Щукина Ирина Владимировна
Проект «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.
Актуальность проблемы
Публикация «Проект „Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.
Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники. Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора я выделила создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение двух месяцев я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Задачи проекта :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Участники проекта : дети средней группы, родители.
Структура мнемотехники : - мнемоквадраты (это отдельный схематический рисунок с определенной информацией); - мнемодорожки (простые схемы, состоящие из 3- 4-х картинок, содержащие определенную информацию); - мнемотаблицы - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Я отметила, что использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно и очень нравится детям. При применении схем в работе по заучиванию, стихотворение запоминается сразу и целиком. К тому же, разучивание стало для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
В результате систематической работы с детьми, можно добиться определенных результатов.
• появляется желание пересказывать тексты,
• придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость;
• учатся свободно держаться перед аудиторией;
• у детей расширяется кругозор.