Лучший педагог года

Проект Формирование культуры здорового питания детей дошкольного возраста на примере проекта «Здоровая пища — здоровые дети»

Татьяна Воробьева
Проект Формирование культуры здорового питания детей дошкольного возраста на примере проекта «Здоровая пища — здоровые дети»

ПРОЕКТ

Формирование культуры здорового питания детей дошкольного возраста на примере проекта «Здоровая пища - здоровые дети»

Тема: «Здоровая пища – здоровые дети»

Тип проекта : Исследовательско- творческий

По содержанию: «Ребенок и ценности здоровья»

По характеру контактов: Возрастные группы детей от 3 до 7 лет, педагоги, родители.

Публикация «Проект Формирование культуры здорового питания детей дошкольного возраста на примере проекта „Здоровая пища — здоровые дети“» размещена в разделах

По продолжительности реализации проекта : длительный

Сроки реализации проекта : 02.09.2013. – 30.12.2013.

Обеспечение:

Материально-техническое: альбом, фотографии семей воспитанников, бумага (цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, иллюстрации по теме, фотоальбом.

Информационное : фотоаппарат, видеокамера, аудиозаписи, компьютер, видеофильм «Секреты здорового питания или как Лунтик появился в детском саду»

Учебно-методическое:

1. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ. Нормативно-правовые документы, рекомендации/ М. С. Горбатова. - В. :Учитель, 2008.-428с.

2. Костикова Д. А. Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности. Учебно-методическое пособие/ Д. А. Костикова. -Н. : МОУ ДПО ИПК, 2009.-67 с.

3. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / С. С. Киселева. -М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.

4. КисляковскаяВ. Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для воспитателей / В. Г. Кисляковская, Л. П. Васильева. – М. : Просвещение, 1983.-207 с.

4. Климович Ю. П. Учим правильно питаться. Пособие для воспитателей ДОУ / Ю. П. Климович. - В. : Учитель, 2007.-172 с.

5. Сундукова А. К. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ/ А. К. Сундукова, Г. Н. Калайтанова, Е. В. Майгурова. -М. : АРКТИ, 2008.-104с

6. Мамаева М. А. Если ребенок не хочет есть /Дошкольная педагогика №4, 2011, стр. 4

Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

Питание – тема очень актуальная. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Рациональная организация питания детей дошкольного возраста является проблемой большой государственной важности.

Обеспечив правильно организованное и полноценное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказать существенное влияние на иммунитет ребенка, повысить работоспособность и выносливость детей, создать оптимальное условие для их нервно-психического и умственного развития.

Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменения условий воспитания в семье.

Сегодня педагоги, и многие родители не достаточно готовы к решению задач, связанных со значением питания для растущего организма и отдельных внутренних органов, о роли пищевых веществ, о полезности различных продуктов и блюд. Контроль детей с 3 до 7 лет в наблюдениях и беседах показал удивительно низкий объем знаний воспитанников и понимание значения для их здоровья правильного питания, сформированность навыков еды. Вышесказанное подрывает авторитет воспитателя. Многие воспитатели с большой готовностью оценили важность и актуальность данной проблемы. Одним решением педагогического совета, явилось «Активизация воспитателей и родителей в вопросе правильного питания дошкольников».

Проведенный опрос среди родителей показал- 46% детей, питающихся ранним завтраком дома, до прихода в дошкольное учреждение, а именно, чипсы, конфеты, различные хлопья, мюсли, шарики, колечки, палочки из кукурузы и т. д. (несомненно отрицательно влияет на дальнейший аппетит ребенка); 25 % мам используют в рационе домашнего питания молочных продуктов. Самый низкий процент (11 %) показал вопрос о разнообразии видов свежих овощей и фруктов в ежедневном меню ребенка в домашних условиях.

Трудность молодых родителей заключается еще и в механизме Российского пищевого рынка. Производители балуют своих покупателей широким выбором всевозможных готовых продуктов и полуфабрикатов. Согласно новым санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организации питания в дошкольных учреждениях, уже с 1 октября 2011 года пересмотрены полностью.

Вряд ли мы сможем исключить из своего рациона продукты промышленной переработки, а вот научить, помочь сделать правильный выбор в существующем многообразии имеющихся продуктов питания, и призван данный проект.

Наша задача нацеливает родителей на осуществлении проекта «Здоровая пища - здоровые дети». Ведь, в основном, только эти две социальные структуры: семья и детский сад определяют и влияют на уровень здоровья детей дошкольного уровня.

Данный проект направлен на повышение знаний педагогов дошкольных учреждений, родителей и детей в области формирования культуры здорового образа жизни.

Цель и задачи проекта

Целью является формирование целостного представления о культуре питания, его значимости для здоровья всех участников проекта.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность воспитателей дошкольного учреждения в области формирования у детей культуры питания, как одного из здоровьесберегающего компонента в организации образовательного процесса.

2. Организовать работу с родителями по формированию правильного питания для работы всего организма и отдельных органов ребенка, полезности различных продуктов и блюд.

3. Воспитывать у детей культуру поведения за столом, эстетические чувства через сервировку стола, оформление блюд, внешний вид детей.

План поэтапной реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание работы

Результаты

I Этап

Подготови

тельный

02.09.13

30.09.13.

Изучение проблемы правильного питания ребенка дошкольного возраста

Протокол совещания при заведующей ДОУ

Сбор и анализ литературы по данной теме Картотека по теме «Разговор о правильном питании»

Создание творческой группы по внедрению проекта Приказ по ДОУ. Команда педагогического проекта, распределение функционала членов команды

Разработка диагностического инструментария Комплект диагностического материала по выявлению уровня сформированности культуры поведения за столом

II Этап

Организа

ционный

01.10.13.-

31.10.13.

Диагностика уровня сформированности культуры поведения за столом

Объективная оценка уровня сформированности культуры поведения за столом на входе.

Анкетирование родителей по теме проекта Анализ анкетирования

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности детей; разработка театрализованных занятий; разработка опытов для экспериментальной деятельности; разработка Положения, конкурсов Комплект рабочего материала по теме проекта

Организация обучения воспитателей в рамках проекта через консультации специалистов Повышение компетентности участников проекта

Мониторинг эффективности педпроекта Прогноз ожидаемых результатов проекта

III Практи

ческий

05.11.13.-12.12.13.

Реализация программы педпроекта

Мероприятия по данной теме

Оформление предметно-развивающей среды в группах, реализующих проект. Подбор и оформление столовых комнат, приборов

Изготовление игр, игрушек, атрибутов, материалов к непосредственно-образовательной деятельности, театрализованной, экспериментальной. Оформление дидактического материала, пособий, изготовление костюмов для театрализованной деятельности, пополнение материала в зоне экспериментальной деятельности

IVОбобщаю

щий

23.12.13.-30.12.13.

Анализ и оценка результатов проекта

Методические рекомендации по организации проекта «Правильное питание дошкольника»

Родительское собрание

Выявление динамики развития уровня сформированности знаний у детей правильного питания и культуры поведения за столом (Анализ на выходе)

Аналитический отчет по диагностическому инструментарию

Календарный план

мероприятий по реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Ответственные

1. 02.09.13. Совещание при заведующей «Проблемы правильного питания ребенка дошкольного возраста» Зав. ДОУ

2. 06.09.13. Создание творческой группы, распределение функционала членов команды Ст. воспитатель

3. 09.09.13.-13.09.13. Сбор и анализ литературы по данной теме Творческая группа

Родители

4. 16.09.13.-

20.09.13

Разработка диагностического инструментария Руководитель творческой группы (ТГ)

5. 01.10.13.-11.10.13 Анкетирование родителей по теме проекта. Анализ анкетирования Руководитель ТГ,

Воспитатели

6. 14.10.13.-

25.10.13 Мониторинг уровня развития детей (прогноз результатов) Руководитель ТГ,

ТГ

7. 28.10.13.-15.11.13. Консультации:

«Организация питания в детском саду»

«Пищевая аллергия и пищевая непереносимость»

«Что делать, если ребенок отказывается есть в детском саду»

Диетсестра ДОУ,

Врач-аллерголог,

Педагог-психолог

8. 16.11.13.-25.11.13. Разработка конспектов практических мероприятий проекта ТГ

9. 26.11.13 Положение и результаты конкурса среди групп на лучшую сервировку стола Руководитель ТГ

10. 28.10.13.-

15.10.13. Оформление информационных стендов для родителей «Чем кормить и что делать с Нехочухой»

«Ребенок кушает -возрастная лестница пищевых навыков» Воспитатели

11. 05.11.13.-12.12.13. Организация клубов по интересам «Бабушкины рецепты»,

«Русская кухня» ТГ,

Воспитатели

Родители

12. 06.12.13. Составление коллажа «Полезные и не полезные продукты» Воспитатели

Ст. гр.

Родители

13. 06.11.13.-

12.12.13. Создание книги «Здоровая книга» (сборник конспектов занятий с детьми, цикл консультаций специалистов, методические рекомендации, бабушкины рецепты, рецепты русской кухни, кроссворды, фотографии) ТГ,

Родители,

Воспитатели

14. 11.11.13. Моделирование правил приема пищи (формирование у детей представления об основных принципах гигиены питания) Воспитатели подг. гр.

15. 21.11.13. Сочинение авторских сказок «Почему надо мыть овощи» Воспитатели подг. гр.

Родители

16. 28.11.13. Конкурс на лучшую сервировку стола Воспитатели групп с 3 до 7 лет

Родители

17. 03.12.13. Театрализованное действие «Пир у Бабы-Яги» Воспитатели групп с 3 до 7 лет,

Родители

18. 04.12.13.-

09.12.13. Непосредственно-образовательная деятельность:

«Хороши калачи из русской печи"

«Непростое яичко»

«Бутербродная страна"

«Кто сказал, что каша – это пустяк?»

Вопит. мл. гр.

Воспит. ср. гр.

Воспит. стар. гр.

Воспит. подг. гр.

19. 10.12.13. Консультация для родителей «Меню на всю неделю для Вас и ваших детей»

Памятка для родителей «Вред чипсов и кока-колы доказан законом» Диетсестра ДОУ

20. 11.12.13. Участие родителей в познавательной кулинарной викторине о России «Русская кухня» ТГ,

Родители

21. 13.12.13. Просмотр видео-фильма «Секреты здорового питания или как Лунтик побывал в гостях детского сада» Воспитатели возрастных групп детей от 3 до 7 лет

22. 16.12.13. Сюжетно-ролевая игра» Мы идем в магазин». Изготовление овощей и фруктов из соленого теста Воспит. мл. гр.

23. 17.12.13. Организация фотовыставки «Как я готовлю завтрак» Воспит. ср. гр.

Родители

24. 18.12.13.-

20.12. 13 Опытоведение: посадка семян лука, зелени. Зарисовка наблюдений за посевами растений. Проведение эксперимента «Просто добавь…» Воспитатели групп детей от 3 до 7 лет

25. 23.12.13. Диагностика уровня сформированности культуры поведения детей за столом (на выходе) Руководитель ТГ

26. 24.12.13. Анализ и оценка результатов проекта Руководитель ТГ

27. 26.12.13. Публикация о результате проекта в СМИ.

Информация на сайте ДОУ Ст. воспитатель ДОУ, Руководитель ТГ,

Родители

28. 30.12.13. Родительское собрание.

Презентация созданной книги «Здоровая книга» Заведующая ДОУ,

Руководитель ТГ,

Воспитатели

Прогноз ожидаемых результатов проекта

Критерии оценивания

Показатели

Индикаторы

Инструмент измерения

Кадровый потенциал

Система повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ, отвечающая новым задачам

Внутрисадовское обучение-повышение объема материала по теме «Теоретические основы правильного питания»

Наличие и объем материала в консультациях специалистов

Родительская общественность

Социальная активность

Повышение социальной активности родительской общественности до 100 %

Отзывы, публикации, участие в конкурсах

Реализация сформированных правильных навыков еды возрастной группы детей с 3 до 7 лет

Правильные навыки приема пищи детей с 3 до 7 лет

Повышение количества детей, освоивших показатель

до 80 %

Наблюдение,

Набор тестов

Мониторинг уровня развития детей

Показатели

Индикаторы

(% детей, достигших показатель)

Измерения

3 – 4 года

-умение правильно держать ложку, вилку

-пользоваться салфеткой

-не крошить хлеб

-пережевывать пищу с закрытым ртом

60% Наблюдение

Наблюдение

Игра

Игра

4 – 5 лет

-пищу брать понемногу, хорошо пережевывать;

-правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож); салфеткой;

65% Наблюдение

Игра

5 -6 лет

-совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, без шума, сохраняя правильную осанку за столом.

70% Наблюдение

Набор тестов

6 -7 лет

- правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, без шума, сохраняя правильную осанку за столом; полоскание рта после еды

88%

Наблюдение

Набор тестов

Основной состав участников проекта

Ф. И. О.

Образование, год окончания, специальность

Должность

Распределение функциональных обязанностей между участниками педагогического проекта

Участники

педагогического проекта

Функциональные обязанности

Заведующая ДОУ

Выступает с инициативой проведения проекта; определяет кадровый состав участников проекта; распределяет между ними функциональные обязанности.

Ст. воспитатель

Участвует в создании творческой группы; распределяет функциональные обязанности членов творческой группы; помогает руководителю творческой группы в работе с воспитателями; занимается информацией на сайте ДОУ.

Руководитель проекта Разрабатывает программу проекта; разрабатывает мониторинг уровня развития детей; координирует работу участников проекта; организует сбор информации о ходе проекта; обеспечивает учебно-методическое и программно-методическое сопровождение проекта.

Творческая группа Разрабатывает и реализует программу работы проекта, учитывая проектные задачи; ведет мониторинг уровня развития детей.

Дети

Активные участники проекта.

Воспитатели

Организуют работу с родителями и детьми по тематике данного проекта; продумывают детально выбранные методы и приемы обучения детей данной темы.

Родители

Оказывают любого рода поддержку проекта;

участвуют в различных мероприятиях программы проекта.

Представление результатов проекта

Формы представления результатов проекта

Сроки

Ответственный

1. Картотека литературы по теме «Правильное питание дошкольника» 13.09.13. ТГ

2. Мониторинг уровня развития детей (диагностические срезы, наблюдения) 14.09.13. РуководительТГ

3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности, практических мероприятий проекта 16.11.13. ТГ

4. Теоретический и практический материал клубов «Бабушкины рецепты», «Русская кухня» 05.11.13. ТГ

5. Коллаж «Полезные и не полезные продукты» 06.11.13. Воспитатели

6. Авторские сказки «Почему надо мыть овощи» 21.11.13. Воспитатели

7. Фотовыставка «Как я готовлю завтрак» 17.12.13. Воспитатели

8. Положение и результаты конкурса среди групп на лучшую сервировку стола 26.11.13. Руководитель ТГ

9. Материал познавательной кулинарной викторины о России для родителей 11.12.13. ТГ

10. Теоретический материал консультаций по теме проекта 28.10.13. Руководитель ТГ

11. Конспект родительского собрания «Правильное питание дошкольника» 30.12.13. Заведующая ДОУ

12. Публикация в СМИ о результатах проекта, информация на сайте ДОУ 26.12.13. Руководитель ТГ,

Ст. воспитатель

13. Книга «Здоровая книга» 30.12.13. Руководитель ТГ

Продукт проектной деятельности

Создание книги «Здоровая книга» - в материалах раскрывается проблема формирования у детей основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью. Собран практический материал для работы с детьми, родителями по теме проекта «Здоровая пища – здоровые дети».

Презентация проекта : общее родительское собрание с участием детей «Правильное питание дошкольника»

Публикации по теме:

«Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно — игровую деятельность». Методическая разработка. «Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно – игровую деятельность».

Флешмоб под девизом «Здоровые дети-здоровая страна»Флешмоб под девизом «Здоровые дети-здоровая страна» В поддержку паралимпийской сборной России! Флешмоб под девизом «Здоровые дети – здоровая страна» 12 сентября 2016 г. в 12.00 на территории.

Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста Автор: Чумак Елена Вячеславовна.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад.

Конспект занятий для детей 3–4 лет «Здоровая пища» Путешествие за витаминами Цель: расширить представление детей о витаминах и их полезных свойствах. Задачи: обогащать словарный запас детей;.

Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий Проектная деятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование инновационных.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны.

Проект о ЗОЖ: «Здоровые дети-здоровая нация!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Педагог дополнительного образования: Киселева.

Конспект занятия «Здоровая семья — здоровые дети» ТЕМА: Здоровая семья- здоровые дети! ЦЕЛИ: Вызвать интерес к спорту, к Олимпийским играм в Сочи, создать условия для сопричастности детей.

Консультация для родителей «Здоровая семья — здоровые дети» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Чтобы быть здоровым нужно не только хорошо и правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект Формирование культуры здорового питания детей дошкольного возраста на примере проекта «Здоровая пища — здоровые дети»
Опубликовано: 23 марта 2017 в 18:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД