Проект по музыке «Инструменты говорят, словно реченьки журчат» для детей старшего дошкольного возраста

Анна Курилова
Проект по музыке «Инструменты говорят, словно реченьки журчат» для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Инструменты говорят, словно реченьки журчат" для детей старшего дошкольного возраста

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский

Проект по музыке «Инструменты говорят, словно реченьки журчат» для детей старшего дошкольного возраста

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Для полноценного развития и становления личности ребенку необходимы гармония с окружающим миром, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка – это его мама, комната, семья, родные, затем это детский сад, в котором он начинает дружить, учиться, взаимодействовать с окружающими людьми и природой по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство – собственную народную культуру, которая отражается в его искусстве, правилах и обычаях жизни, традициях, любимых преданиях и сказках, мудрых мыслях, быту и верованиях, любимых праздниках.

Уже в самом раннем детстве у ребенка должны закладываться основы нравственности и духовности, формироваться первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства, потому что в этом возрасте дети начинают осознавать себя частью ценного культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициями.

Музыкальная культура русского народа является кладезем его духовного прошлого, почвой, на основе которой происходитвоспитание патриотических чувств у детей и формируются нравственные ценности. Народные музыкальные инструменты, бытующие на Руси, постоянно сопровождали жизнь русского народа, отражали его культуру и самобытность. Поэтому знакомство с русскими народными инструментами может послужить началом нравственного развития детей, приобщения их культурному наследию своего народа и станет неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота.

Чтобы воспитать такие чувства, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру нации. Задача педагога – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее и добрее.

Как показывает практика, эффективным методом в условиях дошкольного образовательного учреждения является проектная деятельность, открывающая большие возможности для формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами был разработан и реализован проект «Инструменты говорят, словно реченьки журчат!», участниками которого стали педагоги, дети, и родители. Проект осуществлялся с учетом «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», в основе которого лежит принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Цель проекта – приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, способствующее формированию нравственно-патриотических чувств.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства любви, уважения и гордости за свою Родину при знакомстве с русскими народными музыкальными инструментами.

2. Познакомить детей с разными группами русских народных инструментов (струнными, духовыми, клавишно-пневматическими и ударными);научить приемам игры на русских народных ударных инструментах (деревянные ложки, трещотки, ксилофон, бубен, колокольчики, бубенцы, рубель, коробочка).

3. Привлекать родителей к возрождению народных семейных традиций через совместную музыкально-досуговую деятельность, активизировать интерес к русским народным инструментам.

Реализация данного проекта предусматривала решение воспитательных и образовательных задач в рамках непрерывной образовательной деятельности, в организации совместной с родителями музыкально-досуговой деятельности, во взаимодействии с музыкальной школой, в самостоятельной деятельности воспитанников, а также в подготовке и проведении праздника для детей старшего дошкольного возраста.

Для планомерной организации работы над проектом были разработаны три этапа.

На первоначальном этапе была проведена диагностика степени сформированности нравственно-патриотических чувств детей, состоящая из нескольких мероприятий: бесед с детьми и диагностических заданий. В ходе бесед было выявлено, что дети затрудняются дать определение слову Родина (34%, не знают ее народных умельцев и чем она прославилась (58%, не могут сформулировать, за что ее любят (69%). Однако отрадно, что большинство детей (87%) хотели бы сделать что-то полезное для своей страны. При выполнении диагностических заданийу 62% детей был выявлен низкий уровень знаний о русских народных инструментах, у 31% - средний.

С целью выявления мнения родителей по проблеме воспитания нравственно-патриотических чувств средствами народной культуры у детей старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование, результаты которого показали, что 76% родителей считают нужным изучение русской народной культуры, 83% родителей положительно относятся к празднованию народных праздников в ДОУ. Однако тревожно, что всего 17% родителей в домашних условиях обращается к русской народной музыкальной культуре, практически не слушают музыку (всего 8% любят слушать) и не поют народных песен (поют 23%, отдавая предпочтение современной эстраде.

Данные диагностики послужили причиной необходимости формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными инструментами.

Также на данном этапе была создана «Дидактическая копилка», целью которой была систематизация информации о русских народных инструментах (история создания, внешний вид, особенности звучания и т. д.). В нее вошли каталог и запись произведений для слушания в исполнении русских народных инструментов, художественные иллюстрации «Русские народные инструменты в живописи», потешки, загадки, пословицы, стихи и песни о русских народных инструментах, игры и сказки с их участием.

На втором этапе были реализованы основные мероприятия по проекту.

Чтобы привлечь внимание детей по теме русских народных инструментов, необходимо создать в окружении ребенка богатую развивающую предметно-пространственную среду. Нами был оформлен в группе музыкальный уголок, содержащий русские народные инструменты (рубель, ложки, трещетки, колокольчики, бубен, свирель, румбы, литературный материал для чтения детям, картины и иллюстрации, а также СD-диски со звучанием русских народных инструментов. А раскраска «Русские народные инструменты», составленная для каждого дошкольника, вызвала живой интерес и в дальнейшем способствовала закреплению знаний о внешнем виде и названии музыкальных инструментов.

В музыкально-образовательной деятельности дошкольники познакомились с русскими народными инструментами: балалайкой, гуслями, свирелью, трещотками, рубелем, бубенчиками, ксилофоном и т. д. Также была разработана и проведена интегрированная образовательная деятельность по темам «Деревянные ложки для Скоморошки», «Путешествие в Тулу», в ходе которых дети узнали историю создания каждого инструмента, их мастеров, познакомились со спецификой звучания и особенностями внешнего вида, а также поиграли в игры с их участием. При знакомстве с русскими народными инструментами ребята также узнали о некоторых народных ремеслах, окунулись в атмосферу старины на Руси. Кульминационным моментом интегрированных занятий явились проблемные ситуации для воспитанников, решение которых потребовало от детей проявления таких нравственных качеств, как сопереживание, взаимопомощь, забота. Они послужили своеобразной причиной для продуктивной деятельности – изготовления народных инструментов (гармошки и хохломской росписи ложек). В ходе этих работ ребята научились взаимодействовать и договариваться, проявили большое терпение и уважение друг к другу.

В информационном уголке для родителей была оформлена папка-передвижка по теме «Русские народные инструменты своими руками», содержащая полезную информацию о том, как легко и просто в домашних условиях изготовить простейшие музыкальные инструменты, на которых играли на Руси наши предки.

Чтобы у детей старшего дошкольного возраста полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями, необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое. Воспитание любви и уважения к Родине должно идти через приобщение детей к русскому народному творчеству. В непрерывной образовательной деятельности по музыкальному и познавательному развитию ребята познакомились со сказками, где встречаются инструменты (гусли – в русской народной сказке «Кот, дрозд и петушок» и «Царица-гусляр», деревянные ложки – в «Жихарке», бубен, балалайка в сказке Г. Юдина «Лесные музыканты», гармонь в сказке «Гармошка для крокодила») разучили потешки и поиграли в рече-двигательные игры с имитацией игры на инструментах. Большой интерес вызвал просмотр мультфильмов-сказок с озвучиванием русского народного оркестра, где ребята закрепили на слух звучание отдельных инструментов. Закреплению внешнего вида русских народных инструментов повлияло обращение к художественным иллюстрациям, в ходе просмотра которых дети называли знакомые музыкальные инструменты и с воодушевлением рассматривали народные костюмы музыкантов и их быт.

Для более полного закрепления знаний детей о русских народных инструментах было организовано сотрудничество с детской музыкальной школой. Это взаимодействие происходило последовательно в две встречи: сначала поход воспитанников в детскую филармонию, затем состоялась творческая встреча-презентация народных инструментов музыкантами ДМШ в ДОУ. В театрализованном концерте, состоявшемся в детской филармонии, ребята не только услышали живой звук и увидели вживую русские народные инструменты, но также узнали, чтобы научиться играть – нужно много трудиться. А во время творческой встречи-презентации в ДОУ воспитанникам была дана возможность исследовать инструменты балалайку и домру, попробовать самим извлечь звук на них. У дошкольников осталось много впечатлений от этих встреч, они делились ими друг с другом и своими родителями.

Чтобы сформировать у детей уважение к традициям и обычаям, лежащим в основе русской национальной культуры, сделать образовательный процесс результативным, необходимо их воссоздание и внедрение в проект. В октябре совместно с родителями был организован музыкально-игровой досуг «Осенние посиделки», где родители были не просто зрителями, а непосредственными участниками мероприятия, полноценными «артистами». В ходе «Осенних посиделок» дети и родители познакомились с народными традициями встречи осени на Руси. Проведение совместных игр, хороводов, постановка родителями сказки «Теремок» с использованием русских народных ударных инструментов послужило сплочению семей, позволило ребятам гордиться своими мамами и папами, вызвало положительный эмоциональный отклик у всех участников мероприятия. Вечер прошел в веселой, дружелюбной обстановке, воспитанники и их родители чувствовали себя раскрепощено, шутили и играли.

Воспитанию любви и уважения к Родине способствуют праздничные утренники. Кульминационным моментом данного проекта стала презентация фольклорного праздника «Ярмарка», где воспитанники показали свои умения игры сольно, в ансамбле и оркестре на русских народных инструментах, продемонстрировали знания их тембров. С каждым ребенком была проведена большая работа, в результате которой все дети хорошо справились со своими ролями и грамотно исполнили свои партии. Юные артисты выступили в детском саду для своих родителей, а также порадовали своим выступлением гостей на городском методическом объединении.

Проявлению чувства гордости за свою семью послужило оформление детьми выставки семейных деревянных ложек. Ребята с восторгом рассказывали о своих ложках, принесенных из дома, делились историями с ними в своей жизни и с удовольствием слушали друг друга. Оформленная выставка закрепила знания детей о деревянных ложках и их видах.

Результатом продуктивной деятельности в проекте стало оформление объемного коллективного коллажа «Музыканты на Руси», куда вошли работы воспитанников – изготовленные на интегрированных занятиях русские народные музыкальные инструменты. Данная композиция стала ярким украшением группы старших дошкольников.

Таким образом, в ходе реализации проекта дети старшего дошкольного возраста приняли участие в исполнительской, познавательной, продуктивной и творческой деятельности, окунулись в истоки русской народной культуры, что повлияло на формирование их нравственно-патриотических чувств.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Инструменты говорят, словно реченьки журчат»

Вид проекта: познавательно-практико ориентированный

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, дети и преподаватели детской музыкальной школы

Срок реализации: средне-срочный (сентябрь – октябрь 2014 года)

Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, способствующее формированию нравственно-патриотических чувств.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувств любви, гордости к своей Родине при знакомстве с русскими народными музыкальными инструментами.

2. Познакомить детей с разными группами русских народных инструментов (струнными, духовыми, клавишно-пневматическими и ударными); научить приемам игры на русских народных ударных инструментах (деревянные ложки, трещотки, ксилофон, бубен, колокольчики и бубенцы, рубель, коробочка).

3. Привлекать родителей к возрождению народных семейных традиций через совместную музыкально-досуговую деятельность, активизировать интерес к русским народным инструментам для дальнейшего изучения с детьми.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

• проведение первоначальной диагностики;

• создание методического обеспечения для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами «Дидактическая копилка» (каталог и запись произведений для слушания в исполнении русских народных инструментов, художественные иллюстрации «Русские народные инструменты в живописи», потешки, загадки, стихи и сказки с русскими народными инструментами);

• разработка интегрированных занятий по знакомству детей с русскими народными инструментами;

• развитие сотрудничества с ДМШ (детской филармонией) по теме «Русские народные музыкальные инструменты»;

2 этап – практический

Реализация основных мероприятий по проекту:

• оснащение предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности дошкольников (оформление музыкального уголка, составление раскрасок «Русские народные инструменты» для каждого дошкольника);

• проведение интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста;

• знакомство с художественными произведениями, где речь идёт о русских народных музыкальных инструментах (сказки, загадки, потешки, просмотр художественных иллюстраций и мультфильмов;

• посещение детской филармонии по теме «Русские народные инструменты»;

• творческая встреча-презентация народных инструментов (балалайки и домры) музыкантами ДМШ в ДОУ;• проведение музыкально-игрового досуга «Осенние посиделки» с родителями и детьми;

• презентация фольклорного праздника «Ярмарка»;

• оформление папки-передвижки для родителей «Русские народные инструменты своими руками» в информационном уголке;

• привлечение родителей к сбору семейных деревянных ложек;

• изготовление русских народных инструментов старшими дошкольниками в продуктивной деятельности.

3 этап – заключительный

• выставка семейных деревянных ложек;

• оформление объемного коллективного коллажа «Музыканты на Руси»;

• повторная диагностика.

Результатом работы проекта «Инструменты говорят, словно реченьки журчат» по нравственно-патриотическому воспитанию средствами народной культуры стало то, что дети в большей степени стали испытывать чувство любви и гордости за свою Родину и ее достижения, уважать народ, прославивший ее своими умениями и талантами. У ребят появились предпосылки к добрым делам и поступкам на благо нашей страны, желание сохранять ее богатства. Дети научились бережно относиться к предметам национальной культуры – русским народным инструментам. Совместная продуктивная деятельность, участие в празднике и посиделках разительно повлияли на нравственные качества детей: они стали более внимательно и чутко относиться друг к другу, научились сопереживать и оказывать помощь, ценить и дорожить людьми.

Дошкольники стали проявлять большой интерес к русской народной культуре, стали задавать больше вопросов об особенностях ее быта, народных праздниках, костюмах. В результате реализации проекта значительно расширился кругозор дошкольников, они узнали о народных промыслах, традициях. Неподдельный интерес у детей вызвало знакомство с русскими народными инструментами. У старших дошкольников появились знания об истории возникновения музыкальных инструментов и их создателях (народе, внешнем виде, они научились их классифицировать, различать по слуху особенности звучания. Также ребята успешно освоили первоначальные навыки игры на русских народных ударных инструментах, научились играть на них сольно и в оркестре. В повседневной жизни они используют разученные на музыкальных занятиях игры с использованием русских народных инструментов, а также с удовольствием музицируют в группе в свободное время.

Родители детей старшего дошкольного возраста расширили кругозор о русских народных традициях, с воодушевлением освоили элементарные навыки владения русскими народными ударными инструментами, проявили творческие способности и инициативу в дальнейшем совместном изучении русской народной культуры в домашней обстановке (стали больше читать народных сказок, потешек, слушать вместе с детьми народную музыку). Большой популярностью пользуются диски «Инструменты говорят, словно реченьки журчат», созданные для домашнего прослушивания. Также родители обратили свое внимание на русскую народную музыкальную культуру, оказывающую огромное влияние на нравственное развитие их детей, о чем свидетельствуют их многочисленные отзывы. Некоторые из них координально поменяли свое мнение в надобности воспитания дошкольников народной культурой, отметив последнее необходимостью.

Участие педагогов в проекте способствовало расширению их кругозора и повышению профессиональной компетенции. Они стали владеть информацией об истории создания русских народных музыкальных инструментов, об одаренных мастерах и музыкантах, о цене их труда. Совместно со своими воспитанниками овладели навыками игры на музыкальных инструментах и стали побуждать детей к самостоятельным занятиям музыкой. В дальнейшем педагоги смогут ориентировать родителей на приобщение их детей к русской народной культуре.

Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.

Всему этому способствовала систематическая работа с детьми и сотрудничество с родителями. Надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.

Публикации по теме:

Аудиовизуальное пособие «Русские народные музыкальные инструменты» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16 Аудиовизуальное пособие «Русские народные музыкальные инструменты».

Конспект НОД «Словно яркая раскраска, в детский сад явилась Пасха!» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Словно яркая раскраска, в детский сад явилась Пасха!» для детей младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по музыке в группе старшего дошкольного возраста «Зимушка — зима» ЦЕЛЬ: Создать условия для воспитания чувства любви к музыке о природе. Проблема: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.

Педагогический проект по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Опасные предметы» Название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности» (Опасные предметы) Тип проекта: познавательно-исследовательский Возраст детей:.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам» Вид проекта: иследовательско-познавательный Продолжительность:неделя Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Содержание Введение…. 3 План мероприятий по реализации проекта… 6 Ожидаемый результат проекта…. 9 Список литературы …. 10 Приложения.

Проект «Моя Родина — Якутия» для детей старшего дошкольного возраста Аннотация Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств,.

Проект «Путешествие в прошлое» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Фокино «Детский сад комбинированного вида “Теремок”» на тему:.

Сценарий пасхального праздника для детей старшего возраста «Словно яркая раскраска, в детский сад пришла к нам Пасха» Цели: Духовно - нравственное воспитание детей, развитие лучших качеств, свойственных русскому человеку - отзывчивости, сострадания, доброты,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Проект по музыке «Инструменты говорят, словно реченьки журчат» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 19:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...
Сценарий новогоднего развлечения для подготовительной группы «Новогоднее путешествие...
Звучит музыка «Замела метелица город мой» Гул самолета Голос диспетчера:Внимание пассажиров рейса №2019 авиакомпании Детский сад №3 аэро просим пройти...
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...
Видео и мастер-класс «Снеговики»
Снеговики ( поэтапный урок рисования № 7) Нашествие снежных человечков 4+ Смотрите в нашем видео, как легко и увлекательно нарисовать снеговиков...