Татьяна Семененко
Проект «Игры наших бабушек и дедушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект.
«Народные игры наших бабушек и дедушек»
Вид проекта : Творческий, информационный
Продолжительность: краткосрочный (январь- апрель)
Участники проекта : дети всех возрастных групп, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Руководитель проекта : Заместитель заведующей по методической работе.
Образовательная область: Физическое и музыкальное развитие и оздоровление.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Игры наших бабушек и дедушек“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры наших бабушек и дедушек
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Русские народные игры для детей – это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции, «упражнялки» для подготовки к взрослой жизни.
Чем хороши русские игры для детей? Это включенность в процесс «Здесь и сейчас», отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. А еще в игре развивается фантазия ребенка, и он легче приучается к правилам. Играть нужно обязательно! А в русские народные игры, тем более!
Но русская народная игра для детей несет еще и дополнительное значение. Она приобщает к культуре русского народа, формирует принадлежность к нему. И хотя в наш информационный, технологический век русская народная игра для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо. Дома, на ближайшей детской площадке, во дворе и т. д.
Русские народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации. Патриотические чувства, в конце концов возникают!
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать историю Российского государства, традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. не только как жанр
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и разнообразное по своему содержанию.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Важная проблема:
- как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь;
- как в игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость; прививать такие качества, как уверенность в себе, доброжелательность. Внимательность, открытость;
- как заинтересовать детей играми своих бабушек и дедушек.
Цель проекта :
Расширить и закрепить знания детей о русских подвижных и хороводных играх наших предков.
Создавать условия для становления основ нравственно- патриотического сознания.
Задачи:
- изучить литературу и другие информационные источники о русских подвижных и хороводных играх;
- познакомить с разными типами народных игр;
- воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков;
- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Реализация проекта :
1. Подготовительный этап (февраль)
- выявить основные проблемы, сформировать идеи по их решению. С целью расширения теоретических знаний педагогов подобрать специальную методическую литературу;
- актуализация темы;
- выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми;
- составление плана мероприятий.
2. Основной этап – этап реализации (март)
Совместно с родителями и детьми изучаем выбранную тему через:
- подбор информации в книгах, журналах;
- рассказы бабушек и дедушек об играх их детства;
- рассказы воспитателей групп, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
1. Работа с детьми:
Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Рассматривание иллюстраций альбома «Русские народные подвижные игры»
Познавательное занятие «Игры наших бабушек и дедушек»
Разучивание правил русских народных игр
Разучивание русских народных считалок.
Выставка детских рисунков «Играем в бабушкины игры»
Конкурс «Кто больше знает народных игр?»
Спортивное развлечение «Играем вместе»
Музыкальный праздник «Масленица»
Итоговое музыкально- спортивное развлечение «Россия – Родина моя!»
2. Работа с педагогами:
Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем.
Привлечь внимание детей к содержанию игр (все группы)
Научить детей самостоятельно и с удовольствием играть
Знакомство с разными типами игр (презентация инструктора по физической культуре)
Беседа «Русские подвижные игры» (все группы)
Консультация «Народные календарные игры» (инструктор по физической культуре)
Подбор литературы (все группы)
Оформить картотеки: «Русские народные подвижные игры»
«Русские народные считалки». (инструктор по физической культуре)
«Русские народные хороводные игры» (музыкальный руководитель)
Провести мастер – класс: «Русские народные подвижные игры» (инструктор по физической культуре)
«Русские народные хороводные игры» (музыкальный руководитель)
Оформить альбом в группе «Игры наших бабушек и дедушек» (воспитатели).
Консультация: «Русские народные игры – дошкольникам» (инструктор по физической культуре)
3. Работа с родителями:
Родители могут активно участвовать в значимом для них процессе.
Памятка «Роль подвижной игры в воспитании детей» (воспитатели старшей группы)
Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьей» (родители, дети)
Консультация «Роль русских игр в жизни детей» (воспитатели средней группы)
Беседа «Организация подвижной игры на воздухе» (воспитатели всех групп)
Круглый стол. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта (Все группы)
Беседа «Влияние спортивных игр на физическую подготовку детей» (подготовительная группа)
Папка – передвижка «Подвижная игра – наше богатство» (инструктор по физической культуре)
Физкультурный досуг «Играем вместе» (инструктор по физкультуре, воспитатели, дети, родители)
«Народная игра – это школа воспитания» - папка-раскладушка в подготовительной группе (Инструктор по физической культуре)
Музыкальный праздник «Масленица» (музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители)
Спортивно – музыкальный праздник «Россия – родина моя!» (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, дети, дедушки и бабушки)
3. Заключительный этап (апрель)
-провести анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями;
- оформление презентации
- итоговое мероприятие.
Ожидаемый результат:
Проект разрешил проблему, реализовал поставленные задачи.
Дети научились играть в русские народные игры, самостоятельно выбирать игру, самостоятельно контролировать выполнение правил игры.
У детей развился интерес к русским народным играм
Родители с огромным желанием приняли участие в беседах, досуге и праздниках.