Лучший педагог года

Проект «Хочу все знать о живописи» для старшего дошкольного возраста

Ольга Устюгова
Проект «Хочу все знать о живописи» для старшего дошкольного возраста

Проект: «Хочу все знать о живописи».

Актуальность проекта:

Воспитать гармонично развитую, благородную, нравственную, творческую личность без красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но, чтобы все это испытать, ребенок должен увидеть красоту и воспринять ее, так как невоспринятая красота сама по себе ничего не даст. Можно сколько угодно стоять, например, перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия красоты. Но для этого мы сами должны уметь замечать красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать.

Публикация «Проект „Хочу все знать о живописи“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок через нас, взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами.

Дубровская Е. А. и Козлова С. А. в книге «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» доказывают, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т. д. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.

В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

Главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказывается в исследованиях М. Ф. Овсянникова, И. Б. Астахова, Н. А. Дмитриева.

По мнению Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.

Н. М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми пейзажа в живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин пейзажной живописи. Педагог использует беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности художественные образы. Педагог комплексно использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кроме художественных произведений Н. М. Зубарева рекомендует использовать музыкальное сопровождение восприятия пейзажей, поэзию, прозу.

Искусство имеет много направлений и жанров. Каждый из них оказывает сильное влияние на развитие творческой стороны личности в различных направлениях. А такой вид искусства как живопись влияет, во-первых, на зрительный контакт, а во-вторых, на понимание происхождения картины. На понимание эмоционального состояния, мыслей, чувств художника. Таким образом, живопись развивает у ребенка чувство прекрасного, развивает творчество в различных направлениях и оттеняет эмоциональное состояние ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ознакомление детей дошкольного возраста с живописью создает условия для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

Для достижения более успешных результатов в психическом и нравственно эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста мы разработали проект «Хочу все знать о живописи».

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к искусству живописи.

Задачи:

1. Знакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства;

2. Знакомить с творчеством известных русских художников;

3. Создать интерес к живописи, к картинам художников;

4. Формировать представления о различных видах живописи;

5. Учить различать пейзаж, натюрморт, портрет, марину;

6. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительные работы, используя соответствующие изобразительные материалы;

7. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать любовь к природе родного края;

8. Развивать интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность;

9. Продолжать учить договариваться друг с другом при выполнении коллективных заданий;

10. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.

Срок реализации: сентябрь – май.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Занятия проводятся в помещении группы в вечернее время два раза в месяц со всеми детьми.

Интеграция: музыкальное сопровождение, художественная литература, познание окружающего мира, экспериментальная деятельность, все виды заданий по изодеятельности.

Перспективное планирование ознакомление детей старшего дошкольного возраста с видами живописи.

Сентябрь Знакомство с живописью, как с видом искусства. Виды живописного искусства для детей дошкольного возраста.

Знакомство с летними пейзажными картинами.

Октябрь

Ноябрь Знакомство с осенними пейзажами. Пейзажи, изображающие разное время суток.

Изображение морского пейзажа (марина) в различных частях света. Знакомство с творчеством И. К. Айвазовского

Декабрь

Январь Знакомство с зимними пейзажами.

Знакомство с натюрмортами.

Февраль

Март Знакомство с портретной живописью.

Что такое автопортрет? Портреты художников и поэтов.

Апрель

Май Сюжетная живопись (сказочный сюжет) Васнецов «Иван Царевич на сером волке», «Алёнушка», «Спящая царевна».

Репин «Садко в подводном царстве», М. Врубель «Царевна Лебедь».

ФОРМЫ РАБОТЫ:

С детьми

Специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций произведений искусства, художественное творчество, составление рассказов по картинам, слушание музыкальных произведений. С воспитателем

Организация развивающей среды, подбор художественной литературы, дидактических игр, репродукций картин, музыкального сопровождения, методического материала, подбор материала для детского творчества; мультимедийные презентации; организации экскурсий в художественную школу на тематические выставки С родителями

Беседы и консультации о важности данной темы, открытое занятие с детьми, оформление папок-передвижек, выставки детского творчества, фотовыставки, выставки совместного творчества детей и родителей; создание альбома репродукций с разными жанрами живописи; организация викторины «Хорошо ли я знаю искусство живописи»; родительское собрание «Семья и живопись»

Слово «пейзаж» французского происхождения (в переводе – «страна», «местность», но давно обрусело и стало органичной частью русского языка. Пейзажная живопись очень разнообразна, она изображает тихую осень и экзотические страны, маленький уютный дворик и непривычные для нас высокие горы, бурное море и обычный деревенский вид, городскую архитектуру и широкие многоплановые виды природы.

Пейзаж – жанр наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора. И мы, зрители, когда смотрим на пейзаж, всегда должны задумываться о том, что чувствовал художник, когда брался за кисть. Главная задача, которую мы решаем в детском саду (ещё в средней группе) – научить рассматривать, анализировать, обсуждать произведения живописи (пейзажи, уметь передать свои впечатления, чувства и эмоции увиденного.

- Хорошо у вас на море - океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше!

У нас луга зелёные, реки синие, у нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые.

У нас заря с зарёй сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные.

Из русской народной песни.

Формы работы Содержание работы

Уж ты, ласточка, ты, касаточка, ты возьми ключи, лето на небо, ты запри зиму, отопри лето.

Знакомство с летними пейзажными картинами.

Наблюдения.

Экспериментальная деятельность.

Знакомство с художественной литературой.

Игровая деятельность.

Музыка

Коммуникативная деятельность

Детское художественное творчество

Осенью семь погод на дворе - сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.

Знакомство с осенними пейзажными картинами

Наблюдения

Экспериментальная деятельность.

Художественная литература.

Игры.

Музыка.

Коммуникативная деятельность.

Детское художественное творчество.

Леденьё пришло, зиму в дом привело, в сани коней запрягло, в путь - дорожку вывело, снег заледенило, лёд на речке вымело.

Знакомство с зимними пейзажными картинами.

Наблюдения.

Художественная литература.

Экспериментальная деятельность.

Игры.

Музыка.

Коммуникативная деятельность.

Детское художественное творчество.

Знакомство с весенними пейзажными картинами

Наблюдения.

Художественная литература.

Экспериментальная деятельность.

Игры.

Музыка.

Коммуникативная деятельность.

Детское художественное творчество.

Знакомство с летними пейзажами: просмотр мультимедийной презентации репродукций И. И. Левитана «Июньский день», «Берёзовая роща», Радуга», И. И. Шишкина «Рожь», Утро в сосновом бору, «Сныть- трава», «Дубовая роща»,

Наблюдения за изменениями в природе в летний период: световой режим, небо, солнце, насекомые, птицы, животные.

Чтение стихов и рассказов о лете: Г. Новицкая «Ромашки», Н. Комаровская «Радуга», К. Бальмонт «Росинка», Н. Матвеева «В лесу», Р. Рождественский «Дождик», М. Пришвин «Роса»

Дидактические игры «Когда это бывает», «Скажи наоборот», Где растут цветы.

Слушание произведений П. И. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года» - лето, звуки природы - пение птиц, шум дождя, грохот раскатов грома.

Учить составлять творческие и описательные рассказы.

Рисование «Лето, лето много света». Цель: учить изображать в рисунке характерные особенности природы лета, используя материал для передачи настроения. Закреплять навыки работы с акварельными красками при рисовании фона, цветов, травы. Добиваться использования разных оттенков цвета, учить смешивать краски.

Экспериментальная деятельность – почему осенью много луж?

Стихи и рассказы об осени: М. Рапов сказка «Ёженька и белочка», Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», М. Садовский «Осень», И. Бунин «Листопад», А. Плещеев «Скучная картина».

Дидактические игры «Когда это бывает», С какого дерева лист, Какие плоды у этого дерева.

Слушание произведений П. И. Чайковский, А. Вивальди «Времена года» (осень, звуки природы: шорох опадающих листьев, шум ветра, шум дождя.

Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине,

Коллективная работа Аппликация «Деревья в осеннем парке» (передний и задний план – работа парами).

Просмотр мультимедийной презентации репродукций Шишкина И. И. «Зима», А. К. Саврасова «Зима»,Зимние сумерки, И. Грабарь «Февральская лазурь», «Зима», И. И. Левитана «Зимой в лесу», К. Юон «Волшебница-Зима».

Наблюдения за изменениями в природе зимой: световой режим, осадки, снежный покров, понижение температуры, птицы, животные.

Стихи и рассказы о зиме: Н. Сладков «Суд над декабрём», И. Полуянов «Шёпот снегов»,

Экспериментальная деятельность – почему скрипит сухой снег и из него нельзя лепить.

Дидактические игры «Когда это бывает», «Найди одинаковые снежинки»,

Слушание произведений А. Вивальди, П. И. Чайковского из цикла «Времена года», звуки природы: свист вьюги, хруст снега при ходьбе.

Продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажным картинам.

Рисование «Опушка зимнего леса».

Просмотр мультимедийной презентации репродукций Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», «Весна. Яблони цветут», К. Ф. Юон «Мартовское солнце»

Наблюдения за изменениями в природе весной: световой режим, осадки, сосульки, перелётные птицы, солнце, животные, растения, первоцветы.

Стихи и рассказы о весне: Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей», «Птицы», Э. Шим «Солнечная капля», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Весна», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», Н. Павлова «Под кустом»

Экспериментальная деятельность – почему лёд при таянии находится на поверхности воды?

Дидактические игры «Когда это бывает», «Почему появляются сосульки».

Слушание произведений «Времена года», звуков природы: капель, треск льда на реке, птичьи трели.

Закреплять умение составлять мнемосхему самостоятельно для составления описательного рассказа по картине, изображающей весенний пейзаж.

Рисование «Цветущая весна».

Знакомство с художником – маринистом И. К. Айвазовским

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Наблюдения.

Экспериментальная деятельность.

Знакомство с художественной литературой.

Игровая деятельность.

Музыка.

Коммуникативная деятельность

Детское художественное творчество

Знакомство с художником – маринистом И. К. Айвазовским. Картины «Радуга», «Девятый вал», «Среди волн», «Ледяные горы в Антарктиде». Просмотр мультимедийной презентации репродукций

Морские баталии – «Бриг «Меркурий», «Морской берег».

Экскурсии на берег водохранилища в разное время года, отметить – цвет воды, величину волн, наличие ветра, температуру воздуха.

Как получаются волны?

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», Г. Виеру «У моря», В. Маяковский «Эта книжечка моя про маяк и про моря» «Смелый капитан» Алябьева Е. А., «Русалочка» Г. Х. Андерсена.

Творческая игра «Мы плывем на пароходе», дидактическая игра «На чем можно плыть», «Кто живет в воде».

Слушание музыки звуки природы: «Мечты у моря», «Океанский прибой», «Танец кита», «Подводное окружение».

Составление творческого рассказа «Если б плыл бы я по морю», использовать мнемотехнику.

Рисование с элементами аппликации «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».

Жанр живописи – натюрморт, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, вазы с цветами, мебель, иногда – часть интерьера, орудия ручного труда и т. д. Натюрморт в переводе с французского - «мёртвая природа», но это совсем не так, ведь цветы и фрукты кажутся живыми, сочными и ароматными. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю – стоит только внимательно смотреть на них, и, главное на картину в целом. И, конечно же, после рассматривания натюрморта, дети высказываются о своих впечатлениях, пробуют создать свой натюрморт из предметов.

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Наблюдения.

Экспериментальная деятельность

Знакомство с художественной литературой.

Игровая деятельность.

Коммуникативная деятельность

Детское художественное творчество

Музыка.

Знакомство с картинами:«Букет цветов, бабочка и птичка» Ф. П. Толстого, Л. И. Волошинов «Лук», Т. Ульянов «Натюрморт с книгами», И. Т. Хруцкий «Натюрморт» (с грибами) Ян Давиде де Хем «Плоды», Просмотр мультимедийной презентации репродукций.

Творческая игра «Пригласим друзей в гости» - сервировка посуды, расставим игрушки для игры «Магазин», «Чудесный мешочек» - использовать овощи, фрукты геометрические формы. Дидактические игры: «Что лишнее?», «Узнай на вкус?», «Узнай по запаху».

Дидактическая игра «Кто знает 5 названий цветов» (животных, птиц, посуды, деревьев)

Продолжать учить составлять описательный рассказ по картинам художников, используя метод мнемотехники. Предложить самостоятельно составить мнемосхему. Продолжать совершенствовать связную речь детей.

Аппликация: «Школьные принадлежности – витрина магазина».

Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после ознакомления с пейзажем и натюрмортом.

Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача передачи внешнего сходства, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимого облика, определение этого человека, как представителя эпохи, национальности, сословия, а также выражение художником своего отношения к изображаемому человеку. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Чем раньше мы начнем знакомить детей с разными видами живописи, тем лучше будет развиваться эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение и богаче окажется его творческое самовыражение. Портрет, как жанр живописи, также как и пейзаж, и натюрморт как жанр живописи доступен эстетическому восприятию ребенка уже с 4 лет, 5-ти летний ребенок и ребенок 6-7 лет уже обращает внимание на средства выразительности, ребенок в состоянии уже дать эстетическую оценку связи цвета и общего настроения картины. Художники не пишут свои картины специально для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе непросто.

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Наблюдения.

Знакомство с художественной литературой.

Игровая деятельность.

Коммуникативная деятельность

Детское художественное творчество

Музыка Знакомство с портретной живописью.

Просмотр иультимедийной презентации репродукций Серова «Дети», «Девочка с персиками»,И. И. Крамского «Неизвестная», М. Врубеля «Царевна Лебедь». Портреты писателей и поэтов. Автопортреты. Групповые портреты.

Наблюдения за прохожими на улице: Куда идут люди? Какое у них настроение? Почему вы так думаете?

Дидактическая игра «Настроение», «Поссорились и помирились», «Забавные гномики», «Мой портрет», «Угадай, кто это», сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли».

«Придумай, какие могут быть эмоции», «Придумай слова к слову: грустный, добрый, весёлый».

Аппликация (коллективная) «Портрет нашей группы».

Рисование создание альбома «Наши эмоции».

Рисование совместно с родителями дома «Это я, это я, это вся моя семья».

Слушание музыкальных произведений о друзьях и дружбе.

Сюжетная живопись (сказочный сюжет). Картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. В развитии русской культуры очень значима была роль В. М. Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. В. М. Васнецов доказал, что внести свой вклад в сокровищницу мирового искусства можно, когда все силы будут устремлены на развитие своего родного русского искусства. Когда со всем возможным совершенством и полнотой будут выражены красота и мощь наших красивых образов - русской природы и человека, настоящей жизни и прошлого, если художник в своём истинно национальном сумеет отразить вечное, непреходящее.

Формы работы Содержание работы

Знакомство с искусством

Наблюдения.

Знакомство с художественной литературой.

Игровая деятельность.

Музыка.

Коммуникативная деятельность.

Детское художественное творчество

Просматривание мультимедийной презентации репродукций Васнецова «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке», «Богатыри», «Спящая царевна», Снегурочка, Полёт на ковре - самолёте, Репина «Садко в подводном царстве».

Просмотр мультфильмов по сюжету картин.

Чтение сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне», русской народной сказки «Иван царевич и серый волк», былины «Садко», «Русские богатыри», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Творческие игры по сюжету картин, «Домино - сказочные герои», пазлы, викторины, праздники «Наши сказки».

Слушание музыкальных произведений из оперы «Садко», «Спящая царевна».

Составление описательных рассказов по картинам с сказочным сюжетом, используя метод мнемотехники.

Рисование страниц альбома для малышей «Сказки - загадки». Цель: учить детей самостоятельно выбирать сюжет для рисунка знакомой сказки, используя разнообразные технические приёмы рисования. Продумать композицию, персонажей заранее (проводится в два занятия).

Вывод: в результате проведённой работы дети различают и называют виды и жанры изобразительного искусства, помнят имена художников, их работы. Обнаруживают постоянный и устойчивый интерес к произведениям искусства, желание и способность составлять описательные и творческие рассказы. У дошкольников появляется потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Дети испытывают удовольствие и радость от встречи с изобразительными образами, начинают соотносить их с образами поэтическими и музыкальными, применяют их в собственной творческой деятельности.

Список литературы:

1. Казакова Т. К. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006

2. Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи», 1992

Публикации по теме:

План-проект «Хочу всё знать про одуванчик» в средней группе План-проект Средней группы Тема: «Хочу всё знать про одуванчик». Участники проекта: Дети и воспитатели средней группы, родители. Сроки.

«Правила дорожные знать каждому положено». Конспект ННОД игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Всем доброго, тёплого,весеннего утра)Наши дети - наши будущее,эта фраза приветствует и приветствуется всеми на улицах, с экранов телевизоров.

План-проект «Хочу всё знать о кошках» для средней группы План-проект. Тема: «Хочу всё знать о кошках» Участники проекта: Дети и воспитатели средней группы, родители. Сроки реализации проекта:.

План-проект. «Хочу всё знать про птиц» План-проект. Тема: «Хочу всё знать про птиц». Участники проекта: Дети и воспитатели средней группы, родители. Сроки реализации проекта:.

Игра «Хочу всё знать» Мкоу до цвр «Ровесник» клуб «Юность» педагог-организатор Л. Мельникова Игра «Хочу всё знать!»-работа по слайдам. возраст участников игры.

Летний проект для старшего дошкольного возраста «Правила дорожные детям знать положено» Актуальность. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает,.

Проект в группе дошкольного возраста от4 до 5 лет «Нам интересно все знать»Проект в группе дошкольного возраста от4 до 5 лет «Нам интересно все знать» «Нам интересно все знать»Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий.

Программа «Хочу все знать» программа для детей дошкольного возраст 3–5 лет Пояснительная записка Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста от 3-5 лет и направлена на реабилитацию дошкольников,.

Сценарий праздника по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные детям знать положено» Задачи: - обобщить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице через эмоциональное восприятие. Закрепить знания.

Викторина с детьми старшего дошкольного возраста «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хочу все знать о живописи» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 июня 2019 в 21:03
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД