, изобразительная деятельность;

Основные формы реализации проекта:

-беседы, рассматривание

-театрализация, инсценировки

-чтение, рассказывание

-наблюдения

-подвижные, пальчиковые, дидактические игры

-художественное творчество

Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта:

-родительские собрания

-совместные праздничные мероприятия, досуги

-день открытых дверей

-наглядные формы работы (консультации,буклеты, тематические газеты, папки-передвижки)

- семинары -практикумы по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям

Данная проектная деятельность,на сегодняшнее время, находится в процессе реализации.

Литература по обеспечению проектной деятельности:

-Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9.-С. 16-22.

-Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.-127с.

-Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. вое питание. -1986.-№9.-С. 23-26.

-Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987. - 239с.

- O.K. Князева Л. Д. Маханева «Приобщение детей и истокам русской народной культуры».

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора. 2 часть
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 22:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД