Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова»

Елена Ковалева
Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова»

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный:

По количеству участников: групповой

Участники: дети подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели, родители. В работе над проектом осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем.

Сроки и этапы реализации

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: одна неделя - 21.09.2018 - 27.09.2018

Актуальность: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб -батюшка, хлеб – кормилец остается самой большой ценностью. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, вспоминает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом – солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. maam.ru/detskijsad/sochinenie-hleb-vsemu-golova.html

Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям, разных профессий, вырастивших его.

Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Задачи проекта:

Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;

Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;

Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;

Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;

Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;

Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;

Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;

Развивать любознательность к процессу изготовления солёного теста;

Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх;

Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; активизировать приёмы декорирования лепных образов;

Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;

Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;

Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.

Ресурсы: материально-технические: фотоаппарат, ноутбук, интерактивная доска, репродукции картин (Т. Яблонская «Хлеб», С. Виноградов «На пашне», художественная литература.

Интернет-ресурсы: www. dohcolonoc. ru, maam.ru, doshvozrast. ru, nsportal. ru vospitatel.com.

Человеческие: родители, повара детского сада, музыкальный руководитель, логопед.

Целевая аудитория: воспитанники подготовительной группы. Возраст: 6-7 лет. Количество участников: 21 человек.

Ожидаемые результаты:

Образовательные: Формирование у детей представлений о ценности хлеба. Получение знаний о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Воспитательные: Воспитание интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в его выращивании. Воспитание бережного отношения к хлебу.

Социальные: Формирование доброго отношения друг к другу, уважения к старшим, умения не перебивать ответы товарищей; развивать умение работать самостоятельно и по подгруппам.

• 1 этап. Поисковый

• Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентации;

• Создание временного уголка проектной деятельности;

• Объявление детям и родителям о начале проекта, анкетирование детей по теме проекта; • Индивидуальное заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе;

2 этап. Практический

План работы на неделю

Понедельник

Образовательная деятельность в режимные моменты

Утро

Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья)

Задачи: Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур

(рожь, пшеница, овёс).

Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.

Чтение стихотворений В. Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…».

Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять

представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.

Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»

Непосредственно образовательная деятельность

ОО «Познавательное развитие». Тема: «Откуда хлеб пришёл»

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,

выращивающих хлеб.

Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.

Учить детей узнавать хлеб по внешнему виду, по вкусу и запаху.

Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе.

Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.

Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.

Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришел».

Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация из цветной бумаги «На мельнице»

Задачи: Закрепить умение детей вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, развивать зрительный контроль за действием рук при пользовании ножницами.

Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Прививать художественный вкус, учить красиво располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.

Вечер

Загадки о хлебе.

Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей.

Развивать умение дослушивать загадку до конца.

Учить понимать иносказательный смысл загадок.

Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Работа с родителями. Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел».

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро:

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на стол попал».

Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.

Непосредственно образовательная деятельность

ОО «Речевое развитие». Логопедическое занятие. Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Музыка. Пение русской народной песни «Блины» в обработке А. Абрамского.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Колосья в вазе»

Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с натурой и образом. Расширять представления о натюрморте.

Вечер:

Сюжетно-ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба», «Семья», «Ярмарка»

Словесная игра «Образуй словечко».

Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный,

пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т. д.)

Опытная деятельность «Как получается мука?»

Словесная игра «Продолжи пословицу»

Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.

Среда

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро:

Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка»

Игра «Угадай на вкус»

Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т. п.)

Хороводная игра «Каравай»

Чтение сказки «Колосок»

Непосредственно образовательная деятельность

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Лепка изделий из солёного теста по образцам

Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание.

Воспитывать аккуратность при работе с тестом.

Вечер

ОО «Речевое развитие». Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство

Задачи: Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение

правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.

Подвижная игра (Скажи и покажи) Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т. п.)

Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет».

Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство»

Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

Рассказывание стихотворения по «цепочке», хором и индивидуально.

Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос».

Цель: Развивать мелкую моторику рук. и бережное отношение к хлебу, уважение к людям.

Четверг

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро:

Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».

Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.

Словесная игра «Продолжи пословицу».

Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.

Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Непосредственно образовательная деятельность

ОО «Речевое развитие». Логопедическое занятие. Тема: Пересказ русско-народной сказки по картинкам «Колосок».

Вечер: Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному.

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент.

Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.

Раскрашивание изделий из соленого теста.

Работа с родителями. Принести красиво оформленный рецепт хлебобулочных изделий для составления кулинарной книги.

Пятница

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро:

Организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый.

Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей.

Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.

Непосредственно образовательная деятельность

ОО «Речевое развитие». Логопедическое занятие. Словообразование. Образование родственных слов.

Пальчиковые игры. Испечем пирожки и плюшки

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Конструирование из деревянного конструктора «Мельница», «Хлебозавод»

Задачи: Воспитывать стремление добиваться поставленной цели. Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия.

Вечер:

Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.

Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)

Организация чаепития с домашней выпечкой.

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему недели.

Вспомните пословицы о хлебе.

Рассказы детей о приготовлении своих хлебобулочных изделий.

Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.

Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.

Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

1. Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля

Изобильная, родная

Щедрая моя земля!

Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда

Всегда!

Рыба – водица,

Ягода – трава,

А хлеб, как говорится,

Всему голова!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).

Воспитатель: а сейчас, Катя расскажет нам, стихотворение про каравай.

Катя: Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Воспитатель: Из чего пекут хлеб?

Дети: Из муки.

Воспитатель: А из чего муку получают?

Дети: Из зерна.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?

Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель: в те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?

Дети: Безветренной.

Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?

Дети: Солнце, и дождей в меру.

Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

Катя: Без хлеба – нет обеда.

Маша: Много света – много хлеба.

Лиля: Хлеб всегда надо доедать.

Вероника: Будет хлеб — будет и песня.

Родион: Не трудиться – хлеба не добиться.

Саша: Хлеб – всему голова.

Воспитатель: а сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы)

Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?

Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.

Воспитатель: а куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?

Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.

Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.

Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что еще делали? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

Каждому знакомы,

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома

Всему он голова!

Анкетирование детей подготовительной группы (начало проекта)

Обследовано: 21 ребенок

Вопрос знают Не знают

Из чего пекут хлеб? 15 6

Как превращается зерно в муку? 10 11

Как превращается мука в тесто? 7 14

Какие машины помогают выращивать хлеб? 6 15

Какие профессии тружеников села вы знаете? 6 15

Анкетирование детей подготовительной группы (конец проекта)

Вопрос знают Не знают

Из чего пекут хлеб? 21 -

Как превращается зерно в муку? 21 -

Как превращается мука в тесто? 19 2

Какие машины помогают выращивать хлеб? 18 3

Какие профессии тружеников села вы знаете? 18 3

3 этап. Итоговый

В результате работы над проектом дети узнали:

Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.

Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.

Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека. Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе.

Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».

Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок» Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г. Х. Андерсена.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут!» Название проекта: Быть здоровыми все могут - спорт и отдых нам помогут! Тема проекта: Здоровье. 1)Если сладко спится, сон хороший снится.

Информационно-практико-ориентированный, творческий проект «Чистый Екатеринбург» Цель проекта: - уточнить и расширить представление о том, что портит окружающую среду; - воспитывать желание посильно восстанавливать.

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» В апреле 2018 г. в старше- подготовительной группе детского сада 7 города Меленки прошел проект "Хлеб-всему голова". Цель проекта: познакомить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Головоломки
Автор публикации:
Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова»
Опубликовано: 22 января 2019 в 10:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговик»
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее...
Подарок папам на 23 февраля
Вот какие замечательные открытки сделали мои ребята из средней группы. Мы старались, мы старались, Может быть не получалось, Мы ревели и...
Наш фотоотчёт об экоуроке
В рамках проведения Всероссийских экологических уроков и с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников, в подготовительной группе «Солнышко»...
«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства
Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме . Это была...
Конспект занятия по экологии в средней группе «Рыбка зовет на помощь»
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Рыбка зовет на помощь». Цель: Формировать у детей представления о правилах экологической культуры,...