Лариса Сидоренко
Проект «Говорящая среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный творческий проект «Говорящие среда»
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Детей учит то, что их окружает»
Мария Монтессори
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все» : и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: стены и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.
Публикация «Проект „Говорящая среда“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность и проблема. Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФГОС ДО, поэтому желательно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «говорящей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.
«Говорящая среда» детям рассказывает о теме дня, недели, проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду.
Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.
Технология «говорящая стена» помогла частично перенести часть образовательного пространства группы из горизонтали в вертикаль.
Технология «говорящая стена» – это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду, в своеобразный живой экран.
В настоящее время в дошкольном образовании, большое внимание уделяется организации РППС и все чаще мы слышим термин «Говорящая среда». Действительно, на практике мы можем наблюдать, как, такой среды не хватает детям.
Наблюдая за детьми, заметили, как они стремились изменить пространство в группе: меняли местами игрушки в центрах, переносили атрибуты для игр, им не хватало места для творческого самовыражения. Очевиден был факт, что необходимо поменять предметную среду группы с учетом интересов детей. В первую очередь, важно было организовать деятельность так, чтобы дети стали важными участниками процесса.
Так, возникла идея проекта по созданию «говорящей среды» совместно с детьми и родителями.
Цель: Создание «Говорящей среды» в группе руками детей, педагогов и родителей для развития каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, посредством использования технологии «Говорящая стена».
Задачи:
- Организовать развивающую среду, способствующую полноценному
развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;
- формировать у детей ощущения «Ты здесь важен» (относительно группы детского сада);
- создать условия для проявления игровой и познавательной активности детей;
- создать атмосферу эмоционального комфорта для детей;
- создать условия для творческого самовыражения;
- изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
- развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки;
- развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук;
- развивать понимание речи и активизировать словарь;
- повышать компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности;
- включить детей и родителей в процесс изменения РППС.
Вид проекта : групповой, познавательный, творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети 3 – 4 лет и родители группы №11.
Срок реализации проекта : 2023 – 2024 учебный год.
Принципы:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2. Принцип занимательности и эмоциональности игры усиливает познавательную активность детей в процессе участия и завершения игры.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который предполагает доброжелательность и эмоциональную выразительность взрослого, внимание ребёнку, отношение к нему как к самоценной личности.
4. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты проекта :
- «Говорящая среда» группы, созданная вместе с детьми и родителями;
- преобразование развивающей предметно-пространственной среды
позволит повысить степень активности педагогов, родителей;
- в центрах активности появится достаточно дидактических материалов, рассчитанных на детей, имеющих различные познавательные сложности и возможности;
- повысится инициативность и активность детей в организации своего игрового пространства;
- у детей сформируется позитивное отношение к участию в речевой, познавательной, игровой деятельности;
- у детей появится желание идти в детский сад, т. к. группа наполнена интересным, увлекательным игровым и дидактическим материалом.
Перспектива развития проекта :
- организация и модернизация развивающей предметно – пространственной среды в средней группе – реализация проекта «Вместе весело играть» по технологии «Говорящая стена»;
- привлечение специалистов ДОУ в организацию РППС (инструктор по ФИЗО, музыкального руководителя);
- привлечение семей воспитанников для реализации проектов.
Возможные риски:
1. Недостаточная заинтересованность участников проекта.
Пути решения:
Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка.
Реклама предстоящих мероприятий.
Привлечение детей к некоторым мероприятиям.
2. Пассивность участников проекта.
Пути решения:
Использование активных форм работы.
Использование принципа: участвовать может каждый.
Механизм реализации проекта
1. Повышение методической компетентности педагога по теме «Говорящая среда».
2. Разработка приемов «включения» детей и родителей в процесс преобразования РППС.
3. Создание дополнительного места для выставок творчества детей.
4. Оформление и наполнение центров.
5. Апробация инструментов «Говорящей среды».
6. Презентация итогов проекта на педагогическом совете детского сада и на родительском собрании.
Стратегия и механизмы реализации проекта
I этап: Подготовительно-диагностический
Срок: сентябрь – октябрь 2023 г.
Задача: обеспечить условия для реализации проекта
№ Мероприятия Сроки
1. Выбор темы и разработка проекта сентябрь 2023г.
2. Самостоятельное изучение данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование сентябрь 2023г.
3. Обсуждение возможных компонентов обогащения развивающей предметно-пространственной среды будущего проекта сентябрь 2023г.
4. Подготовить информационную копилку (текстов консультаций, буклетов, памяток, с целью обогащения опыта родителей октябрь 2023г.
5. Подбор методической литературы и информационных ресурсов о создании РППС в группе детей 3 – 4 лет октябрь 2023г.
II этап: Основной
Срок: ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
Задача: реализация проекта
№ Описание и мероприятия Сроки
1. Первый элемент «Говорящей среды» - «Здравствуй, я пришел».
Элемент «Говорящей стены» - «Здравствуй, я пришел!» - малышам в возрасте 3 – 4 лет помогает успешно социализироваться и почувствовать свою значимость, ценность и понимание, что он - важная часть большого коллектива. Что его ждут и ему рады!
Его нужно разместить в раздевалке, тогда родители станут помощниками и вместе с детьми будут заполнять стенд.
Рассказать ребятам для чего нужен этот элемент, как его заполнять. Дети приходят в детский сад и перед тем как зайти в группу размещают свою фотографию лицевой стороной в вагончик, который ему понравился, в окошко определенной формы.
Разместите на стенде и фотографии воспитателей, тогда малыши смогут видеть, кто сегодня их ждет в группе. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
2. Второй элемент «Говорящей стены» «Мое настроение». Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства. Он помогает ребенку выразить свои чувства, свое внутреннее состояние, свой эмоциональный настрой.
Состоит из трех ромашек с эмоциями: радостное, грустное, сердитое и фотографий детей на прищепках, приходя утром в детский сад, ребенок размещает свое фото именно на том цветке с эмоцией, которое соответствует его настроению. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
3. Третий элемент «Адвент-календарь». Адвент-календарь- это календарь ожидания. Он помогает детям вести отсчет до необходи-мой им даты, а также каждый день наполняет интересными заданиями и игрой. Это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Каждый день для детей приготовлено задание, которые педагог вместе с детьми с удовольствием выполняет. Это прекрасная возможность почувствовать особое настроение приближения праздника или какого-то мероприятия. Ребенок может и сам выбрать тему и материал в предметно- развивающей среде группы. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
4. Четвертый элемент «Говорящей среды» - «На этой стене можно рисовать». В рисовании на стене могут принимать участие и родители, и дети. Первый рисунок может сделать ребенок с мамой или педагог с ребенком, затем дети могут рисовать в течение дня, а когда уходят домой, то каждый вместе с мамой обязательно что-то рисует. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
5. Еще одним элементом «Говорящей среды» является уголок «Наше творчество». Наполняя среду своими достижениями, дети видят свою значимость, свой голос в группе. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
6. Еще одним элементом «Говорящей среды» является «Оформление группы». Оформлении интерьера группы к праздникам. Оформление материала по проектам.
Поздравление с днем рождения, подготовка сюрпризов друг с другом. Рисование автопортретов или портрета своего друга.
Организация выставки своих работ: ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
7. Следующий элемент «Говорящей среды» - «Говорящая стена». Магнитная доска как основная часть «Говорящей стены», мольберт, магниты-фишки, магниты- геометрические фигуры, магниты-картинки, с различными дидактическими играми, которые дают возможность детям, активно взаимодействовать с наполняемым их материалом («Мозаика», «Блины», «Приготовим пиццу», «Пифагорики», «Дикие животные», «Игрушки», «Составь фигуру», «Составь картинку из геометрических фигур» и другие, эти игры магнитные; еще дидактические игры и картинки дети используют с помощью магнитиков). Это вызывает большой интерес у детей, помогает эффективно формировать у малышей познавательную активность. Использование такой стены влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему развитию. Такая «Говорящая стена» функциональна, сменяема, а главное, востребована детьми.
Технология «Говорящие стены» очень интересна и позволяет детям увидеть и понять, а взрослым представить в понятном и выигрышном свете изучаемый материал. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
8. Еще один элемент «Говорящей среды» - игры на липучках.
Одно из универсальных пособий для всестороннего развития ребенка- это игры на липучках по разным видам ознакомления с окружающим миром, развитию речи и сенсорных способностей детей. («Найди тень», «Урожай», «Найди пару», «Найди что нарисовано», «Космос», «Разложи по образцу» и др). Игры на липучках развивают мелкую моторику рук, речь, внимание, память, логическое и ассоциативное мышление. Ребенок выделяет один объект из множества других и находит для него место на карточке – основе соответствующей тематике. Дети с удовольствием играют, получают массу впечатлений, проявляют большой интерес к игре.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знаний научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
9. К элементу «Говорящей среды» относятся игры по театрализации, драматизация.
Дети используют магнитный, пальчиковый, плоскостной театр, театр на фланелеграфе и «Би-ба-бо». Такие способствуют развитию у детей всех вдов речи, общение, память. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
10. Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов:
1. Д/и «Мозаика»
Задачи: развитие цвета, памяти, внимательности, усидчивости, наблюдательности; образного и системного мышления, а также логики.
2. Д/и «Найди чья тень»
Задачи: учить детей узнавать и называть цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый); находить заданные силуэты; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.
3. Д/и «Маленькие помощники»
Задачи: учить детей сортировать игрушки по стаканчикам; развивать мелкую моторику рук; активизировать речь детей.
4. Д/и «Цветные стаканчики»
Задачи: учить детей сортировать крышечки по цветам стаканчиков; учить раскладывать крышечки по схемам; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.
5. Д/и «Подбери по форме»
Задачи: учить детей называть геометрические фигуры; находить нужную форму; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.
ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
11. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
1. Д/и «Тактильные крышки» : - крышечки с разными наполнениями: мех, кожа, перья, различная ткань, бархат, крупа, бобы, фасоль, пайетки. Цель: Формирование знаний основных цветов спектра. Развитие внимания, мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики рук.
2. Д/и «Игры-сортеры»
Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, внимание, память.
3. Д/и «Лес и лесные жители»
Задачи: развивать тактильные ощущения; учить называть цвет дорожек; учить называть диких животных и их детёнышей, активизировать речь детей. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
12. Консультации, буклеты для родителей:
- Консультация «Сенсорное развитие детей трех лет»
- Консультация «Сенсорное развитие ребенка – способ познания окружающего мира»
- Консультация «Игры и упражнения для развития моторики дошкольников»
- Памятка «Развитие мелкой моторики в быту»
- Собрание «Без игр прожить ребёнку никак нельзя. Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
- Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
- Презентация «Теоритические основы сенсорного воспитания»
- Рекомендации «Развитие мелкой моторики рук».
- Мастер – класс «Сенсорные игры для развития
детей младшего дошкольного возраста»
- Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры».
- Активная консультация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
- «Экспериментирование на кухне»
- «Какие игрушки нужны детям» ноябрь 2023г. – апрель 2024г.
Работа с родителями
№ Мероприятия Сроки
1. Собрание «Говорящая среда». «Без игр прожить ребёнку никак нельзя». декабрь 2023г.
2. Мастер – класс «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста» февраль 2024г.
3. Сенсорное развлечение с родителями «Путешествие в страну Занимательная Сенсорика» май 2024 г.
4. Выставка – конкурс «Игры на развитие мелкой моторики» апрель 2024 г.
5. Консультации, беседы, рекомендации по теме проекта декабрь 2023г. – апрель 2024г.
III этап: Заключительный
Срок: ноябрь 2023г. - май 2024 г.
Задача: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате реализации проекта.
№ Мероприятия Сроки
1. Участие в создании видеосюжета «Технология «Говорящая стена» - условие творческого самовыражения и познавательной активности дошкольников» декабрь 2023г.
2. Мастер – класс для педагогов детского сада -«Технология «Говорящая среда» - как средство организации РППС по ФГОС. февраль 2023г.
3. Публикации, участия в научно-практических конференциях, на семинарах, в конкурсах различного уровня и разного направления
2023 – 2024 учебный год
4. Презентация проекта «Говорящая среда» - создание РППС в группе. апрель 2024г
5. Сенсорное развлечение с родителями «Праздник воздушных шаров»
май 2023г
Заключение:
Благодаря проекту «Говорящая среда», у воспитанников появилась возможность почувствовать себя в своём пространстве полноправными хозяевами. Они проявляют активность и инициативность, осознают свою значимость, ощущают свой личный вклад в общее дело.
Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «Говорящей среды» – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.
«Говорящая» среда дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными владельцами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.
Литература и информационные ресурсы:
1. ФГОС ДО (Утверждён приказом Министерства образования
и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
2. Комарова О. А. Предметно-игровая среда ДОУ//-2009. -№5;
3. Могильникова, С. В. Интерактивная стена как элемент предметно-
развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
4. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-
развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
5. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль. Журнал
«Дошкольное воспитание», № 9 2017.
6. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», 2002
7. Новоселова С. А., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда :
Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007г. ;
8. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль. Журнал «Дошкольное воспитание», № 09. 2017