Лучший педагог года

Проект «История чаепития на Руси» (4 фото)

Вероника Хохлова
Проект «История чаепития на Руси»

История чаепития на Руси

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Умка»

Проект «История чаепития на Руси»

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной.

Публикация «Проект „История чаепития на Руси“» размещена в разделах

Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье. Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре - навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Ф. И. О. педагога: Хохлова Вероника Юрьевна

Возрастная группа: 5-7 лет

Полное название проекта :

«История чаепития на Руси»

Продолжительность проекта :

1.02.2018 – 15.02.2018

Тип проекта : познавательный

Участники проекта : педагогии, родители, воспитанники

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :

в настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цель проекта : формирование представлений у детей дошкольного возраста об истории чаепития на Руси.

Задачи проекта :

для детей:

- познакомить с историей чаепития на Руси;

- формировать устойчивый познавательный интерес к русским народным традициям;

- развивать эмоционально-положительное отношение к чайным традициям;

- воспитывать у дошкольников инициативность к совместной творческой деятельности и работе в команде;

для педагогов:

- научить детей культуре чаепития;

- расширить знания о традициях чаепития на Руси;

- обогащать словарный запас новыми понятиями (самовар, культивированное растение, пуд, «с холода», «с устатку», губернии, старообрядцы, фаянсовый, купеческий, активизировать словарь, учить рассуждать, делать выводы.

для родителей и общественности: повысить интерес взрослых к культуре чаепития на Руси

Форма проведения итогового мероприятия проекта : Посещение мини-музея «История чаепития на Руси»

Название итогового мероприятия проекта «Праздник чая»

Продукты проекта :

- для детей: познавательная беседа, презентация элементов экспозиции,

- для педагогов: методические материалы по проекту,

- для родителей: информационная брошюра «История появления чаепития на Руси».

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей: сформированность представлений по традициях русского чаепития;

- для педагогов: повышение компетентности педагогов по теме «История чаепития на Руси», пополнение методической «копилки» проектной деятельностью, тематической презентацией, аудиозаписями, картотеку пословиц и поговорок.

- для родителей и общественности: повышение интереса родителей по ознакомлению детей с традициями русского чаепития; положительный отклик на тематическое поле проекта и содействие в организации чайной церемонии

- для социальных партнеров

Межпредметные связи:

Название раздела программы Содержание Задачи

«Социально-коммуникативное развитие» Игра «Пригласи к столу, угости чаем» : из группы детей выбирается 2-3 человека, которым предлагается в традициях русского чаепития пригласить гостей к столу, правильно расставить атрибуты чаепития, налить чай из самовара. По ходу игры осуществляется постоянный контроль педагогом.

Учить налаживать партнерские взаимоотношения: уступать друг другу, помогать. Содействовать возникновению коллективных игр, эффективному средству формирования в ребенке общественных навыков.

«Познавательное развитие» Экскурсия детей дошкольного возраста в мини-музей «Чаепитие на Руси». В рамках представления мини-музея познакомить детей с историей возникновения чая, с элементами экспозиции, с традициями чаепития на Руси. Формировать устойчивый познавательный интерес к русским народным традициям, развивать эмоционально-положительное отношение к чайным традициям.

«Речевое развитие» Использование в беседе частушек, поговорок о чае и традиции чаепития.

Вопросно - ответная форма беседы с детьми. Продолжать развивать монологическую речь, учить сравнивать, активизировать в речи прилагательные, обогащать словарь.

«Художественно-эстетическое развитие» Рассматривание репродукций. Творческие идеи: предложить детям утроить традиционное русское чаепитие. Продолжать работу по формированию у детей положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности.

План реализации проекта :

Этап Содержание деятельности Сроки

Подготовительный Разработка проекта, формулировка проблемы, определение темы и задач, подготовка конспекта 01.02.2018-05.02.2018

Организационный Определение проблемного вопроса, средств реализации проекта, распределение обязанностей, подготовка материалов, корректировка, доработка.

Творческие идеи в процессе проекта. 06.02.2018–13.02.2018

Презентационный Презентация проектного объекта с участием детей 14.02.2018

Заключительный Обсуждение продукта проектной деятельности при участии детей: и воспитателя в процессе реального чаепития.

Фиксируются впечатления, отзывы, предложения детей. 15.02.2018

Реализация проекта :

Этапы работы Действия педагога Действия детей

1. Организационный этап: по методике «трех вопросов» (проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как все дети выскажутся, педагог задает вопрос «Как нам найти ответы на вопросы?»)

Педагог задает вопросы:

- Что мы знаем о традициях чаепития и о чае?

- Что мы хотим узнать?

- С помощью чего узнаем? Как нам найти ответы на вопросы

Ответы детей:

- Это напиток из заварки, из листьев, пьют его со сладостями, когда приходят гости и т. п.

- Кто его придумал, откуда появился, как его пили на Руси и т. п. ?

- Расскажет воспитатель, прочитаем, спросим у родителей и т. п.

2. Презентационный этап:

дети стоят полукругом около экспозиции мини-музея Ведется беседа в вопросно-ответной форме:

- Ребята, вы знаете, что же за напиток – чай? Почему он пользуется большой популярностью в России? Что же такое, традиции?

- Где же растет, чай?

- Когда чай завезли в Россию?

- Почему чай получил широкое распространение только в последней трети ХIХ в.? Как вы думаете?

- Как вы думаете, когда русские люди пили чай?

- Ребята, какие вы знаете правила чаепития?

- С чем вы любите пить чай?

- А сейчас я приглашаю вас к столу, отведать вкусного ароматного чая. Но мне нужны помощники ( выбираются 2-3 ребенка Игра: «Угости гостя чаем»).

Выслушиваются рассуждения детей:

- Чай-это напиток, все его очень любят пить.

- ответы детей

- очень давно

- ответы детей

- когда устали, когда кто-то приходил в гости, вечером перед сном и т. п.

- нужно пить чай аккуратно. Гостям всегда предлагать чай. К чаю всегда подают что-нибудь вкусное и т. п.

- с конфетами, с печеньем, с блинами, с пирожными и т. п.

- Здравствуйте гости дорогие, добро пожаловать к столу. Присаживайтесь.

(Помощники накрываю на стол, наливают чай из самовара, угощают гостей)

3. Заключительный этап: Проводится в момент чаепития с вареньем, бубликами, баранками. Фононом звучит аудиозапись с русско-народными мелодиями Педагог выводит детей на неформальную беседу о чае, о его вкусе, полезных свойствах, истории и т. п. Непринужденно учит правилам культурного поведения за чайной церемонией, вести неспешную, тихую беседу. Дети с удовольствием пьют чай, вспоминают, что они узнали о культуре чаепития на Руси. Делятся впечатлениями.

На основании эмоционально окрашенных положительных откликов и впечатлений детей старших и подготовительной групп по результатам данного проекта в процессе заключительного этапа выявлено, что внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Финальное чаепитие доставило детям эмоционально-положительный заряд, радость общения в традиционной церемонии. В процессе контрольного этапа наблюдалось как дети с большим интересом и удовольствием участвовали в чаепитии, активно обсуждали полученную информацию о чайной истории и русских традициях.

Использованные источники :

1. Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. - №1. – 2005.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – .№ 7 - 2010.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – №8–2006.

4. Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры. / Е. В. Соловьёва, Л. И. Царапенко – М. : Обруч.

5. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.

6. Ковалев В. М., Могильный Н. П., Русская кухня: традиции и обычаи, М., “Советская Россия”, 1990.

7. Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Конспект беседы «Традиции чаепития на Руси»

- Ребята, вы знаете, что же за напиток – чай? Почему он пользуется большой популярностью в России? Что же такое, традиции? (выслушиваются рассуждения детей)

- Чай – культивированное вечнозеленое растение, листья которого высушены и обработаны особым образом. И прежде всего у чая есть неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус. Чай – это богатейшая аптека. В нем есть почти весь алфавит витаминов.

- Благодаря такому витаминному составу чай оказывает на организм человека благотворное влияние: повышается умственная активность, снимается усталость, улучшается пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

- Где же растет, чудодейственный чай? (ответы детей)

- Так как чай вечнозеленое растение, значит, оно соответственно растет в южных регионах нашей планеты, в горных районах.

- Когда чай завезли в Россию?

- Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т. е. после заключения договора с Китаем о поставке в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов.

- Почему чай получил широкое распространение только в последней трети ХIХ в.? Как вы думаете? (ответы детей)

Вплоть до конца ХVIII в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался.

- Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны

- Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети ХIХ в., с этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада.

- Как вы думаете, когда русские люди пили чай? (ответы детей)

Русские люди пили чай, как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с холоду», «с устатку», «с дороги» : Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде.

- В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах. Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того, в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истины христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

- Ребята, какие вы знаете правила чаепития? (ответы детей)

- Чай в России, вероятно, с начала ХIХ в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник

- По обычаю, чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавляющаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью.

Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

- С чем вы любите пить чай? (ответы детей)

- На Руси чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым.

- Хозяева и гости пили чай опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т. е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

- Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

- Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием, однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

- В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

- Для русских людей значили традиции чаепития значила очень много : русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Приложение 2

Русские пословицы и поговорки о чаепитии

- Коль чаем угощают, значит уважают.

- Береги в доме добро, в чае — тепло.

- В городе чай – гостям угощение, в деревне – себе наслаждение.

- Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей!

- В Тулу со своим самоваром не ездят.

- В хорошей посуде и чай вкуснее.

- Выпей чайку — забудешь тоску.

- Где есть чай, там под елью рай.

- За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.

- Где уж нам, мужикам, чай с сахаром пить.

- От чая кишка за кишку забегает.

- От чая пьян не будешь.

- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

- Пей чай, не вдавайся в печаль.

- Пей чай – удовольствие получай.

- По чаям ходить — добру не быть.

- Приходите к чаю — пирогами угощаю.

- Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте – чайку попьём.

- С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.

- С чая лиха не бывает!

- Самовар кипит — уходить не велит.

- Самовар, что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое.

- Свежий чай — это лекарство, старый чай — яд.

- Чай не водка, много не выпьешь.

- Чай должен быть, как женский поцелуй — крепкий, горячий и сладкий!

- Чай не пить, так на свете не жить.

- Чай не пьёшь — откуда силу берёшь?

- Чай пить — долго жить.

- Чай пить — не дрова рубить.

- Чай пить — приятно жить.

- Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.

- Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

- Чаем на Руси никто не подавился!

Загадка

В брюхе — баня, В носу — решето,

На голове — пупок, Всего одна рука,

И та — на спине. (чайник)

Проект «История чаепития на Руси»
Фото «История чаепития на Руси»
Проект - фото
Фото №1 Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально
Файл "https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742406- [IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-742406-1524411135.jpg[/IMG]" не найден!
Публикации по теме:

Фотоотчет «Традиции русского чаепития»Фотоотчет «Традиции русского чаепития» Здравствуйте, гости дорогие! Гости званые, желанные! Заходите, проходите, В нашей «Чайной» посидите! Чайку свежего откушать, Да ребят наших.

Проект по приобщению детей к культуре чаепития «Всемирный день Чая»Проект по приобщению детей к культуре чаепития «Всемирный день Чая» Хочу представить проект на тему "День чая" Проект по приобщению детей к культуре чаепития «День чая»Авторы: воспитатели Толстопятова Н. А.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Проект «История новогодней игрушки»Проект «История новогодней игрушки» Цель проекта:Создать новогоднюю игрушку Задачи проекта: -Выбрать, какой должна быть игрушка -Научиться способам изготовления игрушки из.

Конспект НОД в старшей группе «История возникновения колоколов на Руси и в других странах» Основная взрослая цель: формирование представления о колоколах и колокольных звонах на Руси Детская цель: отправиться в экспедицию, чтобы.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ «История возникновения колоколов на Руси» Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ «История возникновения колоколов на Руси» Цель: воспитывать чувство патриотизма и любви.

Мастер-класс «Приятного чаепития»Мастер-класс «Приятного чаепития» Чёрный, красный и зеленый, Рассыпной и листовой. Чай - напиток бесподобный, Это скажет Вам любой. Хорошо, гостей встречая, Посидеть за чашкой.

Педагогический проект «История пуговицы» Вы не можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, Каждый обратит на это внимание. Э. М Ремарк.

Педагогический проект «Ремесла матушки-Руси» МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» Педагогический проект "Ремесла матушки-Руси" Выполнила: воспитатель Пантелеева.

Проект в средней группе «Декоративно-прикладное творчество на Руси» Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный; Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «История чаепития на Руси»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 18:32
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки