Амплеева Рахиля
Проект «Игры и игрушки» (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность проекта : Игры и игрушки входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Тема проекта «Игры и игрушки» выбрана нами не случайно. Ведь именно с игр и игрушек начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Публикация «Проект „Игры и игрушки“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Одной из главных задач нашего Муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» является совершенствование организации работы в образовательной области «Речевое развитие», что и послужило созданию проекта «Игры и игрушки». Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Проект обусловлен созданием оптимальных условий для полноценного проживания детства дошкольниками, современными условиями эстетического воспитания детей, формированием основ базовой культуры личности, всесторонним развитием психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни в современном обществе, а также созданием условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста.
Тип проекта : педагогическое проектирование.
Проблема: В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Сроки реализации: краткосрочный (ноябрь-январь)
Возрастная группа : 2-3 лет
Цель проекта : создание условий для речевого и эмоционального развития дошкольников в процессе ознакомления с одним из жанров устного народного творчества – потешками, играми и игрушками.
Задачи проекта :
1. Развивать:
- активную речевую деятельность детей (монологическую, диалогическую форму связной речи);
-эмоциональную отзывчивость, воображение дошкольников при использовании потешек;
-мышление, умение «подхватывать» знакомые строки потешек, передавать мимикой и жестами её содержание;
-мелкую моторику рук.
2. Воспитывать:
-доброжелательные отношения между дошкольниками при использовании потешек.
-эстетический вкус дошкольников при использовании потешек;
-желание самостоятельно повторять знакомые потешки;
-звуковую культуру речи.
3. Формировать:
-грамматический строй речи, приемы речевой и умственной деятельности дошкольников, необходимые для дальнейшего развития устной речи детей;
-словарь детей;
4. Содействовать
-вовлечению детей и родителей в совместную речевую и творческую деятельность.
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура, безопасность
Участники проекта : воспитатель, дети 2-3 лет, родители.
Ресурсное обеспечение:
научно – методическое: сборники потешек, песенок, стихов, коротких рассказов, игрушки, картотека динамических минуток, пальчиковых игр, методические пособия по речевому развитию детей 2-3 лет, демонстрационные карточки, плакаты, иллюстрации, сюжетные и предметные картинки, центр с игрушками в групповой комнате.
Возрастные психофизические особенности детей 2-3 лет
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет). В этом возрасте у детей активно развивается речь.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
План реализации проекта :
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
организационный этап Изучение проблемы, определение цели, задач. Поиск решения задач проекта ноябрь,2018 г.
этап апробации Работа с детьми
Практическая деятельность по реализации цели проекта, планирование совместной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
ноябрь,2018 г. декабрь,2018г.
Работа с родителями
Теоретическая осведомленность родителей по теме проекта Повышение уровня педагогической компетентности родителей по теме проекта ноябрь,2018 г. Январь,2019 г.
этап аналитический
Диагностическое обследование (вторичное) Определить эффективность проектной деятельности. ноябрь2018г. В течении недели до начала проекта.
заключительный этап Размещение информации и фотографий на сайде ДОУ Апробация опыта среди общественности
январь, 2019 г.
Перспективный план работы с детьми
по проекту «Игры и игрушки»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры : «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы» и т. д.
5. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь. '» и т. д.
6. Изготовление руками детей оладушек, пряничков, крендельков для героев потешек, фруктов и ягод для кукол, морковки для зайчика, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками : «Новогодние огоньки», «Дождик, лей, лей, лей…», «Снежинки, как пушинки», «Петушок».
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Игровая деятельность Дидактические игры : «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла Катя идет на прогулку»,
Рисование «Раскрасим коню хвост», «У меня живет котенок», «Идет дождь» (пальчиками, «Петушок» (ладошкой).
Лепка «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка», «Кузовок для лисы», «Угостим Петушка горохом».
Конструирование «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»
Ознакомление с художественной литературой Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска брысь!».
Театрализованная деятельность Драматизация потешек «Огуречик, огуречик…». Игры-ситуации : «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «СЧорока-белобока», «Водичка, умой мое личико».
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега.
Экспериментирование с водой и снегом. Знакомство с овощами (огурцом). Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках».
Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.
Физическое развитие Динамические паузы «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси два веселых».
Подвижные игры : «Ладушки - ладушки», «Заинька, выйди в сад», «Зайка беленький сидит…», «Идет коза рогатая».
Музыка Попевки: «Петушок, петушок, подари мне гребешок…»,
«Дин-дон, дин-дон, что за странный перезвон…», «Кошкин дом».
Песни: «Серенькая кошечка», «Жили у бабуси два веселых гуся», «вот мой Бобик – славный пес».
Тематическое планирование (ноябрь–январь)
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками;
2. Чтение потешек детям дома;
3. Заучивание потешек вместе с детьми;
4. Индивидуальные консультации и беседы по проекту;
5. Родительское собрание по результатам проекта.
Формы подведения итогов реализации проекта : наблюдение за процессом речевой деятельности детей, сравнение результатов в начале учебного года и в середине года. Выставки детских работ, показ творческой деятельности.
Индивидуальные консультации и беседы для родителей дошкольников, родительское собрание с презентацией опыта.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Умение детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки.
• Повторяют за воспитателем слова и фразы из потешек.
• Формирование грамматический строй речи.
• Развитие монологическую и диалогическую речь детей.
• Развитие мелкой моторики рук детей.
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
• Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. Н. Елисеева «Хрестоматия для маленьких».- М., 1987.
2. Лыкова И. А Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : Издательство «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. - 208с.
3. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду».- М., 1993;