МААМ-картинки

Проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Татьяна Николаевна Никитина
Проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Воспитание культурного человека – это воспитание человека не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни.

Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности, правила связанные с гигиеной, эстетикой быта.

Публикация «Проект „Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки“» размещена в разделах

Культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности.

В настоящее время это непросто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Формирование навыков культурного поведения учащихся – актуальная задача нашего времени

Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье и продолжается в школе при систематической работе по этому направлению. Задача учителя помочь ребенку состояться умственно и нравственно.

Формирование навыков культурного поведения учащихся в Шаховской школе - интернате особенно актуально, так как большинство обучающихся – дети с нарушением поведения, дети из проблемных семей, где участие семьи в воспитательном процессе, как правило, весьма ограничено, и нет привития начальных навыков культурного поведения ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания, умения, навыки.

Формирование навыков культурного поведения учащихся 5 класса на уроках социально-бытовой ориентировки.

Первоочередная задача уроков социально – бытовой ориентировки – формирование личности ребенка, коррекция недостатков развития, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке формируют у учеников знания и умения, способствующие социальной адаптации, общему развитию, расширению кругозора, приобретению навыков общения и культурного поведения.

В Шаховской школе – интернате существует проблема поведения школьников. С целью решения существующей проблемы педагогический коллектив школы усиливает работу по формированию навыков культурного поведения у учащихся. Систематически проводятся мероприятия по формированию навыков культурного поведения воспитанников. Регулярно проводятся тематические классные часы, общешкольные утренники, воспитательские часы.

Для формирования навыков культурного поведения огромное значение имеют уроки социально-бытовой ориентировки раздела «Культура поведения».

В данной работе рассмотрен и приведен результат применения мероприятий по формированию навыков культурного поведения учащихся на примере пятого класса. Был разработан проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки» и применен на практике. В проект вошли темы уроков из раздела «Культура поведения» и внеклассные мероприятия, которые проводились учителем на классных часах и воспитателем во время досуга, беседы с родителями адекватного поведения по названной проблеме.

Цель проекта : Формирование навыков культурного поведения учащихся. Приведение в систему знаний по культуре поведения, которые уже имеются у учащихся.

Задачи образовательные: Учить формам вежливого общения между людьми, правилам речевого этикета в процессе разговора с собеседниками. Учить употреблять вежливые формы обращения, содержащие просьбу, благодарность, различные формы приветствия. Формировать культуру поведения за столом и в других жизненных ситуациях.

Коррекционные задачи: Развивать критическое мышление в ситуациях общения. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Учить вразумительному использованию невербальных средств общения. Корректировать поведение учащихся.

Воспитательные задачи: Воспитывать навыки и привычки культурного поведения. Формировать привычки внимательного, доброго отношения к людям. Формировать у детей представление о плохих привычках. Воспитывать умение опрятно принимать пищу, правильно пользоваться салфеткой, вилкой, ножом.

Участники проекта : учащиеся 5 класса, учитель, воспитатель, родители.

Подготовительная работа: диагностика классного коллектива, составление плана проекта, подбор литературы по теме, согласование вопросов с воспитателем, разработка мероприятий.

Длительность проекта : 2 месяца (апрель - май 2018).

Этапы деятельности учителя в данном проекте :

I. Диагностико – аналитический этап (анкетирование).

II. Планирование учебно – воспитательного процесса по проекту.

III. Проведение мероприятий с учащимися и родителями по названной проблеме.

IV. Выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

Первый этап проекта. В начале апреля была проведена диагностика классного коллектива – анкетирование (Приложение 1) учащихся и использовался метод наблюдения.

Критерии диагностики:

1. изучение личности каждого учащегося (оценка уровня воспитанности личности).

2. изучение характера классного коллектива (оценка уровня воспитанности коллектива).

3. анализ семейного воспитания каждого ребенка.

Анкетирование проводится с целью получения информации об уровне имеющихся навыков культурного поведения школьников. Анкета дает возможность скоординировать работу учителя и воспитателя по формированию навыков культурного поведения воспитанников.

Второй этап – составление плана проекта (Приложение 2).

План составляется, опираясь на результаты анкетирования и диагностики каждого ученика и всего классного коллектива, а также на раздел «Культура поведения» по социально – бытовой ориентировке программы.

Третий этап проекта – организация учебно-воспитательной работы с учащимися и родителями по проекту «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки». Все мероприятия проходили в разнообразных методических формах. Это уроки с различными методическими приемами. Например, «Вежливые формы обращения, содержащие просьбу и благодарность» (Приложение 3). Проводилась индивидуальная беседа с «трудными» воспитанниками, чтение и обсуждение литературных произведений по проблеме (Приложение 4).

На уроках и внеклассных занятиях выполнялись поставленные цели и задачи: образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные. Велась работа с родителями о культурном поведении их детей (Приложение 5).

Четвертый этап проекта – выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

1. Самооценка учителя.

2. Самооценка воспитателя.

3. Количественное сравнение учащихся (по навыкам культурного поведения) до осуществления данного проекта и после реализации проекта

- по анкетированию,

- по наблюдениям за поведением учащихся.

5. Отзывы родителей учащихся (родители, которые могут сделать анализ поведения ребенка).

В конце проекта было проведено повторное анкетирование среди учащихся 5 класса.

Сравнивая данные анкетного опроса до осуществления (рис. 1) и после реализации проекта (рис. 2, а также учитывая результаты наблюдения за поведением учащихся, была выявлена положительная динамика по реализации проекта (рис. 3) :

- на четыре человека больше стали употреблять вежливые формы обращения с просьбой и благодарностью;

- на два человека больше стали использовать «волшебные слова» при встрече и расставании;

- на четыре человека увеличилось количество соблюдавших этикет за столом;

- восемь учащихся стали пользоваться салфеткой осознанно.

Рис. 1. Данные анкетного опроса школьников (2 апреля 2018г.)

Рис. 2. Данные анкетного опроса школьников (28 мая 2018г.)

Рис. 3. Результаты эффективности проекта.

Важно сформировать у детей культуру поведения осознанно. Дети, участвуя в мероприятиях со специальным содержанием, в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Опыт работы над проектом «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки» показывает, что ключевыми механизмами обучения должны стать проектные и программные методы работы. В данном проекте главный акцент сделан на то, как помочь ребенку усвоить хорошие манеры поведения, правила речевого этикета, правила этикета за столом.

Применение проектной деятельности в 5 классе дало положительную динамику в воспитании культурного поведения учащихся.

Педагогика как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности.

Воспитание детей – нелегкий труд. Воспитание ребенка – это наиболее важная миссия из всех, которую каждый из нас будет когда-либо иметь в нашем обществе. Это трудная, но необходимая работа.

Публикации по теме:

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой адаптации Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах (средняя группа)Формирование навыков безопасного поведения на дорогах (средняя группа) Формирование навыков безопасного поведения на дорогах (средняя группа) Цель: - закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; - закрепить.

Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего возраста Дети получают реальные представления о различных ситуациях возникающих при определенном поведении их причины и следствия; активизируются.

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках Тема : «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке Презентация - обобщение опыта работы. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. Современное.

Коррекционное занятие по развитию социально-бытовой ориентировки в подготовительной к школе группе «Труд людей зимой» Коррекционное занятие по развитию социально-бытовой ориентировки в подготовительной к школе группе «Труд людей зимой» Коррекционно-развивающие.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Визитка проекта. Образовательное учреждение:.

Формирование моторных навыков учащихся с Тмнр в процессе предметно-практической деятельности Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно – практической деятельности Зайцева Ольга Николаевна учитель-дефектолог.

Формирование навыков культуры общения у учащихся младших классов коррекционной школы О. Н. Зайцева учитель-дефектолог муниципального казенного образовательного учреждения «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса Нижегородской.

Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба «В гостях у Светофора» Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба по интересам «В гостях у Светофора» С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование навыков культурного поведения учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 23:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД