Проект «Играем в ученых» для дошкольного возраста

Оксана Тарасова
Проект «Играем в ученых» для дошкольного возраста

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

Проект «Играем в ученых» для дошкольного возраста

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название проекта: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность» «Играем в ученых»

Тема: «Волшебница-вода»

Образовательная область – «Познавательное развитие»

Выполнили:

Ибряева Ф. Р.

Тарасова О. В.

Оренбург, 2021 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Проектная карта

3. Матрица проекта

4. Используемая литература

5. Приложение

Пояснительная записка

Актуальность

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с не, но их представления о воде недостаточны. Дети часто на вопрос,какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос, какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят, что это дым. Ведь свойства воды в разных состояниях различные (пар, вода, снег, лед, явления природы, связанные с водой - дождь, туман, роса, град и т. д.) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.

Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды.

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Проектная карта

18 октября

Понедельник 19 октября

Вторник 20 октября

Среда 21 октября

Четверг 22 октября

Пятница

1 Непосредственно образовательная деятельность Экспериментирование: «Вода – растворитель. Очищение воды» - - «Оренбургский край родной»: (водные ресурсы нашего края) «Здоровье»: «Гигиена тела. Правила личной гигиены»

2 Наблюдения (прогулки) Наблюдения за осенним дождем, обратить внимание на следы, которые остаются на земле после дождя.

Показать иней на траве, скамейках, крышах домов. Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.

Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение различать и называть состояние погоды.

3 Коммуникативная деятельность Беседа «Вода – источник жизни»

Составление

рассказов по

сюжетным

картинкам «Для

чего нужна вода?» Проблемная ситуация «Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»

Беседа: «Какие источники воды ты знаешь?» Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»

4 Чтение художественной литературы Загадки, пословицы, поговорки Чтение стихотворений о воде Чтение «Жила-была река» Н. А.

Рыжова (экологическая

сказка). Чтение «Сказка о воде» И. Урядовой Чтение стихотворения «Берегите воду»

5 Экспериментирование опыты с водой: «Определение свойств воды» «Определение трех состояний воды «Вода нужна всем». «Водяная мельница». «Ходит капелька по кругу».

6 Игры (настольно-печатные и дидактические) Д/и «Родственные слова семейки «ВОДА» Д/и «Какой бывает вода», «Где снежинку нам искать? Д/и «Кому нужна вода?» Д/и «На воде и под водой» Д/и «Когда это бывает?»

7 Художественно-творческая деятельность Рисование «Круговорот воды в природе», «Снежинки»

Коллективная работа в технике барельеф «Подводные жители»

Ручной труд: «Кораблики» (оригами)

Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Капитошка возвращается»

Использование музыки: ходьба по лужам, ручья, реки, озера.

8 Физическое развитие П/и «Ручеек»

Физкультминутка «Дождик» Речь с движениями «Море волнуется» П/и «Рыбачек»

Физкультминутка «Рыбки» П/и «Караси и щука», «На болоте». П/и «Ходит капелька по кругу»

Матрица проекта

Название проекта: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Тема проекта: «Играем в ученых».

Проблемное поле проекта: Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Игровые методы:

- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации,

- принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью,

- выполнение практических действий по получению необходимой информации.

Диалогические методы:

- беседа,

- «вопросы – ответы»,

- формулировка выводов.

• Методы обучения:

- показ способа действия (после выполнения задания,

-проблемная ситуация,

-упражнение.

Цель: Расширять знания у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к воде и водным ресурсам.

Задачи:

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);

- формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);

- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);

- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе «Уголок мудрой Совы» и в оформлении плаката «Круговорот воды в природе»; повышение компетентности родителей по использованию водных ресурсов.

Ожидаемые результаты:

• Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.

• У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

• У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.

• Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.

• Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

• Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Основные шаги реализации проекта:

1 ШАГ: Подготовительный

- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

- Пополнить развивающую среду:

- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморосью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- дополнить картотеку дидактических и словесных игр;

- организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

- провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Правила поведения на воде и у водоемов»;

- подобрать и оформить материал для презентации проекта.

2 ШАГ: Основной

- Проведение организованной образовательной деятельности:

• Занятие «Экспериментирование»: «Вода – растворитель. Очищение воды»

• Занятие «Оренбургский край родной»: «Водные ресурсы нашего края».

• Занятие «Здоровье»: «Гигиена тела. Правила личной гигиены».

- Беседы: «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?»

- Проблемная ситуация «Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»

- Дидактические игры: «Какой бывает вода», «Кому нужна вода?», «Где снежинку нам искать?», «Когда это бывает?», «Родственные слова семейки ВОДА».

- Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Ходит капелька по кругу», «Море волнуется», «Рыбачек», физминутка «Дождик», «Рыбки»

- Наблюдения за природными явлениями (на прогулке).

3 ШАГ: Заключительный

Презентация проекта «Волшебница-вода»

Фотовыставка «Играем в ученых»

Вид проекта - Исследовательский, игровой, групповой.

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации: 18-22 октября 2021 г.

По количеству участников проекта: дети группы 5-6 лет № 2, родители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей

№ Название образовательной области Содержание (краткое) Задачи

1 Познавательное развитие Образовательная деятельность:

- Занятие «Экспериментирование»: «Вода – растворитель. Очищение воды».

- Занятие «Оренбургский край родной»: «Водные ресурсы нашего края».

- Занятие «Здоровье»: «Гигиена тела. Правила личной гигиены».

- Опыты с водой: «Определение свойств воды», «Определение трех состояний воды», «Вода нужна всем», «Водяная мельница», «Ходит капелька по кругу»

Совместная деятельность:

- Проблемная ситуация «Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»

- Д/и «Где снежинку нам искать?», «Кому нужна вода?», «Когда это бывает?», «На воде и под водой» Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о значении воды для всего живого.

Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.

2 Речевое развитие Совместная деятельность:

- Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?»

- отгадывание загадок

- Разучивание стихотворений о воде

- Д/и «Родственные слова семейки ВОДА», «Кому нужна вода?», «Когда это бывает?»

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).

Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

3 Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность:

• Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?»,

• Дидактические, словесные, подвижные игры.

• Трудовая и продуктивная деятельность детей.

• Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.

• Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода».

• Изготовление плаката «Круговорот воды в природе» Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

4 Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность:

- Чтение рассказов «Жила-была река», Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели»,

- Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду» и т. д.

- Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде

- Рисование «Круговорот воды», «Снежинка»

- Коллективная работа в технике барельеф «Подводные жители»

- Ручной труд Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.

5 Физическое развитие - Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыбачек», «Море волнуется», «На речке», «На море».

- физкультминутки «Дождик», «Рыбки» Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Вода в трех агрегатных состояниях (лед, снег, пар, жидкость, прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки) для воды, молоко, духи (туалетная вода, сахарный песок, соль, кварцевый песок, марля, вата, гуашевые краски, кисточки, коктейльные трубочки, ложки, палочки разного цвета.

Организационные формы работы над проектом

№ Формы работы Название/тема сроки

1 Развивающие игры Организовывать и проводить эти игры можно следующим образом. Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы. Игру можно разворачивать перед детьми, как сказку в картинках.

2 Интегрированные игровые занятия.

Интеграции поддаются следующие виды деятельности: развивающие игры плюс математика и экологическое образование, развивающие игры плюс развитие речи и математика, развивающие игры плюс математика и предметный мир, и многое другое. Развивающие игры добавляют в эти виды занятий действия с реальным результатом и игровую мотивацию.

Взрослый на таких занятиях выступает в роли организатора поискового процесса, активизирующего память, восприятие, воображение, разные формы

мышления ребенка, часто являясь партнером по игре. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая таким образом к самостоятельности.

3 Совместная игровая познавательная деятельность. Совместная деятельность педагога и детей - это еще одна форма организации детской деятельности, которой следует уделять достаточно много времени в педагогическом процессе.

4 Самостоятельная игровая деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Форма проведения презентации

Выступление на педагогическом совете.

Используемая литература

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А. А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

4. Дыбина О. В. Творим, изменяем,преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий Центр. 2003.

6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – Екатеринбург, 1995.

8. Равиза Ф. В. Простые опыты. – М., 1997.

9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.

Приложение

Публикации по теме:

«Играем с куклами». Занятие с детьми дошкольного возраста«Играем с куклами». Занятие с детьми дошкольного возраста Ребёнок в жизни сталкивается с большим разнообразием красок, форм и других свойств предметов. Это занятие по сенсорному развитию ориентировано.

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Деловая игра для детей старшего дошкольного возраста «Играем в выборы»Деловая игра для детей старшего дошкольного возраста «Играем в выборы» Деловая игра для детей старшего дошкольного возраста «Играем в выборы!» Цель: Знакомить дошкольников с важными событиями, происходящими.

Проект «Играем в театр» (первая младшая группа)Проект «Играем в театр» (первая младшая группа) Паспорт проекта По составу участников – коллективный По целевой установке – коррекционно-познавательный Тип проекта – творческий ВВЕДЕНИЕ.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Играем в ученых» для дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2021 в 07:53
+235Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. Международный день волонтера

 Тема сегодняшнего дня посвящена Международному дню добровольцев во имя экономического и социального развития — именно так звучит официальное название международного праздника «День волонтера». Этот день...

5 декабря. Всемирный день почв

Загрязнение почв – из-за быстрого роста населения планеты и растущего применения всевозможных химикатов – это всемирная проблема, которая незаметна, но касается каждого человека без исключения. Об этом и...


Горячие темочки