Проект «Хлеб — всему голова» в средней группе

Галина Веприкова
Проект «Хлеб — всему голова» в средней группе

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Проблема.

Дети во время еды не доедают хлеб, съедают мякиш, то что не доели выбрасывают.

Также при беседе с детьми «Что мы знаем о хлебе, выявили проблему, что дети о хлебе знают мало.

Не знают:

- Из чего делают хлеб;

- Кто выращивает хлеб;

- Где изготавливают хлеб.

Что хотим узнать:

Как выращивают зерно, как хлеб попадает в магазин.

Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;

Осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;

Ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Как же научить уважать хлеб?

Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей;

Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

Расширять представление о развитие растений.

Задачи: формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширять знания детей о хлебе (черный – ржаной, белый – пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

Формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста.

Развитие творческих способностей.

Реализация проекта:

Социально-коммуникативное развитие (социализация, труд, безопасность)

Познавательно-речевое развитие (коммуникативное, познание, чтение художественной литературы)

Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка)

Физическое развитие (здоровье, физкультура).

Предполагаемый результат:

- познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур;

- пополнение и активизация словарного запаса;

- воспитание бережного отношения к хлебу;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, творческого самовыражения детей.

Ход проекта:

1 этап, подготовительный (разработка проекта).

Деятельность педагогов:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей; совместная деятельность;

- введение детей в проблемную ситуацию.

2 этап, исследовательский (выполнение проекта)

взрослого и самостоятельно.

- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью

Конспект занятия познавательного цикла в средней группе

«Хлеб - всему голова»

Образовательные задачи:

- познакомить детей с пословицами и поговорками русского народа о хлебе.

- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.

- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.

Развивающие задачи:

- совершенствовать навыки связного высказывания

- развивать умения анализировать, сравнивать

- развивать воображение

- развивать мелкую и общую моторики

- продолжать формировать обследовательские и исследовательские действия

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование

- воспитывать уважение к труду взрослых

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: меню, хлебобулочные изделия, хлеборобы, снегозадержание, поле, земля, тракторист, батон, буханка, булка, кулебяка, пирожок, сухарь, всходы, урожай, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Ход занятия.

Вношу поднос, на котором красиво разложены белый, серый, черный хлеб, булочки разной величины и формы, накрытые салфеткой.

Показываю детям поднос с хлебом.

Дети, у меня для вас сюрприз, то что спрятано под салфеткой вы узнаете, отгадав загадку.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь, - баранки, калачи!

Глянь, - баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи!

(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий).

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

А почему говорят «Хлеб – всему голова Хлеб – это главный продукт на нашем столе. Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе) А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, компот, хлеб)

Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе, и в детском саду, и дома есть хлеб.

Назовите хлебобулочные изделия, которые вы знаете. (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, кулебяка, пирожок, лаваш, сухарь, хлебцы, крендель) Вот сколько много есть хлебобулочных изделий!

Когда - то в далекие времена первобытный человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно.)

План-конспект занятия (средняя группа)

по теме: Хлеб - всему голова

Цели:

- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

- дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол;

- обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность

и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

- совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в

употреблении глаголов;

- развивать мыслительную активность, учить согласовывать

прилагательные и существительные в роде и числе, учить разгадывать

загадки;

- совершенствовать ручные умения и навыки;

- продолжать учить делать поделки из теста;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к

человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу

жизнь, страну лучше и богаче.

Материал: рассказ Я. Тайца «Всё здесь», русская народная сказка

«Колосок», пословицы о хлебе, стихи, рассматривание картинок:

«Вспашка», «Посев», «Уборка», «Появление всходов», «Хлеборобы»,

исследовательская деятельность «Узнай на вкус».

Словарная работа: хлеборобы, комбайнёры, элеватор, посев, жатва,

«горячая пора».

Предварительная работа: чтение рассказа Я. Тайца «Всё здесь», чтение

сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций, экскурсия в магазин

(хлебный отдел)

Ход занятия

Чтение рассказа Я. Тайца «Всё здесь» и обсуждение прочитанного

-Дети, я прочту вам рассказ Я. Тайца «Bсе здесь».

-что увидела Надюша с бабушкой в поле? (колоски)

-Колоски были какие? (усатые)

- Мы тоже, как Надюша, рассмотрим колоски. (Дети рассматривают

колосья.)

-ребята, а где же здесь хлеб? (зернышко)

Чтение отрывка из сказки «Колосок» и обсуждение прочитанного

После чтения воспитатель предлагает найти в колосках зернышки. Рассмотреть их, попробовать на вкус. Выяснить, вкусны ли зернышки.

Предложить попробовать на вкус муку, какова на вкус мука? Затем воспитатель предлагает детям хлеб и булочку.

- Почему хлеб и булочка вкуснее муки? (Ответы детей.) Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль, сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи.

А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба, булок, пряников, печенья. Руками месить тесто тяжело, ведь его очень много.

Поэтому на хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины. Послушайте, как это делается:

«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой,

водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на

своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов

это карусель совершает один оборот, в течение этого времени тесто

поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной

машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто

подается в делительную машину, и она с удивительной точностью

отделяет ровные порции» (из рассказа пекаря-мастера Г. С. Строиново).

- Хлебные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.

О хлебе есть пословицы: «В хлебе наша сила», «Хлеб - всему голова»,

«Хлеб - наше богатство».

Физкультминутка «Зернышко»

Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Многие люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнёры собирали

зерно. Потом зерно отвезли на элеватор, там его сортировали, сушили и хранили. Часть зерна сразу отправляют на мельницу, где из него делают муку, а муку отвозят в магазины и в пекарню. Вот тогда за дело принимаются мастера - пекари.

Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб. Хлеб - драгоценность, его береги. В меру к обеду хлеба бери.

(Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций.)

Лепка из теста

- А вы хотите поработать пекарями? Испечем каравай да булочки для наших кукол!

Лепка из теста (пирожки, булочки, печенье). После лепки - угощение, пирог.

Воспитатель читает стихотворение:

Он бывает с толокном,

С рисом, с мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда.

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

Чтение украинской народной сказки «Колосок», просмотр мультфильма, рассматривание

иллюстраций к сказке и книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

(Звучит музыка к вступлению)

На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе лежит хлеб.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. Посмотрите, что я вам принесла (показывает буханку черного и батон белого хлеба).

- Кто догадался, о чем сегодня мы с вами поговорим?

Дети: О хлебе!

Воспитатель: А кто из вас знает, как называется профессия человека, который выращивает хлеб?

Дети: Хлебороб!

Воспитатель: Правильно. А какой я вам хлеб принесла?

Дети: Хлеб у вас черный и белый!

Воспитатель: А еще он ароматный, аппетитный. Давайте вместе скажем. (Хоровые ответы детей). А еще какой он?

Дети: Ржаной и пшеничный! (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель дает ответ сам).

Воспитатель: А почему хлеб называется ржаной? Из чего его делают? Его делают изо ржи, из ржаной муки! А пшеничный? Из пшена?

Дети: Нет! Из пшеницы его делают.

Воспитатель: А что такое пшеница и рожь? Это деревья, кустарники или злаковые культуры?

Предполагаемые ответы детей: Злаковые культуры!

Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Рожь и пшеница – это злаковые культуры или просто злаки.

Они сами по себе не растут, их необходимо людям посеять, вырастить, обмолотить зерна, а зерна перемолоть в муку. А из муки вы хорошо знаете, что можно испечь.

Дети: Печенье! Булочки! Хлеб. (музыку остановить)

Воспитатель: Кто знает, как называется профессия человека, который всё это выпекает?

Дети: Пекарь (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: А что вы хотели бы испечь?

Дети: Печенье! Мы хотим печенье!

Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение. Давайте для этого песенку споем.

(Проводится физкультминутка под фонограмму песни «Я пеку, пеку, пеку…»).

Воспитатель: Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?

Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).

Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и попросим Юлию Алексеевну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. В конце занятия все внимательные, старательные и послушные его попробуют. Пока повара выпекают наше печенье, хотите посмотреть и послушать сказку? Чтобы узнать, какую сказку, вам нужно отгадать загадку… (Загадка про колосок сопровождается слайдами).

Воспитатель: Дети, помогите мне эту сказку показать. Сейчас я выберу Петушка и двух мышат.

Звучит музыка и начинается инсценировка-импровизация сказки «Колосок». (В конце уточняются с детьми действия героев сказки, подчеркиваются положительные черты Петушка и отрицательные Мышат).

Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.

- А вот и наше печенье (вносят поднос с печеньем). Милости просим всех к столу! Будем чай пить! Всех угощать!

Вариативная часть: стихотворение Л. Лебедевой «КОРОЧКА»

Я горбушку не доел:

Черный хлеб мне надоел.

Бросил корку под скамейку,

Вдруг откуда ни возьмись

С ветки шустрою семейкой

Воробьи слетели вниз.

Стали корочку делить,

Во все стороны тащить.

- Это корочка моя!

- Нет, моя!

- Моя!

- Первый я увидел!

- Я!

- Первый я!

- Нет, я!

Потолкались,

Повозились,

Подрались -

И помирились.

А когда наелись,

Рядышком уселись,

Обнимают воробьят,

Воробьятам говорят:

- Поглядите, вот чудак

Хлеб бросает просто так.

Вы же - берегите,

Все крошки подберите,

Будьте умными, птенцы,

Как ваши мамы и отцы.

Загадка про сказку «Колосок».

Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть и (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Это Петя-(Петушок).

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

«Что вы делали, мышата,

От рассвета до (заката?

Веселились целый день,

Вам работать было (лень?

А теперь за стол садитесь,

Подаете голосок?

Нет! Сначала потрудитесь

И прочтите («Колосок»).

Примерный сценарий театрализации.

Воспитатель: - Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сначала всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок: - Круть, Верть, посмотрите, что я нашёл! Колосок!

Воспитатель: - Дети, подскажите, что с колоском нужно сделать?

Дети: - Колосок надо обмолотить.

Петушок: - А кто будет молотить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок:- Ладно, я обмолочу.

Воспитатель: - Сколько зерна намолотил! Куда теперь нужно зерно нести?

Дети:- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок: - А кто понесёт?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Воспитатель: -Придется тебе, Петя. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли другую игру. Прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять

зовёт мышат…

Петушок: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Воспитатель:- Ай да петушок! Ай да молодец! А что теперь нужно делать?

Дети: - Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок: - Кто будет месить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Видно, мне придётся.

Воспитатель: - Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь разогрелась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Мышата:- Ох, и проголодался я! Ох, и есть хочется!

Петушок: - Кто будет пироги есть?

Мышата: - Чур, я! Чур, я!

Петушок: - Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите, кто нашёл колосок?

Мышата:- Ты нашёл!

Петушок:- А кто колосок обмолотил?

Мышата: - Ты обмолотил! (Говорят потише).

Петушок:- А кто зерно на мельницу носил?

Мышата:- Тоже ты. (Совсем тихо).

Петушок:- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата: - Всё ты. Всё ты… (Чуть слышно).

Петушок:- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лентяев пирогами угощать.

Публикации по теме:

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группы Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) Автор проекта: воспитатель первой кв. категории Пятовская М. С. Информационная карта.

Информационно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» в старшей группе Проект «Хлеб – всему голова» Автор Светлана Новикова Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект в разновозрастной группе «Хлеб — всему голова» Проект в разновозрастной группе «Хлеб - всему голова». Вид проекта: информационно-исследовательский. Участники: Дети разновозрастной группы,.

Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Проект «Хлеб – всему голова» Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта:.

Проект «Хлеб всему голова» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Одинцовская СОШ №3 Структурное подразделение "Детский сад" КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ.

Проект «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 38» П Р О Е К Т Разработала и реализовала Воспитатель.

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» Подготовила воспитатель 1-й кв. категории Соколовская Л. В. Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Проект «Хлеб — всему голова» в средней группе
Опубликовано: 30 марта 2019 в 17:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть...
Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от...
Фотоочерк «День космоса на МAAM» из опыта работы
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...