Проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на примере изучения судеб детей в ВОВ»

Валентина Бакулина
Проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на примере изучения судеб детей в ВОВ»

В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине русского народа. За семьдесят послевоенных лет выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей. И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвиге своих ровесников, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям.

Включаясь в работу по патриотическому воспитанию дошкольников, я понимала, что разговор с детьми о событиях военных лет должен идти на материалах, близких к их пониманию, касаться таких тем, которые дети-дошкольники могут связать со своим возрастом, накопленным детским опытом. Именно так я пришла к работе по теме «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на примере изучения судеб детей Великой Отечественной войны».

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст как период становления личности имеет большие потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

Для России решение проблемы патриотического воспитания в настоящее время жизненно важно, поэтому в настоящее время реализуется значительный перечень документов, подтверждающих озабоченность государственных органов РФ патриотическим воспитанием подрастающего поколения:

Законодательные акты и нормативные документы в сфере патриотического воспитания молодёжи:

- Законы Российской Федерации:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный Закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

Нормативные правовые акты РФ

1. Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 № 1714 «О Дне Государственного флага Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 (ред. от 21.04.1997) «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

3. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

4. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»,

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).

10. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Авторы: Данилюк А. Я, Кондаков А. М., Тишков В. А.,

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 годы) (проект)

В ходе реализации мероприятий патриотического содержания дети уже с дошкольного возраста могут осознать роль личности в истории, сформировать собственное отношение к понятиям «подвиг», «защита Отечества», познакомиться с пионерами-героями, ветеранами - малолетними тружениками тыла и сформировать свое отношение к ним.

В 2013/2014 учебном году работа по патриотическому воспитанию была направлена на решение задач приобщения детей к боевым и трудовым традициям нашего народа, знакомства с художественными произведениями о героях Великой Отечественной войны, воспитания гордости за их подвиги. В этот период было проведено очень много бесед, уроков мужества, устных журналов, разучивание песен военных лет.

Включаясь в работу по патриотическому воспитанию в 2014/2015 учебном году, детям была предложена анкета из следующих вопросов:

- что такое «война»?

- как вы думаете, почему происходят войны?

- как вы понимаете слово «герой»?

- что означает, на ваш взгляд, слово «подвиг»?

Анализ анкет показал, что дети имеют общее представление о военных событиях, могут строить суждения по данному вопросу, но круг сведений скуден, требует существенного пополнения знаний и впечатлений о события войны.

Тема проекта: «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на примере изучения судеб детей в Великой Отечественной войне».

Вид проекта: краткосрочный. Участниками проекта стали дети 6 – 7 лет, их родители, воспитатели.

Цель проекта: формирование нравственно- патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на основе изучения вклада детей в победу в Великой Отечественной войне.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

-образовательные: расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны; познакомить с судьбами детей, участвовавших в Великой Отечественной войне.

- развивающие: развивать у детей любознательности, живого интереса к подвигам предков, в частности к подвигам детей – героев; способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

- воспитательные: воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов; воспитывать внимательное отношение к воинам-ветеранам, желание заботиться о них.

На подготовительном этапе проекта предстояло:

изучить отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-пространственной развивающей среды;

разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Для изучения мнения родителей по данной теме была разработана анкета. Анализ результатов опроса семей воспитанников показал, что большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. Около 10% респондентов считают, что дети ещё маленькие и рассказывать о войне лучше начинать со школьного возраста. Радует, что большинство родителей знакомят своих детей с событиями Великой Отечественной войны через просмотр и обсуждение фильмов о войне, чтение книг о войне.

Вместе с родителями в группе была создана выставка «Детям о войне», в которые вошли произведения А. Твардовского, С. Алексеева, С. Михалкова, Л. Кассиля, С. Баруздина и многих других поэтов и писателей.

Оформлен альбом «Дети-герои войны». Оказана помощь в создании фонотеки с музыкальными произведениями военных лет.

Цель основного этапа – реализация проекта. Были определены следующие формы работы с детьми:

Литературная гостиная «Памяти павших будьте достойны», где дети обсуждали рассказы о ВОВ, слушали стихотворения о ВОВ. Дети сопереживали персонажам, волновались; осознавали жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получали первые знания о равенстве всех рас и национальностей. (авторы стихов и названия – на слайд)

Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации по теме «Великая Отечественная война».

С детьми трёх подготовительных групп д/сада была проведена беседа с использованием ИКТ «Дети-герои войны», а внутри группы «Что мы знаем о войне».

На протяжении двух недель дети знакомились с детьми-героями ВОВ. Наш разговор был посвящен юным героям-антифашистам под девизом «Живем и помним». Каждое утро начиналось с минуты молчания. В группе были выставлены портреты детей ВОВ, чтобы наши дети могли лучше запомнить их.

Особенно детей затронула судьба маленькой блокадницы Тани Савичевой. Поэтому мною было предложено сделать рисунок «Цветок жизни», памятника, воздвигнутого в честь этой девочки. Каждый из детей сделал свой маленький «Цветок жизни».

После того, как дошкольники познакомились с вкладом детей в победу в ВОВ, они, особенно мальчики, заинтересовались орденами и медалями, которыми были награждены маленькие герои войны, и мы рассмотрели их.

На заключительном этапе мною была сделана консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне?», с целью приобщения семьи к патриотическому воспитанию дошкольников.

В ходе проекта у дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети с удовольствием приступили к опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Впоследствии каждому хотелось больше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.

В результате работы над проектом дошкольники достигли следующих результатов:

- пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;

- стойкий интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия детей в войне;

- проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности;

- пополнение знаний о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и добывал Победу в тылу;

- укрепление чувства уважения к детям войны, к ветеранам войны и труда;

- приобретение детьми навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;

- формирование у детей умений составлять рассказ о героях, давать комментарии к рассказам - презентациям о малолетних героях Великой Отечественной войны; 

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми;

- пополнение базы методических материалов: формы продуктов проектной деятельности: краеведческий материал (рассказы, портреты героев, фотографии и документы, письма из семейных архивов и т. д., новые презентации, видеоролики;

- создание коллекции детских творческих работ как результат самореализации детей в исследовательской и творческой деятельности.

Публикации по теме:

Акция «Георгиевская ленточка»Акция «Георгиевская ленточка» С 2005 года Региональная общественная организация социальной поддержки молодёжи «Студенческая община» проводит патриотическую акцию «Георгиевская.

План мероприятий на 2014–2015 учебный год посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 старшей группе МБДОУ Крутомайданский детский сад «Колокольчик» План мероприятий на 2014-2015 учебный год посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на примере изучения судеб детей в ВОВ»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 11:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
30 января. День парашюта на МААМ

Если уж самолёт падает, то лётчику крупно не повезло. И поделать с этим ничего нельзя. Так думали люди в начале ХХ века, на заре эры авиации. Но так думали не все. 38-летний энтузиаст Глеб Котельников в...

30 января. Международный день круассана

За право называться родиной круассана борются Франция, Польша и Австрия. У каждой из претенденток своя версия происхождения этой сдобной выпечки. Хотя для спора нет никаких оснований — булочка в виде...

Консультация для родителей «Поднять — подняли, а разбудить забыли»
С началом посещения детского сада, новый режим дня требует большого внимания и понимания к ребёнку со стороны родителей. Кроме адаптации к новым условиям, к...
Перспективный план по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников
[/b]Перспективный план по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников[/h3][/b] Средняя группа группа: Программные задачи: 1. Приобщать...
Дидактическая игра «Чей домик?»
Представляю вашему внимаю одну из развивающих игр для детей своими руками, которую можно сделать довольно быстро и легко Игра сделана из спичечных...