Потапова Елена Николаевна
Проект «Формирование привычек здорового образа жизни» в старшей группе
Опыт работы по формированию полезных привычек в старшей группе детского сада.
Тема полезных привычек как никогда актуальна сегодня! Дети находятся под постоянным информационным прессингом! Так много всего происходит вокруг! Поэтому нравственно ценностные ориентиры становятся опорой и поддержкой, как для самих детей, так и для семей в целом! Люди такие разные! Часто, когда создают семьи, рожают детей, не задумываются какие ценности будут закладываться в основу их семей и дальнейшей жизни их детей!
Публикация «Проект „Формирование привычек здорового образа жизни“ в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Особенностью нашего детского сада является то, что мы начали работать только с 3 марта 2025 года. Можете представить, как мало времени у педагогов было для того, чтобы начать процесс сплачивания группы, формирования активной развивающей среды как в детском саду, так и в семьях наших воспитанников!
Поэтому был создан и реализован проект : "Формирование привычек здорового образа жизни". Площадкой стала группа "Улыбка" детей старшего дошкольного возраста.
Цели проекта : 1. Активизация полезных привычек детей старшей группы.
2. Формирование благоприятной среды в процессе установления взаимодействия трех основных субъектов образовательного процесса (Ребенок, Родитель, Воспитатель).
3. Выстраивание эффективного (дружественного, целеполагающего, бесконфликтного) взаимодействия внутри группы.
Этапы проекта :
1. Семейное создание "яблочек" для деревьев "Здоровья" и "Болезни". Воспитателем создана "Книга Здоровья". В детском саду просмотр обучающих фильмов и тематических мультфильмов на тему здорового образа жизни и полезных привычек. Активное обсуждение с воспитателем этих вопросов.
2. Работа с родителями. Формирование базового доверия к действиям воспитателя. Неделю давались темы для родителей, которые предлагалось обсуждать с детьми по дороге из садика домой. Формировалась общая ценностно ориентированная база трех основных субъектов образовательного процесса (Ребенок, Родитель, Воспитатель).
3. Во входной зоне, на ящичках каждого ребенка вывесили трекеры полезных привычек. Неделю их активно заполняли в триединстве взрослых (Воспитатель и Родитель) и ребенка.
4. Подведение итогов.
___
1 этап
Цель: Оформление активного уголка Здоровья в старшей группе "Улыбка", Д / С №39 "БРИГАНТИНА"
МАТЕРИАЛЫ: картон, ткань, клеевой пистолет, цветная бумага, ножницы, двухсторонний скотч.
Реализация: Задание для семейного творчества - сделать "яблочки" для дерева "Здоровья" и дерева "Болезни". В детском саду, воспитателем Потаповой Еленой Николаевной были организованы занятия по "защите" своих "яблочек". Каждый кто захотел, смог высказаться почему он выбрал рисовать ту или иную привычку здорового и не здорового образа жизни. Сами дети прикрепляли «яблочки» к нужному дереву.


Развернулись серьезные дебаты. Дети сами задавали вопросы, сами старались отвечать. Так, на пример, как на наше здоровье влияет загрязнение окружающей среды? Что мы можем сделать, чтобы мир вокруг нас становился чище и прекраснее? Занятие прошло на "УРА"! Тему здорового образа жизни мы просили родителей также продолжить дома.

Результат первого этапа: Были задействованы не только педагогические возможности в детском саду, но и привлечены семейные ресурсы. Родители вместе со своими детьми делали "яблочки" для деревьев "Здоровья" и "Болезни". Обсуждение данной темы продолжает проходить и в данный момент. Воспитатели делают акценты на полезности или вредности тех или иных поступков. Книга Здоровья стоит в уголке Здоровья в старшей группе "Улыбка" и активно используется для работы воспитателей.
2 этап
Цель : Создание общей нравственно ценностной базы в процессе взаимодействия трех основных субъектов образовательного процесса (Ребенок, Родитель, Воспитатель).
Реализация: В течении недели каждый день воспитателем давались темы для обсуждения Родителем и Ребенком. Предлагалось выделить время для качественного общения в период когда родитель ведет своего ребенка домой из детского садика. Проходили подробные разъяснения и подсказки как можно обратить внимание своего ребенка на ту или иную тему.
Пример одного такого сообщения воспитателя родителям:
"Вопросы по теме дня, которые можно обсудить с ребенком по дороге домой (на тренировку) : что тебя сегодня удивило в садике? Что ты сделал, чтобы порадовать своего друга? Тебе было грустно сегодня? Почему? В чем была одета твоя подруга? О чем рассказывала сегодня воспитатель? Ты прикреплял яблочки, которые мы с тобой делали в выходные? Получилось рассказать о плохих и хороших привычках? Что ты сказал? Кого ты видел, когда рассказывал о привычках? Таким образом мы учим ребенка делать Стоп- кадр. В том ритме, в котором мы сейчас живем, очень важно научить ребенка останавливаться в моменте! Мысли, как табун лошадей, несется часто без направления и торможения. Наш образ мыслей дети считывают на подсознательном уровне. Не обладая таким опытом, им сложнее понять, где нужно фиксировать свое внимание, как можно фильтровать поток быстро меняющихся впечатлений. На уровне физики - это может проявляется через гиперактивность. Сначала мы учимся с ребенком фиксировать внимание на мелких фактах и ситуациях. Просто увидеть. Просто заметить. Просто вспомнить. После того, как научимся ловить эти моменты, можно переходить к этапу анализирования. Но это постепенно. У всех эти процессы идут с разной скоростью. В этом процессе важной составляющей является умение говорить - выражать свои внутренние впечатления, понимания. Идет наработка словарного запаса ребенка. И этому мы с вами тоже учимся. Одни быстрее, другие медленнее. "
Результат второго этапа: Родители активно включились в обсуждение темы формирования привычек здорового образа жизни.
3 этап:
Цель: Закрепление полезных привычек с помощью трекера через реальные каждодневные шаги.
Реализация: Созданы, распечатаны, заламинированы трекеры полезных привычек. Их разместили на ящичках детей во входной зоне.
Трекер - эта такая специальная табличка, которая помогает детям отслеживать свои успехи в формировании различных навыков. Каждый день дети с воспитателями и родителями отмечали выполненные действия. Яркая табличка и смайлики, которые ребенок сам наклеивает, сделали процесс увлекательным и наглядным. Эта игра, которая способствует развитию у детей навыков, необходимых в дальнейшей жизни.
Отзывы родителей после этого этапа проекта :
"У Никиты появился стимул собрать больше всех «смайликов». Чтобы всё успеть, он вставал утром раньше всех: заправлял кровать, умывался, чистил зубы, делал зарядку, кормил животных. У сына появилось стремление и желание помогать мне на кухне и по дому. Мне это было очень удивительно наблюдать. Я не узнала своего ребёнка. Это реально работает!. Теперь задумываюсь повесить такой трекер дома, и в конце недели, если наберёт много «смайликов», поощрять. Видимый результат вдохновляет сына продолжать работать над собой и своими привычками.
Выражаю благодарность нашим воспитателям, Потаповой Елене Николаевне и Кириловой Евгении Вадимовне, за эту идею". Оксана Николаевна Кашина (мама Никиты Кашина)
"Увидела хороший результат у дочки,она стала более рациональна во времени,более ответственна. Если раньше утром напоминала ей,чтобы заправляла кровать,сейчас уже без напоминаний,после того как умоется и почистит зубы,идет заправлять,иногда только просит помощь. Более того,Тая стала больше обращать внимание на полезную и вредную пищу,чаще стала спрашивать,что полезнее,а что вреднее. У дочки стал больше проявляться интерес к окружающему миру,а именно к загрязнению нашей планеты и нашего организма. Огромное спасибо за такие познавательные и обучающие разговоры для развития наших детей!" Анастасия Сергеевна Мальцева (мама Таи Мальцевой).
Результат третьего этапа: Совместное обсуждение успехов и поощрение детей за достижения приводят к положительным результатам. Совместными усилиями такой трекер полезных привычек помогает детям развивать положительные привычки и уверенность в себе!
Общие итоги проекта по формированию полезных привычек у детей старшего возраста группы "Улыбка" :
1. Только совместными усилиям возможно целенаправленное, комплексное, эффективное воздействие на развитие ребенка. Данный проект сформировала и вела Потапова Елена Николаевна (воспитатель, но без помощи и поддержки других воспитателей, руководства садика, родителей и самих детей он был бы невозможен! Огромная благодарность всем кто принимал участие и оказывал посильную помощь!
2. Считаю необходимым активное включение в образовательный процесс семей самих воспитанников. В нашей группе, по мере необходимости, воспитатель размещает в родительском чате тексты, касающиеся не только организационных вопросов, но и формирующие общие с садиком нравственные ориентиры. Таким образом, мы соединяем импульсы развития в единый поток!
3. В результате общих усилий, среди воспитанников были родителями отмечены явные изменения в отношении к здоровому образу жизни!
4. Данная тема в детском саду не ограничивается этим проектом. В ежедневных бытовых ситуациях воспитателем поднимаются вопросы, касающиеся правильных привычек, здорового образа жизни и формируется ценностная база детей, которая (надеюсь) послужит им опорой на всю оставшуюся жизнь!