Приложение МААМ

Проект «Формы социально-педагогической помощи семье»

Инна Гаманова
Проект «Формы социально-педагогической помощи семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта.

Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Публикация «Проект „Формы социально-педагогической помощи семье“» размещена в разделах

Деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям:

• образовательное,

• психологическое,

• посредническое.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Посредническое направление заключается в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга. Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

В школах и дошкольных учреждениях страны сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания, заседания родительского комитета, родительские университеты, целевые встречи с родителями, работа службы "Телефон доверия", психолого-педагогическое консультирование родителей играют большую роль в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей.

Но не редко появляются противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должны заниматься педагоги, а они хотят видеть результат. Другие пассивно наблюдают, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии.

Взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, но все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

Проблема проекта.

Незначительное участие родителей в жизни своего ребенка, отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ’’успешный" родитель.

Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств в обществе.

Как помочь родителям в воспитании ребенка? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного процесса?

Цель проекта.

Поиск новых подходов в оказание социально-педагогической помощи для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Задачи проекта.

• Организовать просветительскую работу по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

• Оказать практическую помощь и педагогическую поддержку семье.

• Просветить родителей по вопросам семейного воспитания.

• Изучить причин семейного неблагополучия и отношение в семье к ребёнку.

• Осуществить психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".

Ожидаемые результаты проекта.

- улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска;

- нормализация детско-родительских отношений и создание положительных условий для воспитания ребенка в семье;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- повышение самооценки семьи, адаптация в окружающем обществе.

Сроки разработки и реализации проекта

I. Подготовительный этап – 2 месяца (сентябрь, октябрь).

II. Основной этап – 6 месяцев (ноябрь, апрель).

III. Заключительный – 1 месяц (май).

Ресурсы проекта

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ детский сад №34 «Радость» в специально организованной деятельности.

Планирование проект

Направления деятельности Содержание работ

Диагностика и анализ Сбор и обобщение информации о детях и их семьях.

Методическая работа Формирование банка данных на основе социальных паспортов групп.

Профилактическая и социально-реабилитационная работа

Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются дети.

Выявление неблагополучных семей и семей группы "риска".

Сбор информации о кандидатах в опекуны и воспитатели приёмных семей.

Изучение и анализ причин социального сиротства при живых родителях.

Создание банка данных о различных общественных организациях, заинтересованных в оказании социальной помощи семье

Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия ДОУ с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций.

Сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими

Помощь в социальной реабилитации и адаптации семьям переселенцев, детям-инвалидам, семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия.

Организация материальной помощи малоимущим семьям из государственного бюджета, а также гуманитарной помощи от различных благотворительных организаций, родителями и работниками ДОУ.

Участие и организация профилактической работы, проводимой советом профилактики школы КДН, ИДН.

Содействие в направлении детей и подростков в отделения опеки и попечительства.

Посещение семей на дому Изучение ребёнка и родителей в семейной обстановке, знакомство с микроклиматом в семье. В случае необходимости доведение информации заинтересованным органам (родительскому комитету, Совету профилактики правонарушений, КДН, ИДН)

Психолого-педагогические консультации Оказание помощи семьям в поиске выхода из проблемной ситуации, повышение психологической культуры родителей, расширение сознания, повышение ответственности клиента и формирование его готовности к творческому освоению мира

Работа службы "Телефон доверия" Оказание экстренной, квалифицированной, анонимной помощи по телефону.

Помощь абонентам в актуализации творческих, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния.

Анализ причин и источников повышенного психического напряжения детей.

Практическая часть проекта

• изучение нормативных правовых актов;

• постановка целей и задач;

• составление проекта на основе изученных материалов;

• определение форм, методов деятельности для достижения ожидаемого результата.

На подготовительном этапе с помощью анкетирования были опрошены родители, для определения статуса семьи и для оказания необходимой помощи. Результаты анкетирования родителей следующие:

Всего участвовало: 280 семей, что составило 88%

Анкета «Знакомство»

1. ФИО матери (лиц, их заменяющих)

2. Место работы, должность, контактный телефон матери

3. ФИО отца (лиц, их заменяющих)

4. Место работы, должность, контактный телефон отца

5. Образование матери и отца (лиц, их заменяющих)

6. Домашний адрес, телефон

7. Члены семьи, живущие вместе с ребенком

8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка)

9. Семейные традиции

10. Увлечения членов семьи

11. Увлечения ребенка, кружки, секции.

12. Обязанности ребенка по дому.

13. Кто в основном занимается воспитанием ребенка.

14. Методы воспитания

Составлены календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработаны методические материалы для его реализации.

Основной этап. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность велась по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия

Консультативно - рекомендательная работа: групповые собрания родителей; тематические консультации; педагогические беседы с родителями по темам:

- «Дефицит родительской любви»

- «Воспитание без крика»

- «Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду»

- «Уважайте детей»

- «Говорите ребенку больше добрых слов»

- «Социальная адаптация и готовность детей к школе»

- «Как провести выходные с семьей»

- «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

«А вы умеете просить прощение у малыша?».

Индивидуальные:

- Консультативно- рекомендательная работа: беседа, консультация, посещение на дому.

Наглядно – информационные (Памятки и буклеты).

- Права и обязанности родителей

- Ответственность родителей

- Права ребёнка

- 10 заповедей родителям

- Дети нуждаются в защите

- Правила поведения и общения

- Как научить ребёнка управлять своим поведением

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные акции в помощь нуждающимся семьям с привлечением родителей, администрации, педагогов: «Подари игрушку», «Прошу помочь», «Книжка-малышка». Необходимо отметить, что тема родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей: экскурсии в библиотеку Екимцева, утренники, равлечения. Социально - психологический тренинг - для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные мероприятия, так и другие виды деятельности.

Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы. Итоговое родительское собрание «Итоги года». Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи ДОУ Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Заключение

Использование разнообразных форм помощи родителям дало результаты:

• увеличился рост у родителей педагогических знаний;

• родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

• появился интерес к работе ДОУ;

• вырос рост их активности; участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости.

Таким образом, организация помощи и сотрудничества с семьей, помогли педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками педагога. А позиция родителей стала более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Список литературы.

1. Инновационная программа дошкольного образования - “От рождения до школы”, под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М., издание шестое, дополненное, 2020 г.

2. Комплексная образовательная программадошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2016

3. Программа социального развития ребенка «Я-человек» С. А. Козлова, М., 2010, 64 с.

4. «Уроки добра» С. И. Семенока, развитие и воспитание дошкольника, М., АРКТИ, 2003 г., 80 с.

5. Беляев, В. И. Социальная педагогика : перспективы развития / В. И. Беляев // Педагогика. – 2013. – № 1. – С. 31-38.

6. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Фотоотчет о празднике «Волшебный Новый год» в центре помощи семье и детямФотоотчет о празднике «Волшебный Новый год» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! Новый год – особенный праздник. Волшебный Новый год. Его ожидание - это ожидание.

Фотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детямФотоотчет о подготовке к Новому году в центре помощи семье и детям Приближается самое прекрасное и волшебное время! Время приятных сюрпризов и счастливых мгновений! Время, когда и взрослые, и дети верят.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Хозяюшка» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Хозяюшка» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В нашем центре прошло увлекательное конкурсно – игровое мероприятие «Хозяюшка» под руководством воспитателя.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Знакомить детей.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?» Цели: развить у дошкольников осознанное отношение к семье, понимание роли всех ее членов (мама – хранительница семейного очага, папа – заботливый.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формы социально-педагогической помощи семье»
Опубликовано: 17 марта 2023 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формы социально-педагогической помощи семье»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Гаманова (УИ 401215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД