МААМ-картинки

Проект «Гжель» 4–5 лет

ЕКАТЕРИНА ГАЛКИНА
Проект «Гжель» 4–5 лет

Содержание:

1. Тип проекта, время работы над поставленной темой

2. Состав участников

3. Актуальность

4. Цели и задачи

5. Ожидаемый результат

6. Поэтапная совместная деятельность для решения задач

7. Диагностика: Критерии диагностики

Диагностические карты

Диаграммы

Анализ диагностики

8. Планируемые работы детьми и родителями по проекту

9. Рефлексия

10. Приложения:

Первичная беседа «Гжель»

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Публикация «Проект „Гжель“ 4–5 лет» размещена в разделах

Конспект НОД по ФЦКМ: «Знакомство с гжелью»

Конспект НОД по рисованию: «Голубая гжель»

Конспект НОД «Гжельский сервиз» (пластилинография)

Итоговая беседа о гжельской росписи с детьми

Частушки и стихотворение о гжели

Информация: «Искусство гжели»

Выставка – конкурс: «Народные промыслы»

Актуальность:

Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Проблема: полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

• Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;

• Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике, русской лирической музыкой;

• Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Ожидаемые результаты. Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности.

Продукт деятельности:

Конспекты бесед

Подборка частушек про гжель

Выставка «Народное творчество»

Конспекты НОД

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Вид презентации:

Выставка «Народное творчество» (совместно с детьми 6 – 7 лет; обмен опытом).

Этапы проекта

I Подготовительный этап

1) Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.

2) Диагностическое исследование детей.

3) Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.

II Основной этап

1) Работа с детьми

Образовательные: формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.

Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Социально – коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Укрась поднос».

Познавательное развитие: беседы о гжели, ФЦКМ на тему: «Знакомство с гжелью»

Речевое развитие: чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихотворения про гжель; заучивание частушек о гжели.

Художественно – эстетическое развитие: рисование на тему «Голубая гжель»; пластилинография: «Гжельский сервиз»

2) Работа с родителями

Пополнение уголка народного творчества

III Заключительный этап:

Выставка - конкурс «Народное творчество»

Перспективный план работы

Дни недели Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Понедельник 20.03.17 -Диагностика детей

- Первичная беседа «Гжель»; рассматривание альбома «Гжель»

-ФЦКМ «Знакомство с гжелью» Пополнение уголка творчества Подбор методической литературы и дидактического материала

Вторник

21.03.17 - Дидактическая игра «Укрась поднос»

- пластилинография «гжельский сервиз» Обмен опытом по обустройству уголка народного творчества

Среда

22.03.17 -Рисование «Голубая гжель» Информация «Искусство Гжели»

Четверг

23.03.17 - Беседа о гжельской росписи

-Знакомство с частушками и стихотворением про гжель

-Диагностика детей

Беседа с детьми, закрепление поученных знаний Диагностика детей

Пятница

24.03.17 - Культурные практики. Выставка: «Народное творчество»

выставка – конкурс: «Народное творчество» Организация выставки – конкурса: «Народное творчество»

Рефлексия:

В целом мы считаем, что проект реализован, все поставленные задачи выполнены.

Критерии диагностического обследования

Выделяет характерные особенности гжельского промысла

1 балл – не ориентируется.

2 балла – выделяет с помощью воспитателя.

3 балла – выделяет особенности.

Создает декоративные композиции с элементами гжельской росписи

1 балл –ребенок затрудняется.

2 балла - создает с помощью воспитателя.

3 балла – создает самостоятельно, знает элементы.

Сформирован интерес к народной культуре

1 балл – ребенок не проявляет интереса

2 балла –ребенок проявляет выборочный интерес

3 балла – ребенок заинтересован.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 5-7 баллов.

Ниже среднего уровня - 3-4 баллов.

Диагностическое обследование

Мониторинг знаний детей

Ф. И. ребенка

Особенности гжели

Создает композиции

Интерес к народной культуре

Итого

н к н к н к н к

1 Ева 1 2 1 2 2 3 4 7

2 Соня 1 2 2 2 2 3 5 7

3 Даниил 1 2 1 2 1 2 3 6

4 Миша 1 2 1 2 1 2 3 6

5 Ваня 2 3 2 3 3 3 7 9

6 Никита К. 1 2 1 2 1 2 3 6

7 Юля 2 3 2 3 2 3 6 9

8 Алина 2 3 2 3 3 3 7 9

9 Полина К. 1 2 2 3 3 3 6 8

10 Тимур Н. 1 2 2 2 1 2 4 6

11 Ростислав 1 2 1 2 2 2 4 6

12 Ксения П. 2 3 2 3 3 3 7 9

13 Никита П. 1 2 1 2 1 2 3 6

14 Илья 2 3 2 3 3 3 7 9

15 Савелий 1 3 2 2 2 2 5 7

16 Лиза 2 3 2 3 3 3 7 9

17 Ксения С. 1 3 2 3 2 3 5 9

18 Саша Т. 1 2 2 2 1 2 4 6

19 Ульяна К. 2 3 2 3 2 3 6 9

20 Дима 1 2 2 2 1 2 4 6

21 Яна 1 2 2 3 2 3 5 8

На начало проекта :

Ниже среднего – 42%

Средний – 58%

Высокий – 0%

На конец проекта :

Ниже среднего – 0%

Средний – 48%

Высокий – 52%

Диаграмма диагностики

Выводы: На конец проекта дети хорошо усвоили полученные знания. Дети узнают гжельскую роспись, выделяют характерные особенности. Создают декоративные композиции с элементами росписи и проявляют интерес к народному творчеству.

Приложение

Итоговая беседа о гжельской росписи

Цель:

Познакомить детей с гжельским народным промыслом,

продолжать развивать нравственно-эстетическое отношение к пище,

познакомить детей с частушками о Гжели

Предварительная работа:

Рассматривание посуды и других предметов, расписанных гжельской росписью, слушание стихотворения П. Синявского «Гжель»

Материал:

Изделия хохломских и гжельских мастеров, деревянные расписные ложки.

Ход беседы:

Ребята, вы уже знаете, что в давние времена люди научились делать деревянную посуду, а затем украшать ее красивыми узорами. Скажите ребята, для чего люди это делали? Дети отвечают. Правильно, люди хотели, чтобы их жизнь стала нарядней, красивей, относились к пище с уважением, понимая, как она нелегко достается. Пища, это дар природы человеку. Мы с вами познакомились с произведениями искусства мастеров Хохломы, и все они удивляли нас своей красотой, рисовали детали узоров хохломской росписи. Посмотрите, вот здесь на столике стоят различные предметы, расписанные хохломской и гжельской росписью, сейчас мы их рассмотрим и сравним.

Родина Хохломы – села Семино Новопокровское и Кулигино. Основные цвета: золотой, черный, красный, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись по дереву. Орнамент растительный, могут быть "вплетены" птицы-петух, воробей, жаворонок. В хохломском орнаменте важно, чтоб золотой цвет ярче играл, чтобы рисунок завивался, кудрявился.

ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь.

Основные цвета-синий, белый. Цветовая гамма - тончайшие переливы от густого темно-синего к светло – голубому. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

-Из каких материалов выполнены предметы? (форфор/дерево)

- Какие цвета применяются в гжельской и хохломской росписи (Сине-голубой и белый/ красный, золотой, черный)

- Способы росписи (гжельская роза, птицы/ растительный орнамент, птицы)

Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы услышали стихотворение поэта Петра Синявского о красоте Гжели (читает стихотворение, (содержание стихотворения в приложении). и думаю, что вы все согласитесь, что Гжельская роспись очень красива и о ней слагаются не только стихи, но и песни, частушки.

Вы уже знаете, что частушки, это небольшие песенки, которые могут быть самого разного содержания. Каждая частушка — это маленький рассказ о том, что человеку хочется рассказать о себе, о своих впечатлениях, об увиденном, услышанном. Вот и сегодня вы услышите частушки, в которых отразилось восхищение людей гжельской росписью, но каждый по-своему высказывает, это восхищение, иногда серьезно, иногда с озорством.

Исполняются частушки о Гжели. Обсуждается содержание частушек (содержание частушек в приложении).

Вариант для исполнения частушек детьми

Воспитатель

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Дети (хором)

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно

Мы про Гжель споем частушки

Будет замечательно!

1.

Гжель - посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор –

Оторвать не в силах взор.

2.

По-полю гуляла я,

Три цветочка нашла:

Белый, синий, голубой –

Я любуюсь красото

3.

Распишу теперь посуду

Бело синей красотой

Пусть цветок ее украсит

Словно небо голубой

4.

Мыла гжельскую посуду

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру - не беда!

Ох, посуда хороша!

5.

Юбку белую надела,

Синей лентой заплела.

Вот так Гжельская краса,

Полюбуйтесь на меня!

6.

Я в окошечко смотрю,

Вот береза, а вот ель,

Приглашу с собой подружку

На экскурсию во Гжель!

Автор - Л. А. Ляпин

Стихотворение П. Синявского

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветет Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА»

Конспект НОД по рисованию для детей дошкольной группы№4

(возраст детей 5 – 6 лет) :

«Голубая гжель»

Воспитатели:

Галкина Е. Ю.

Дворецкая Е. Г.

Клин, март 2017 год

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

• Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

• Учить выделять середину композиции цветком-розой

• Закрепить умение рисовать концом кисти, всем ворсом, примакиванием

• Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, на примере декоративно-прикладного искусства гжель

• Дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами, используя художественную деятельность

• Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту

Материалы и оборудование:

Иллюстрационный материал по теме «Гжель». Предметы, украшенные гжельской росписью. Изделия для росписи (тарелочки). Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей

Воспитатель. Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы

Воспитатель. Давайте сначала разомнемся.

Физминутка «Чудо-птицы»

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх,

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

На ветвях они присели (присели,

Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.

Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы

Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!

Воспитатель. Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?

Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

Публикации по теме:

Бусы из глины «Голубая гжель»Бусы из глины «Голубая гжель» Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется.

Фотоотчет к проекту «Народные промыслы. Гжель». 1 частьФотоотчет к проекту «Народные промыслы. Гжель». 1 часть Фотоотчет к проекту "Народные промыслы - Гжель". Педагог: Цареградская Анна Сергеевна. В старшей группе я начала реализацию проекта "Народные.

Мастер-класс «Матрешка под гжель»Мастер-класс «Матрешка под гжель» Данный мастер-класс рассчитан на аудиторию, умеющих вязать крючком. Работа не сложная. На полке куколка стоит, Она скучает и грустит. Но.

Мастер-класс «Пасхальные яйца с вышивкой под «Гжель»Мастер-класс «Пасхальные яйца с вышивкой под «Гжель» Продолжаю тему приближающегося праздника Светлой Пасхи. Сегодня предлагаю Вам связать пасхальные яйца и украсить их аппликацией. Тема аппликации.

«Кумган». Аппликация из сердечек в стиле «гжель»«Кумган». Аппликация из сердечек в стиле «гжель» Продолжаю вырезать сердечки, это так затягивает. хочется вырезать и вырезать. На этот раз решила сделать друга для тарелочки. Всё.

Проект «Голубая гжель» с детьми старшей группыПроект «Голубая гжель» с детьми старшей группы Тема: "Голубая гжель" Тип проекта: познавательно - творческий. Продолжительность проекта: 1 месяц. Участники проекта: дети старшей группы,.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Проект в старшей группе «Гжель» Проект в старшей группе «Гжель» Актуальность - Недостаточный уровень знаний детей в области декоративно-прикладного творчества русского.

Работы детей «Сказочная гжель»Работы детей «Сказочная гжель» "Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых. Кувшины и кружки - Быль или небыль? Изделия рук золотых. " Свой неповторимый облик у знаменитой.

Экскурсия в музей «Гжель» (фоторепортаж)Экскурсия в музей «Гжель» (фоторепортаж) Дорогие маамовцы спешу вам рассказать о замечательной выставке "Гжель" которая проходила Ставропольском государственном музее-заповеднике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Гжель» 4–5 лет
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 19:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД