Раиса Мадзаева
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Хлеб – всему голова"
Воспитатель: Мадзаева Р. И.
Проблема.
Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба; осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе; ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Цель проекта :
Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
1. Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
2. Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности; 3. Побуждать к активным действиям в совместной деятельности с взрослыми и детьми.
Развивающие:
1. Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
2. Обогащать словарь детей.
3. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
3. Формировать у детей положительную эмоциональную
отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
4. Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности :
исследовательский.
- по времени проведения:
краткосрочный
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Основные формы организации проекта :
- совместная деятельность, режимные моменты, НОД;
- пополнение предметами сюжетных игр;
- подвижные игры, игры с правилами;
- работа с родителями.
Ресурсы:
- методическое:
Информационно – методические:
1. Веракса. Н. Е. «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «Мозаика-Синтез», 2010.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
4. Горькова Л. Г., КочергинаА. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М., 2005.
5. Веракса Н. Е Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» в средней группе. Волгоград «Учитель», 2011
6. Морозова И. А., Пушкарева Л. А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
Журналы:
1. Дошкольное воспитание
2. Ребенок в детском саду
3. Дошкольная педагогика
- материально-техническое:
картинки, иллюстрации, репродукции картин, продукты хлеборобства : (зерно, мука, крупа) пластилиновые дощечки, соленое тесто, подносы с пшеницей, силуэтное изображение хлебобулочных изделий на картоне, оборудование и атрибуты для экспериментирования, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба;
- сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь;
- умение устанавливать связи между разными видами труда;
- освоение приемов и способов экспериментирования;
- развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека, воспитание экономного использования хлеба;
- воспитывать бережное отношение к хлебу;
- творческое самовыражение детей.
Ход проекта
1 этап, подготовительный (разработка проекта,
деятельность педагогов и родителей:
определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
-подбор презентаций на данную тему;
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- определение круга актуальных и посильных задач.
2 этап, исследовательский (выполнение проекта,
- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с
помощью взрослого и самостоятельно.
Раздел программы Формы и методы работы
Социально-нравственное воспитание, познавательно - речевое развитие
НОД: «Хлеб – всему голова»,
Конструирование : «Хлебозавод»
Беседа «Как выращивают хлеб».
Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Режимные
Моменты,
Игровая деятельность Рассматривание пророщенных колосьев.
Пальчиковая гимнастика «Хлебушко душистый».
Вечер загадок и отгадок о хлебе.
Словесная игра «Образуй словечко».
Опытно- исследовательская деятельность.
Игры с правилами
Рассказывание творческих сказок сочиненных детьми совместно с родителями.
Дидактические игры «Что нужно для работы хлебороба», «Что из чего?», «Узнай на вкус»,
«Узнай по запаху», «Как хлеб на стол пришел?»,
«Кто больше назовет», «От зернышка до булочки».
Сюжетно-ролевые игры и подвижные игры: «Хлебный магазин», «Пшеница и хлебороб».
Дидактические игры.
Художественно-творческая деятельность Лепка «Хлебобулочные изделия из соленого теста».
Конструирование из строительного материала «Машины-помощники».
Рассматривание репродукций картин русских художников: Ш. Шишкин «Рожь», Н. Купреянов «Вспашка», «Посев», «Уборка», И. Репин «Л. Толстой на пашне», А. Васнецов «Жнецы», Т. Яблонская «На колхозном току».
Художественная литература Чтение и обсуждение:
Украинская народная сказка «Колосок»,
«Руки человека»
Белорусская народная сказка «Легкий хлеб»,
Г. Юрмин «Комбайнер»,
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»,
И. Пермяк «Колосок»,
Е. Носова «Тридцать зерен»,
Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»
Работа с родителями
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, для сюжетно-ролевой игры «Хлебный магазин»,
Сказки, придуманные детьми совместно с родителями.
3 этап, заключительный (обобщающий,
- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы, формулировка выводов;
- обобщение собранного в процессе работы над проектом материалов.
Приложения
1. НОД «Хлеб всему голова»
2. Сказки, придуманные детьми совместно с родителями.
3. Дидактические игры «А какой он, хлеб?»
4. Подвижные игры, игры с правилами.
5. Пословицы и поговорки про хлеб. Стихи о хлебе. Загадки о хлебе, жатве.
(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).
Результат проекта. Характеристика изменений в жизни детей в ходе реализации проекта.
Цель образовательного процесса. Традиционный подход. Инновационный подход. Формирование знаний, умений, навыков. Развитие личности, специальных способностей, компетентности детей.
Методы обучения. Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого к сложному. Преимущественно продуктивные, построены с учётом индивидуальных и познавательных способностей ребёнка.
Педагогические средства Монолог педагога, презентация, фронтальный и групповой опросы детей. Диалог, актуализация имеющегося опыта, совместная деятельность: (дети, родители, педагоги). Целенаправленное развитие познавательных способностей ребёнка, опытно-экспериментальная деятельность детей, исследовательская деятельность, творческие работы.
Дидактические материалы Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью сложности. Готовит воспитатель. Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги и родители.
Актитвность детей Преимущественно по инициативе педагога Собственная активность и инициативность детей
Образовательная технология Обеспечивается в рамках образовательной программы Проектируется и варьируется с учётом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных технологий.
Тип взаимодействия Ребёнок-объект педагогического воздействия Ребёнок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем собственного развития, в будущем – своей жизни.
В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (игры, практически полезные дела). В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Заключение. Выводы. Мы попытались преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех предлагаемых педагогом мероприятиях. С большим интересом в детском саду прошли выставки поделок. Перспективы развития проекта : работа над проектом продолжается.
В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира.
Тема: “Хлеб – всему голова”
Цель:
Формирование целостной картины мира.
Задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Загадка про хлеб :
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра “А какой он, хлеб?”
Подбор определений к существительному. ( Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения: Например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка “В землю зёрнышко попало”
В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся. И красавцем обернулся. (2 раза) Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Пальчиковая гимнастика“Каравай” (Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто) Меше, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай, (“перекладываем тесто” из руки в руку) Переваливай, валяй. (2 раза) И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Воспитатель:Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
“Без хлеба – нет обеда”.
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”.
“Будет хлеб – будет и песня”.
“Много свету – много хлеба”.
“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”.
“Хлеб надо всегда доедать”.
“Хлеб нельзя бросать на пол”.
“Не велик кусок пирога, а стоит много труда”.
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Сказки, придуманные детьми совместно с родителями.
Сказка о маленьком колоске.
Речевые игры.
Описание речевых игр.
Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»
.
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками: Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.
Игра 2. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».
Развиваем словотворчество.
Речевая игра – Сказка про мышонка.
Шаг 1. Расскажите малышу маленькую сказочку о том, как маленький мышонок вылез впервые из своей норки, пошел изучать мир вокруг и заблудился. Сидит, пригорюнившись, и не знает, что дальше делать, куда идти и как путь домой найти. Да и пищи вокруг нет, голодно мышонку. Что едят мышки? Зерно. Предложите ребенку помочь мышонку и сделать для него колосок. Только вот поля у нас нет, поэтому колосок будет волшебный – мы его соберем из зернышек — слов.
Шаг 2. Нарисуйте стебелек на листе бумаги. Каждое правильно решенное задание (одно найденное слово) прибавляет к стеблю колоска одно зёрнышко. Чем больше заданий решено правильно, тем более спелый и красивый получается наш колосок. Теперь его можно и подарить мышонку!
Шаг 3. Дарим мышонку колосок и подсказываем, как можно найти дорогу домой (залезть на дерево и посмотреть оттуда, спросить тех животных, которые ему встретятся в пути и т. д.). Доиграйте эту сказку до конца по тому сюжету, который придумает Ваш малыш. Подсказывайте начало фраз: «И решил мышонок… А дальше он… Сказал…. Ответил….». Желаю веселой и интересной игры!
Напоминаю, что задача этой игры – не выучить новые слова, а пробудить у ребенка желание играть со словом, экспериментировать с языковыми конструкциями. А это база для развития языковых способностей у ребенка.
Подвижные игры.
“Пирог”
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится “пирог” (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать “пирог” :
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький,
Вот он какой широконький!
Реж его да ешь!
После этих слов играющие по одному из команды бегут к “пирогу”. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до “пирога”, тот и уводит его с собой. На место “пирога” садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
“Каравай”
Составив круг, играющие поют:
Шел павлин горою,
Все люди за мною.
Одного нет у нас (имя одного из играющих).
У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий, этакий широкий,
Этакий низенький.
Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, показывая вышину, ширину и т. д.
Дидактические игры на конкурсной основе.
“Кто назовет больше изделий из теста?”
Все команды называют изделия по очереди. Если какая – либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпываются, его продолжают взрослые.
“Что – сначала, что потом”
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (колос, зерно, мука, хлеб, печенье, сухарь и т. д.). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращения.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч, и называют определения,; например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Вечер загадок и отгадок о хлебе.
Пословицы и поговорки про хлеб.
«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Стихи о хлебе.
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Сто дают нам колоски.
До чего же вкусен хлеб
Хлеб водой запил - обед.
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке.
Что осталось, все в ладошку
Птицам кинуть на дорожку!
Загадки о хлебе, жатве.
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(зернышко)
В долг зерно возьмет – каравай вернет.
(хлебное поле)
Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит.
(колос)
(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).
Ну что, поехали! Ехали, ехали,
На кочку наехали
С горки съехали
На элеватор приехали.
Беседа на тему «Как выращивают хлеб?»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде хлеборобов; продолжать воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям содержание предыдущего занятия о хлебе :
— Чтобы в каждом доме был хлеб, трудятся хлеборобы, му- комолы, пекари и люди многих других профессий. Как вы думаете,
легко ли вырастить хлеб?
Выслушав ответы детей, воспитатель задает уточняющие вопросы. Затем рассказывает:
— Только что убрали комбайны хлеб, а на полях уже по- явились трактора. Пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят?
Не весна ведь на дворе! На дворе-то осень! А затем, видно, пашут, затем боронят, чтобы земля под снегом была мягкая, рыхлая, чтобы набрала она за зиму и весну как можно больше талой воды.
Лежит земля под снегом, ждет весны, тепла, ждет зерен.
А колхозники зерно уже к посеву готовят: проветривают, просушивают, на всхожесть проверяют.
Механизаторы технику ремонтируют и обновляют: трактора, сеялки, комбайны.
И вот пришла весна. Опять вышли в поле трактора. (Показы-вает картину, иллюстрации.) Перепахали землю. Умные машины (внесли удобрения, засеяли поля зерном. Стали хлеборобы первых всходов дожидаться.
Проклюнулись всходы тоненькими нежными травинками. Как уберечь эти росточки от неожиданных заморозков или внезапной жары, от ливней и ветров, от вредных насекомых и болезней? Пока хлеб растет — ни секунды свободной нет у хлеборобов! А начнет хлеб созревать — новые заботы: не сломались бы побеги, не полегли бы от ветров и бурь, не осыпалось бы зерно, не начало бы гнить! Послушайте, как говорится об этом в стихотворении:
Ты расти, расти, травинка, Наливайся сладким соком, Подымайся надо мною Спелым колосом высоким.
(Я. Дягутите. Земля)
И вот пришло время жатвы. Жатва — это труд с утра до позднего вечера. Упустишь время, осыплется зерно, пропадет урожай, выращенный с такими трудностями!
Жатва — это праздник! Вот почему спешат на приемные пункты машины с красными флагами и плакатами. (Прказывает иллюстрации.) По радио и телевидению каждый день — репортаж с полей страны.
Как убирают хлеб, !
вы уже знаете. Расскажите об этом сами, а картины и картинки, которые вам потребуются, стоят перед вами.
Дети рассказывают о том, что комбайны скашивают и обмолачивают хлеб, выгружают его в машины, другие машины увозят с полей валки соломы, зерно поступает на приемные пункты и т. д.
Воспитатель продолжает разговор:
— Не успели убрать хлеб, а на поля уже вышли трактора. Пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе? На дворе-то осень! Вспомните, зачем пашут и боронят осенью. Да, чтобы мягкая, рыхлая вспаханная земля набрала побольше влаги. Некоторые поля засевают уже осенью, под зиму. Осенние всходы называют озимью. Вслушайтесь в эти слова: озимь, озимые.
Интересно выглядит поле с озимью. Кругом все вянет, желтеет, засыхает, а поле со всходами стоит в яркой зелени. Об этом прекрасно сказал замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев:
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
(Осенью)
Вот тебе и осень! Заставляет и пахать, и боронить, и сеять, и всходов дожидаться. (Если есть возможность, следует показать детям соответствующую иллюстрацию, картинку.)
— Осень, рыженькая осень! Почему ты в платье старом?
— Как же быть ему не старым, Ведь я хлеб в нем убирала, В крепкие снопы вязала, И пахала, И косила.
(Я. Райнис. Осень)
«В крепкие снопы вязала». Почему так сказано в стихотворении? — интересуется воспитатель. Объясняет, что раньше, когда не было техники, рожь и пшеницу жали вручную серпами и вязали в снопы. (Показывает картинку.) Это была очень трудная работа.