Любовь Тулупова
Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности"
Выполнила: Тулупова Любовь Николаевна, воспитатель ДОУ № 64 г. Липецк
АКТУАЛЬНОСТЬ
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность.
Публикация «Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ЦЕЛЬ
Формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи
Формирование понятий о живой и неживой природе.
Развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей среднего возраста.
Совершенствование предметно-пространственной среды
Гипотеза
Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей реальных представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы; основ экологической культуры.
Пополнение и обновление методического и дидактического материала.
Создание в группе уголка для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Вид проекта:
Участники проекта: дети средней группы и педагоги
Активный участник проекта: музыкальный руководитель
Основные этапы и сроки реализации проекта
подготовительный -сентябрь
основной - октябрь - апрель
заключительный - май
Подготовительный
• Изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы
• Проведение диагностического обследования
Основной этап
Работа с детьми
Формирование представлений о живой и неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности
Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей среднего возраста
Совершенствование предметно-пространственной среды
Заключительный этап
Проведение диагностического обследования.
Анализ полученных результатов.
Методы и приемы:
опытно-экспериментальная деятельность
наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
беседы познавательного характера;
дидактические и развивающие игры;
прослушивание аудиозаписей; чтение литературы, зучивание стихов и т. д.
рассматривание картин;
трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде
Технология работы по проекту
• Знакомим с свойствами воды.
• Знакомство с ветром.
• Знакомим детей со свойствами почвы, глины и песка.
• Факторы необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
• Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Модель взаимодействия педагога с родителями:
1. Ширмы, экологические стенды
2. Анкетирование, проведение опросов
3. Консультации
Модель интеграции образовательных областей
Познавательное развитие
Социально- коммуникативное развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Проблемы формирования экологической культуры у дошкольников :
1. Недостаточное умение отражать
причинно-следственные отношения
между событиями.
2. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений. 3. Дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления.
Целевые ориентиры
1. Проект нацелен на детей среднего дошкольного возраста :на развитие интегративных качеств и способностей - через воспитание у детей любви к природе, развитие экологической культуры. Дети научатся любить природу и научат любить ее других.
2. Использование экологических праздников и развлечений с целью дать детям лучше запоминать материал по экологическому воспитанию, знать правила поведения в природе, беречь ее, положительно воздействовать на экологию человеческой души : появится эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы.
3. Залог раскрытия потенциальных экспериментальных возможностей детей - правильная организация предметно-развивающей среды в образовательной деятельности и создание доброжелательной атмосферы.
4. Эффективная деятельность возможна только при тесном взаимодействии всех участников проекта.
5. Для правильного формирования экологической культуры, необходима определенная система взаимодействия с педагогом, которую ребенок получит в процессе знаний
Мини-центры в группе :По выбранной теме проекта создана мини-библиотеку. Здесь собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литература известных детских писателей природоведов :Пришвина, Бианки используется на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
Оборудование опытно-экспериментальной деятельности
• 1. Приборы-помощники: лупы, весы, песочные весы, компас, магниты.
• 2. Разнообразные сосуды из разных материалов.
Выводы:
Взаимодействие педагога с детьми по повышению уровня развития экологической культуры через экспериментальную деятельность -приведет к осознанному отношению к природе.
Успехом послужит:
• 1. Система работы по реализации проблемы;
• 2. Проведение праздников и развлечений и тесное сотрудничество с родителями;
• 3. Создание предметно – развивающей среды;
• 4. Подобранная методическая литература;
• 5. Профессиональное мастерство педагога
Литература:
Вернадский В. И. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 1980.
Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. - М. :Мозаика-Синтез,2006.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное
воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск:
Аскар, 1996.
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное
воспитание. - 2002. - № 10. - с. 40.
Рыжова Н. А. О проекте Стратегии экологического образования в Российской
Федерации. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - с. 18.
Рыжова Н. А. Педагогические модели организации экологического образования в
ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - с. 40.