Папки-передвижки

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

НАТАЛЬЯ САФОНОВА
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Проект

Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Актуальность проекта :

. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Публикация «Проект „Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Значение метода мнемотехники.

Возможность использования в нескольких областях – интеграция

Использование имеющихся методических и дидактических средств, не требующих финансовых затрат;

Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;

.

Цель проекта : Развитие связной речи дошкольников, зрительной и слуховой памяти, внимания.

Задачи проекта :

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

2. Создать материальную базу для использования мнемотехники

3. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников;

4. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;

Предполагаемый результат: Расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной речи воспитанников младшей группы.

Ресурсное обеспечение:

научно-правовое: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Ст. 48, 64)

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

научно-методическое: .Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «Детство-Пресс», 2001

Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

кадровое: воспитатель младшей группы Сафонова Наталья Игорьевна

Этапы реализации проекта :

• I Подготовительный (октябрь -ноябрь)

• II Внедренческий (декабрь-апрель)

• III Результативный (май)

Подготовительный (октябрь-ноябрь)

• Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей

• Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в МБДОУ.

• Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)

• Диагностика начальная

Внедренческий (декабрь-апрель)

• Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)

План

Образовательно-воспитательных мероприятий

с обучающимися II младшей группы «Теремок»

на 2014-2015 уч. год

№ п/п

ТЕМА

Дата Вид образовательно-воспитательного мероприятия Использование мнемотехники

1 Тема «Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). октябрь ННОД

работа с микрогруппами

2 Тема «Составление рассказа о времени года «Осень наступила, высохли цветы.» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты, мнемотаблицы

3 Тема «Заучивание стихотворения «Рябинка» ноябрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица

4 Тема «Пересказ сказки «Курочка Ряба» ноябрь ННОД, работа с микрогруппами мнемоквадраты

5 Тема «Заучивание стихотворения «Шапка» декабрь ННОД, самостоятельная деятельность мнемотаблица

6 Тема «Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима!» декабрь ННОД, работа с микрогруппами, индивидуально. мнемотаблица

мнемодорожка

7 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка» январь ННОД, работа с микрогруппами мнемотаблица

8 Тема «Составление рассказа о птицах» февраль ННОД, индивидуально мнемодорожка

9 Изготовление и использование тактильных дорожек ноябрь-апрель Индивидуально.

10 Тема «Составление рассказа о времени года весна» март ННОД мнемодорожки

11 Составление рассказа о животных (домашних, диких) апрель ННОД, индивидуально мнемодорожки

12 Тема «Пересказ сказки: «Рукавичка», «Маша и лиса», апрель ННОД, работа с микрогруппами мнемодорожка

• Разработка конспектов ННОД по развитию речи с использованием мнемотехники

Использование в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, составлении описательных рассказов,

• Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников

С воспитанниками

Использование для обучения детей связной речи такие виды мнемотехники, как: мнемодорожка, мнемотаблицы, мнемоквадраты.

Работа с родителями

• Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»

• Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

• Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов

Заключительный (Май)

• Проведение итоговой диагностики

• Обобщение и распространение полученных результатов

В результате

• Создана материальная база для использования мнемотехники

• Разработаны конспекты непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

• Повысился уровень педагогического мастерства

• Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, работать по образцу, по правилам, по инструкции

• У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира

• Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

• Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей

Вывод

Использование приёмов мнемотехники в младшем дошкольном возрасте способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников.

Список использованной литературы :

1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «Детство-Пресс», 2001

3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.

4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.

5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 www.detstvo-press.ru

6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

«Логопед» № 4 2008г

Публикации по теме:

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника» Эта технология.

Конспект занятия с элементами мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты». Задачи: 1. Образовательные.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Колобок» п. Тюменский Воспитатель: Нагучева О. М. Доклад.

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».[/i].

Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники» 1 слайд Визитная карточка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7 Майорова.

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Главной отличительной чертой современного общества является.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 29 января 2017 в 15:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД