МААМ-картинки

Иинформационно-познавательный проект «Золотая хохлома»

ирина Васькина
Иинформационно-познавательный проект «Золотая хохлома»

Тип проекта : информационно – познавательный.

Вид проекта : групповой, краткосрочный.

Проблема: в настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм.

Цель: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.

Публикация «Иинформационно-познавательный проект „Золотая хохлома“» размещена в разделах

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Формы и методы реализации проекта :

• Экскурсия на выставку изделий хохломской росписи (в детском саду) методический кабинет.

• Рассматривание хохломских изделий, репродукций, рисунков.

• Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)

• Чтение и заучивание стихов, исполнение частушек о Хохломе.

• Беседа с детьми о Хохломском промысле.

• Выставка изделий Хохломских мастеров.

• Дидактическая игра «Народные промыслы».

• Роспись бумажных силуэтов – ложки, доски.

План деятельности по достижению цели:

• Изучить материал по истории хохломского промысла.

• Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с хохломой.

• Подобрать иллюстративный материал, детскую педагогическую литературу по теме.

• Оборудовать уголок народного творчества.

Подготовить практический материал: таблица с основными элементами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия мастеров хохломы.

• .

• Консультации для родителей «Хохлома»

Реализация проекта :

Деятельность детей.

1. Разучивание стихов о хохломе : «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома», «У красы точеной».

2. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о хохломе.

3. Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды

4. Рассматривание хохломских изделий.

5. Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:

1. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.

2. Оборудовать уголок народного творчества.

3. Совместные выставки работ детей и родителей.

4. Чтение и заучивание стихотворений, пословиц, частушек о хохломе.

5. Рисование по теме «Хохлома, хохлома».

Итоги проекта.

1. Оформление выставки детских работ.

Программное содержание:

• Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Ориентировать детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

• Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

• Развивать умение, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

• Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

• Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия, аудиозапись русской народной музыки; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.

Предварительная работа:

• Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

• Чтение.

• Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Хохлома», Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

• Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

• Загадывание загадок.

• Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи.

Познавательный рассказ воспитателя.

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Хохломские краски. Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи. Перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы

У красы точеной сарафан парчовый

По волнам узора яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Как же появилось это диво дивное – «Золотая Хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома».

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение Комбинированного вида ДОУ № 22 г. Липецка.

ПРОЕКТ «Золотая Хохлома»

Воспитатели: Бочарова И. Ю.

Свиридова Н. В.

Г. ЛИПЕЦК 2015

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» Конспект НОД по О. О. «Художественное творчество» по рисованию по Теме: «Хохлома, хохлома, золотая хохлома!» Цель: Закрепить знания об особенностях.

Информационно-познавательный проект «Космос»Информационно-познавательный проект «Космос» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Иинформационно-познавательный проект «Золотая хохлома»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 10:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД