Артемьева Татьяна
Проект по использованию игровых средств, методов в системе лого-коррекционной работы «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
Содержание:
Раздел I
Информационная часть
1. Паспорт проекта
Раздел II
Содержательная часть
1. Аннотация проекта
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.
3. Цель и задачи проекта
4. Новизна проекта и практическая значимость
6. Ожидаемый результат
7. Эффективность данных результатов
8. Участники проекта
9. Продолжительность проекта
10. Этапы работы
Публикация «Проект по использованию игровых средств, методов в системе лого-коррекционной работы „Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Логопедия. Работа логопеда
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
11. План работы с детьми и их родителями по проекту
12. Список литературы
Паспорт проекта
Название проекта «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».
«Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе лого - коррекционной работы».
Тип проекта - Краткосрочный, практико-ориентированный.
Аннотация проекта
Данный проект направлен на оказание развивающей коррекционной
логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов.
Проект рассчитан на детей 5 - 7 лет, посещающих логопедическую группу № 4 корпус 2 в дошкольном учреждении.
Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем «носит открытый характер» : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, мною запланирована работа по разработке, изготовлению и использованию игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
Актуальность
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра». (А. С. Макаренко)
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, которая становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
В своей работе я встретила немало детей с чувством неуверенности, ущемленности от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение:
- игра для них - учеба, игра для них - труд,
- игра для них - серьезная форма воспитания». (Крупская Н. К.)
Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки легче закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Все эти факты послужили разработке данного проекта. Я решила разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе, увлекая детей и их родителей.
Цель:
Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.
2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях.
3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.
Новизна
Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми, как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Ожидаемый результат
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.
3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.
4. Презентация проекта.
Эффективность данных результатов
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;
- положительная оценка со стороны родителей;
- приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей.
Участники проекта :
Участники проекта : дети 5 – 7 лет, родители, учитель-логопед.
Этапы работы :
1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Обсуждение проекта с родителями в индивидуальной форме.
4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
5. Приобретение, изготовление и разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.
План работы с детьми и их родителями по реализации проекта
1. Подготовительный
11. 09. 2024 г. - 25. 09. 2024 г. – Индивидуальная работа с родителями «Знакомство с проектом».
2023 – 2024 уч. г. – Изучение методической литературы, приобретение, изготовление и разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.
26. 09. 2024 г. - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка».
26. 09. 2024 г. – Родительское собрание «Роль игры в развитии речи детей»
(Знакомство с направлениями логопедической работы с детьми).
2. Практический
28. 09. 2024 г. - Сочинение стишков, рифм совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – подготовительная группа.
01. 09. 2024 г. - 31. 12. 2024 г. – Корректировка и проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи.
01. 09. 2024 г. - 10. 11. 2024 г. – Изготовление ростовой куклы «Незнайка».
28. 09. 2024 г. – Занятие-развлечение «Кто такой Незнайка».
02. 10. 2024 г. – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков.
02. 10. 2024 г. - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (Дидактическая игра «Три мышки»).
05. 10. 2024 г. - Создание индивидуальных папок для родителей «Поучай, играя».
09. 10. 2024 г. – Игра с детьми подготовительной группы «Чудо – перчатки». Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
12. 10. 2024 г. – Папка – родительский уголок «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей».
15. 09. 2024 г. - 31. 12. 2024 г. - Индивидуальные и подгрупповые игры с детьми с использованием настенной, многофункциональной панели ( Дидактические игры: «Что звучало?», «Поймай и определи звук», «Скажи и послушай», «Подуй на осенний листик, облако», «Составь букву», «Кто в домике живет?», «Помоги зайке», «Реши задачку» и т. д.
15. 09. 2024 г. - 29. 12. 2024 г. Изготовление ментальной карты «Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень». Изготовление картинок на магнитной основе для проведения игр по развитию фонематических процессов.
15. 10. 2024 г. – Занятие – развлечение «К нам пришел Незнайка учиться».
3. Заключительный
15. 12. 2024 г. - Презентация «Мы, играя, не скучаем, ещё лучше понимаем».
11. 12. 2024 г. - 22. 12. 2024 г. - Отчёт о реализации проекта, показ индивидуальных занятий с детьми родителям.
01. 09. 2024 г. - 31. 12. 2024 г. - Обновление развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя - логопеда.
Список литературы:
1. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004
2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб. : Литера, 2008.
4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М. : Центр Полиграф, 2005.