Проект исследовательской деятельности в старшей группе «В царстве Снежной королевы»

Ольга Бунтукова
Проект исследовательской деятельности в старшей группе «В царстве Снежной королевы»

Структура проекта.

Проблема:

В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

Актуальность

Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах льда.

Задачи проекта:

Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой находится, окрашивается, растворяет различные вещества);

Подвести детей к пониманию, что лед может приносить людям пользу и радость. Лед может быть и опасен. С ним надо быть осторожными.

Совершенствовать умения сравнивать вещества и делать умозаключения.

Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.

Познакомить детей со способами обследования.

Формировать правила безопасности со льдом.

Этапы проекта

1. Организационный.

Педагог раскрывает детям проблемные вопросы проекта.

Проблемные вопросы:

Почему лед бывает разной формы?

Что быстрее тает снег или лед?

Как определить прозрачность льда?

Что можно носить в сите?

Как сделать лед не скользким?

Можно ли лед согнуть, разделить на куски?

Можно ли прозрачный лед, сделать цветным?

Как можно сделать ледяной вулкан?

Как сделать азбуку Снежной королевы?

Оборудование

Лед разной формы: из замерзшей бутылки, из разных ёмкостей для льда, сосулька, глыба льда со снегом; вода комнатной температуры, вода теплая, емкости для воды разной формы, молоточки, деревянные палочки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, снег, песок, карандаши, фломастеры, пластмассовые буквы, пуговицы, сито, сода;

Задачи этапа с детьми:

Повышать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание высказывать свое мнение на поставленные вопросы;

Задачи этапа с родителями:

Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.

2. Планирование деятельности.

Продумывание экспериментальной деятельности

Подбор репродукций художников

Подбор стихов и рассказов о красоте зимы и о льде

Художественная деятельность с детьми

Экскурсия в снежный городок

Изготовление презентации «В царстве Снежной королевы»

Подбор музыки «Звуки природы»

Разработка анкеты для родителей

Составление кроссворда «Секреты Снежной Королевы»

Деятельность с детьми: разучивание стихов о зимних явлениях

участие в экспериментальной деятельности.

Деятельность с родителями: – предложить найти в интернет ресурсах интересные опыты со льдом (marina@razvivash-ka.ru)

Показ интересных опытов со льдом детям в детском саду.

Выставка консультаций: «Давайте поиграем!» (занимательные опыты с водой);

«Как сделать прогулку зимой интересной».

Оформление фотовыставки «В царстве Снежной королевы» (семейные фото на фоне снежных и ледяных скульптур)

Анкета «Поисково-исследовательская деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей».

Реализация проекта

Социализация

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зимние забавы», «Из чего мы сделаны?»

Загадки о зимних видах спорта

Размышление: «Как лед человеку помогает?»

Познание

Наблюдение за: состоянием погоды, за снегом и льдом, за явлениями природы: иней, снег, гололед, наст, метель.

Исследовательская деятельность

Надавливают, сжимают, сгибают лед

Стучат по льду и распиливают его

Держат, греют лед в руках

Сравнение что быстрее тает в помещении и в воде (снег или лед)

Сравнивают на вес (снег и лед)

Сравнивают на твердость (снег и лед)

Сравнивают на прозрачность с помощью пуговицы (снег, лед, вода)

Определяют, что можно носить в сите

Сравнивают на плавучесть (снег, лед, деревянная пластина)

Окрашивают воду для замораживания

Окрашивают лед красками

Украшают деревья и кусты цветными льдинками

Определяют, дружат ли соль и лед?

Определяют, как сделать азбуку для Снежной королевы

Как действует ледяной вулкан?

Проведение детьми опытов и их фиксация:

Алгоритм:

1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (отмечают: вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась)

2. Держат и греют лед в руках, кладут лед на батарею, льют на лед холодную воду, льют на лед теплую воду. Отмечают: лед твердый, холодный, прозрачный, принимает различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем в холодной. На батарее лед тает еще быстрей.

3. Стучат по льду молоточками и деревянными палочками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем. Отмечают: лед твердый и хрупкий, его можно расколоть и распилить.

4. Насыпают на лед соль. Отмечают: соль «плавит» лед. Места, где лед треснул, обозначаем краской.

5. Наносят на лед краски для рисования. Отмечают: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху.

6. Просеивают и пытаются носить в сите: снег, лед, воду. Делают вывод: лед в сите носить можно, а воду и снег нет.

7. Определяют, как сделать азбуку Снежной королевы. Рисуют буквы карандашом, фломастером, красками. Опускают в форму для льда пластмассовую букву. Делают вывод: карандаш и фломастер на льду не пишут. Краски растекаются. Пластмассовая буква во льду не растворилась. Азбука Снежной королевы готова. Выкладываем слово «ВЕЧНОСТЬ» и другие слова.

8. Бросают в воду пуговицу, кладут пуговицу под снег и лед. Делают вывод: лед и вода прозрачные, а снег нет.

9. Разводят краски для рисования в воде. Разливают по формочкам. Прикрепляют ниточки-петли. Развешивают цветные льдинки на дерево. Делают вывод: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии.

10. Взвешивают ком снега и кусок льда в руках и на весах. Делают вывод: лед тяжелее снега.

11. Опускают в воду: снег, лед, деревянную пластину. Делают вывод: лед и деревянная пластина держатся на поверхности воды, а снег утонул.

12. Определяют твердость снега и льда, протыкая их палочкой. Делают вывод: снег палочкой протыкается, а лед нет.

13. Растворяют в воде соду и краски. Замораживают. На кусок льда педагог капает разведенную уксусную кислоту. На поверхности появляется пена. Она течет везде, где капали уксусную кислоту. Очень похоже на вытекающую лаву. Чем не вулкан?

14. Располагают снег и лед в группе. Засекают время таяния снега и льда. Делают вывод — снег тает быстрее, чем лед. Опускают снег и лед в воду. Результат видно сразу. Снег тает в воде.

15. Находят на участке скользкие дорожки. Посыпают их песком. Определяют изменения льда. Делают вывод: если лед посыпать песком он не будет скользким.

Коммуникация развитие речи

Рассматривание картин:

«Льды Карского моря» А. Борисов; «Айсберг» Лукин. Б; «Застывшая Волга» И. Панов; «Ледоход на реке Москва» В. Юцков; «Ледокол Ермак» Д. Голубев; «Сосульки» С. Андрияк;

Чтение и заучивание стихотворений о зиме, льде;

Размышление «Сосульки и лед это хорошо или плохо?».

Презентация «В царстве Снежной королевы» (скульптуры изо льда);

Чтение художественной литературы

Чтение стихов А. С. Пушкин: «Опрятней модного паркета», К. Д. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Ледоход»; Н. Некрасов «Славная осень»; и «Мороз Красный нос»; Т. Бокова «Зимушка зима», А. Барто «Весна идет»;

Чтение рассказов: Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», М. Пришвин «Прозрачный лед», И. Надеждина «Снежные слова», И. Соколов Микитов «Зимняя ночь», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

Публикации по теме:

Фотоотчет. Подготовительная группа «Новый год в царстве Снежной королевы»Фотоотчет. Подготовительная группа «Новый год в царстве Снежной королевы» Новый год – это праздник не только для детей, но и взрослых. Праздничное настроение, подготовка подарков, костюмов интересных и веселых.

Фотоотчет о выставке новогодних поделок «В царстве Снежной Королевы»Фотоотчет о выставке новогодних поделок «В царстве Снежной Королевы» Выставка поделок "В царстве Снежной Королевы"ФотоотчетНовогодний праздник не только пора зимних игр и забав, но и время для создания совместных.

Конспект НОД по ФЭМП «В царстве Снежной королевы» (старшая группа) Цель: формирование элементарных математических представлений через сюжетно – ролевую игру. Задачи: Образовательные: способствовать накоплению.

Конспект НОД по математическому развитию «В царстве Снежной Королевы» Задачи: • закреплять умение классифицировать блоки по двум и трем свойствам; • развивать умение детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических.

НОД в старшей группе «В царство Снежной королевы» НОД в старшей группе «В царство Снежной королевы» Программное содержание: - развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности,.

Новогодний праздник в подготовительной группе: «В Царстве снежной королевы» ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Ведущие, Дед Мороз, Снегурочка, Снежинки, Фея, Елочки, Три мальчика, Кай, Герда, Снежная королева, Баба-Яга,.

План-конспект логопедического занятия в подготовительной группе «В царстве Снежной королевы» .

Сценарий новогоднего утренника для подготовительного группы «В царстве Снежной королевы» "В царстве Снежной королевы" Дети под музыку вбегают в зал, встают около стульчиков. Фоном звучит тиканье часов. Ведущий: Новый год уж.

Сценарий праздника «Новогодние приключения в царстве Снежной королевы»Сценарий праздника «Новогодние приключения в царстве Снежной королевы» Действующие лица: Ведущая, Снежная Королева, Дед Мороз, Мешок - взрослые Метелицы, Ёлочки, Куклы, Гусары, Пингвины, Белые Медведи - дети.

Занятие по речевому развитию в старшей группе «Приключения в царстве Снежной королевы» Программное содержание: • Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект исследовательской деятельности в старшей группе «В царстве Снежной королевы»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 18:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Давайте вместе весну позовем!» Фотоотчет
22 марта в нашей группе с утра царило оживление и веселье. Дети, педагоги и родители готовились к встрече весны. Исстари считается, что именно на...
Открытка — аппликация «Кораблик»
У берегов далеких стран Бывал отважный капитан. На корабле, через моря, Он путешествовал не зря. Запутав якорь в парусах, Улыбку прятал он в усах. Среди...
Мастер-класс по изобразительной деятельности в смешанной технике «По волнам...
Приветствую всех друзей и гостей моей странички! Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изобразительной деятельности в рамках изучения лексической темы...
Фотоотчет «День рожденья — праздник детства»
День Рожденья - праздник детства. Из опыта работы музыкального руководителя Вихаревой Н. Н. Что такое День Рожденья? Это радость и веселье, Это...
Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп...
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется работе с родителями....