Получи документы

Проект по овладению двигательными умениями и навыками «Хорошо двигаемся — красиво говорим»

Елена Порошина
Проект по овладению двигательными умениями и навыками «Хорошо двигаемся — красиво говорим»

Проект

«Хорошо двигаемся – красиво говорим»

Автор:

Порошина Елена Борисовна,

учитель-логопед,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 317» г. Пермь

География проекта : Обследование уровня моторного развития детей 3-4 лет, игровые упражнения, логопедическая гимнастика.

Срок реализации проекта : с 01.10.2012 г. по 15.05.2013 г.

Краткая аннотация проекта

Публикация «Проект по овладению двигательными умениями и навыками „Хорошо двигаемся — красиво говорим“» размещена в разделах

Проект «Хорошо двигаемся – красиво говорим» предполагает получение знаний, умений и навыков в области развития общей, мелкой и артикуляционной моторики через выполнение индивидуальных заданий непосредственно организованной деятельности в группе, логопедическом кабинете, а также в совместной деятельности с воспитывающими взрослыми: в группе, дома, на прогулке.

Проект предполагает овладение двигательными умениями и навыками в соответствии с индивидуальными возможностями, речевыми нормами и образовательными стандартами.

Проект направлен на совершенствование и развитие двигательных возможностей детей, осознанное воспроизведение ими тех или иных действий, способствующих улучшению общей, мелкой и артикуляционной моторики, укреплению здоровья.

Проект также ориентирован на развитие эмоциональной сферы и личности ребёнка, в частности, формирование умений имитировать мимику и считывать эмоции, правильно реагировать в затруднительной ситуации – говорить об этом.

Автор проекта Порошина Елена Борисовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 317», специалист высшей квалификационной категории, имеет звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», стаж педагогической деятельности 20 лет.

Участниками проекта являются дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4, 5 лет, воспитатели и родители.

Этот проект необходим для повышения речевых возможностей, через укрепление здоровья, развитие и коррекцию имеющихся проблем у детей в области двигательных умений общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Обоснование необходимости проекта

Неполноценная двигательная деятельность, задержки в развитии сенсорной и эмоциональной сфере, накладывают отпечаток на формирование речи младших дошкольников.

Многие исследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти [2, 6, 7]. Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, путают, где право, а где лево. Недостаточная сформированность в интеллектуальной и эмоциональной сфере ребёнка достаточно индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу [9]. В большей степени они зависят от этиологии дефекта, сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) и социального опыта ребёнка [4, 5].

Для детей 3 лет с речевой патологией характерны отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков [3]

Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека [8].

Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной двигательной нагрузки происходит не просто восстановление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, то есть фаза суперкомпенсации [1]. Поэтому роль развития движений в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни.

Цели и задачи проекта

Цель проекта – развитие у детей двигательных навыков и умений для повышения уровня моторного развития общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, способствующих совершенствованию речевых возможностей младших дошкольников.

Задачи:

1. Формировать желание выполнять различные двигательные упражнения.

2. Совершенствовать процессы развития двигательных способностей и качеств.

3. Способствовать овладению двигательными умениями и навыками в соответствии с индивидуальными возможностями, речевыми нормами и образовательными стандартами.

4. Активизировать словарный запас.

5. Развивать эмоциональные качества, речевую активность и инициативу.

6. Укреплять здоровье.

Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленных целей

Срок реализации проекта рассчитан с 01.10.2012 г. по 15.05.2013 г.

За этот период будет проведена предварительная работа с учётом диагностических данных уровня развития моторных умений детей 3-4 лет за сентябрь-октябрь 2012 г.

На основе результатов обследования будут выявлены уровни моторного развития детей, преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации НОД. В качестве диагностических средств будут использованы методы и средства контроля, которые должны отвечать следующим требованиям:

• Быть простыми и доступными.

• Быть применяемыми для массовых обследований в любых условиях внешней среды и не требовать дорогостоящего инвентаря.

• Позволять количественно и качественно оценить показанный результат.

• Исключать (по возможности) влияние предыдущего двигательного опыта и функциональных особенностей развития.

В результате обследования тесты показали, что уровень моторного развития младших дошкольников не полностью соответствует нормативным показателям. Таким образом, будем кроме традиционных средств и методов обучения использовать нетрадиционные, коррекционные разработки и включать опыт специальной педагогики.

Поскольку моторное развитие детей образует неразрывное единство с их психическим и речевым развитием, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения этой цели должны проходить через все виды организации жизни в ДОУ: в первую очередь развивать интерес к играм повышающим уровень моторного развития.

В ходе реализации поставленных целей и задач разработаны и предлагаются следующие мероприятия:

• Утренняя гимнастика с речевым сопровождением.

• Речевые минутки с музыкальным сопровождением.

• Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

• Анализ и оценка моторных умений воспитателями, родителями и логопедом.

• Совместные мероприятия с детьми и родителями.

Основные мероприятия будут проводиться на основе годового плана на 2012-2013 уч. года

Опыт, накопленный во время реализации проекта будет распространяться через:

• Создание индивидуальных образовательных маршрутов по развитию моторных умений детей.

• Создание новых форм, средств и методов обучения, способствующих повышению уровня моторного развития детей младшего дошкольного возраста.

• Введение специальных игр в режимные моменты.

• Повышение уровня моторных нагрузок (общей, мелкой, артикуляционной) в НОД и режимные моменты.

• Углублённую разработку авторских методических материалов, в основе которых: интерес ко всем видам двигательной деятельности, комплексы артикуляционной, мио- гимнастик, картотеки игр по развитию мелкой моторики с учетом гендерных и возрастных особенностей, блочно-тематического планирования.

• Ознакомление и вовлечение других дошкольных учреждений в совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

В результате применения стандартных и нетрадиционных методов обучения дети младшего дошкольного возраста должны успешно овладеть моторными умениями и навыками, о чём будут свидетельствовать данные обследования моторного уровня детей 3-4 лет.

Конкретные ожидаемые результаты

Реализация проекта будет способствовать повышению интеллектуальной, речевой физической работоспособности у младших дошкольников, что позволит им иметь равные стартовые возможности при переходе в средние группы ДОУ.

Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшее развитие проекта будет направлено на включение в процесс специалистов ДОУ: педагога-психолога, инструктора по физвоспитанию, что позволит открыть возможности более детально и глубоко разработать и реализовать работу по развитию моторики, дыхания, эмоций, речи у детей младшего дошкольного возраста.

Для этого предполагается

Создать команду единомышленников: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, воспитатели, родители.

• Разработать и апробировать комплексы игр и упражнений для девочек и мальчиков с речевым озвучиванием и музыкальным сопровождением.

• Создать индивидуальные образовательные маршруты по развитию моторных умений детей младшего дошкольного возраста

• Повысить уровень овладения моторными, речевыми умениями, навыками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Велитченко В. К., Физкультура для ослабленных детей. – М. : Терра-спорт, 2000. – 166 с.

2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи детей. – СПб. : Речь, 1993. – 70 с.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студ. высш. учебных заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

4. Горбунова, О. В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. - 2008. - №3 (35) – С. 45

5. Коррекционная педагогика: Основа обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.

6. Лапшин, В. А., Пузанов, Б. П. Основы дефектологии. – М. : Просвещение, 1990. – 250 с.

7. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.

8. Соловьева, Т. В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи // Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3 (27) – С. 57

9. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособ. – 2-е изд., испр. – М. Изд. МПСИ; Воронеж; Издат. НПО «МОЖЭК», 2003. – 400с.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по овладению двигательными умениями и навыками «Хорошо двигаемся — красиво говорим»
Опубликовано: 7 января 2014 в 13:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД