Проект «История рождения сказки. От истока к литературным шедеврам»

Сосновская Татьяна Евгеньевна
Проект «История рождения сказки. От истока к литературным шедеврам»

Аннотация к проекту

Данный проект «История рождения сказки. От истока к литературным шедеврам» разработан воспитателями подготовительной группы Сосновской Т. Е. и Новак Е. А. и реализован на базе ведомственного детского сада 545 АО «ГКНПЦ им. Хруничева».

В проекте участвовало 18 детей, родители, воспитатели – Сосновская Т. Е. и Новак Е. А., музыкальный руководитель Микушкина Елена Петровна, хореограф – Матвеева Алла Викторовна. Проект был реализован в рамках НОД ДОО, в совместной деятельности детей и педагогов, с привлечением родителей в досуговой деятельности, на музыкальных занятиях и праздниках.

Тема проекта актуальна, так как в рамках проектной деятельности у воспитателя есть возможность помочь детям активнее, эффективнее и динамичнее сформировать представления о добре и зле, уме и глупости, трудолюбии и лени, активизировать познавательный интерес дошкольников в процессе повседневной жизни, включить детей подготовительной к школе группы в исследовательскую, творческую деятельность, научить дошкольников анализировать, различать, узнавать, сравнивать, рассуждать, выступать, играть и т. д.

Данный проект предназначен для детей 5-7 лет, т. к. решает задачи развития и социализации подготовительной к школе группы.

Тип проекта – творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта – долгосрочный (1 ноября 2017 – 30 мая 2018).

Предмет исследования:

• русские народные сказки;

• сказки русских писателей;

• сказки зарубежных писателей.

Участники проекта: дети подготовительной группы 5-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.

Цель: формирование познавательного интереса старших дошкольников к сказке, как кладезю мудрости.

Обучающие задачи:

1. Приучать детей «добывать» знания при помощи ИКТ;

2. Учить работать в коллективе, сотрудничать с родителями, воспитателями и ровесниками;

3. Учить планированию: обозначить цель, наметить пути реализации.

Развивающие задачи:

1. Расширять словарный запас детей;

2. Совершенствовать речевые навыки детей (умение поддержать беседу, формулировать свои мысли, правильно отвечать на вопросы);

3. Развивать коммуникативные качества личности (доброжелательное общение, умение слушать товарища, договариваться);

4. Развивать конструктивное мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы;

2. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, умение довести до конца начатое дело;

3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение радоваться успеху товарищей.

Предполагаемый результат проекта:

У детей подготовительной к школе группы будет развиваться познавательный интерес к сказке, как кладезю мудрости.

Дети будут интересоваться русской культурой, будут сопричастны с ней.

Воспитанники группы будут иметь представление о работе в коллективе и доброжелательном сотрудничестве.

Направление деятельности и интеграция областей ДОО.

I этап – подготовительный, начался с желания детей написать сказку о нашей группе. Мы посовещались и решили поучиться созданию сказки у своего народа, у А. С. Пушкина, у других русских писателей и у зарубежных авторов. Так мы наметили 3 блока: русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей. Мы провозгласили девиз: «Ни дня без сказки!». Усердно выполняя его, мы заметили, что сказки можно разделить на три объемные группы: бытовые, о животных и волшебные. Вовремя досуга, посвященного Дню матери, обратились к мамам за помощью. Разделили детей на четыре подгруппы и попросили мам помочь детям воспользоваться домашними компьютерами и найти в интернете информацию о классификации русских народных сказок. Так дети подтвердили свою гипотезу о классификации русских народных сказок.

Каждая подгруппа из четырех во время беседы смогла объяснить, в чем особенность вида сказки. Дети были активны, дополняли ответы товарищей. К концу ноября мы завершили первый под-проект «Русские народные сказки», дети с легкостью ориентировались в классификации русских народных сказок.

Во втором под-проекте планировалось познакомиться со сказками русских писателей. И начали мы с А. С. Пушкина, выбрали три сказки, и по ним дома с родителями создавались поделки. А воспитатели трудились над оконными витражами.

Проект «История рождения сказки. От истока к литературным шедеврам»

В назначенный день все задуманное воссоединилось, и получилась… сказка.

Почти каждая семья приняла участие в создании поделок к сказкам «О царе Салтане», «О мертвой царевне и Семи богатырях», «О рыбаке и рыбке».

В январе-феврале мы знакомились со сказкой П. П. Ершова «Конек-горбунок», сказкой А. Толстого «Приключения Буратино или золотой ключик», сказками С. Я. Маршака: «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка». Сказками С. Михалкова: «Три поросенка», «Как мужик корову продавал».

Для глубокого понимания «великого и могучего» русского языка благодаря родителям в группе появился Детский фразеологический словарь Е. Рогалевой и Т. Никитиной «Ума палата».

С его помощью сложный язык Пушкина и Ершова стал ближе и понятней. Еще родители подарили группе две замечательные книги Светланы Прудовской «История букв своими руками» и «История книги своими руками». Их идеи реализовались на рисовании и лепке. А просто полистать и рассмотреть их дети договаривались об очередности. Такой же популярной и востребованной была книга С. Воскресенской и Н. Песняевой «На Руси».

Большой формат, картинки с русским бытом, картами поселений, кремлей, посадов и окрестностей с комментариями, названиями предметов, их предназначением – сказочное издание.

А тем временем природа подарила нам сказочную зиму. На протяжении всей зимы дети разучивали народные игры: «Горелки», «Ходит Ваня», «Мы на луг ходили», «Жмурки, «Ворон» и т. п., строили крепости, лабиринты, лепили снежные фигурки.

На протяжении всего проекта, на каждом этапе дети не расставались со сказкой, хотя воспитатели не отступали от программы «От рождения до школы»:

1) На математике царь Считай придумывал внучке-почемучке дополнительные каверзные задания. Их решить могли только хорошо знающие сказки люди. И эти люди, дети нашей группы, всегда выручали царевну страны Математики.

2) На конструировании мы ткали ковры-самолеты, строили сказочные замки или конструировали кремль, применяя новые знания. В этой игре, одной из самых любимых, дети сами выбирали главного архитектора, он набирал себе помощников-конструкторов, а остальные были просто строителями-исполнителями. Но и они должны были уметь измерить линейкой длину высоту детали, чтобы постройка соответствовала чертежу, составленному архитектором и его конструкторами.

3) Любимым материалом на лепке было соленое тесто и герои сказок и невиданные звери получались после росписи яркими и выразительными;

4) В нашей картинной галерее были выставлены домики трех поросят, портреты золотых рыбок, лукоморье, герои любимых сказок, кокошники в Гжельской росписи для сказочных героинь и т. д.

5) Аппликативный образ Аленького цветочка был подарен мамам. Сказочные животные и герои сказок, созданные в технике оригами, тоже поселились у детей.

Сказка с ее мудростью, и на ОБЖ была рядом, с ее помощью детям легче понять, как избежать беды, и как с ней справиться.

Освещая интеграцию образовательных областей, следует отметить огромную работу музыкального руководителя Микушкиной Елены Петровны и хореографа нашего сада Матвеевой Аллы Викторовны.

Все три праздника: осенний, новогодний и посвященный Женскому дню 8 марта либо были поставлены по мотивам сказки, либо отражали русские обычаи, традиции, национальный колорит.

Поэтому дети пели с удовольствием русские народные песни, танцевали и хороводные, и удалые танцы своего народа, погружались в неподражаемую атмосферу русского праздника.

III блок нашего проекта, посвященный изучению сказок зарубежных писателей, проходил в марте и апреле.

За этот период дети познакомились с творчеством Г. Х. Андерсена и его сказками:

• «Дюймовочка»;

• «Снежная королева»;

• «Стойкий оловянный солдатик»;

• «Девочка и спички».

Ш. Перро:

• «Кот в сапогах»;

• «Мальчик-с-пальчик»;

• «Золушка»;

• «Красная шапочка».

Беседовали, рассуждали, представляли себя на месте героев. Всегда ли поступки героев были благоразумны? Спорили, доказывали, что с приключениями веселее и интересней жить, но всегда приходили к выводу, что благоразумие – одно из главных качеств ребенка: и от беды отведет, и маму плакать не заставит.

Ради понимания детьми этой мудрости и была проделана эта работа.

В мае мы провели викторину «В гостях у сказки», которая показала, что дети заинтересованы сказками, изучали их и научились у них многому: отличают добро от зла, трудолюбие от лени, ум от глупости.

Также викторина продемонстрировала готовность к школе выпускников: их ответы на вопросы были правильными и грамотными. Поведение на занятии выпускников соответствовало норме.

29 мая мы провели презентацию главного результата, к которому стремились все, но удалось немногим: только пятеро смелых из 18 детей создали собственные произведения – профессиональную сказку. Ее они рассказали или прочитали для своих товарищей.

Помимо прекрасных поделок к сказкам А. С. Пушкина и собственных произведений пятерых детей, есть еще один внешний продукт у нашего проекта. Он не был запланирован, возник в результате речевой активности детей, участвовавших в проекте, это «Словарь секретного языка «Индук», который придумали дети группы №5 из детского сада «Планета детства». Слов в нем не много, примерно, как у племени Умбо-Юмбо. Но он не окончен и будет пополняться.

Подводя итоги проекта можно сказать следующее: цель достигнута. У детей успешно формируется познавательный интерес к сказке, как кладезю мудрости. Все поставленные задачи выполнены.

Продукт проектной деятельности

Внешний:

• поделки к сказкам А. С. Пушкина;

• проведенная викторина «В гостях у сказки»;

• написание собственных произведений на тему профессий родителей;

• создание секретного словаря «Индук».

Внутренний:

• дети имеют представление об использовании ИКТ для добычи нужной информации;

• дети имеют представление о планировании и реализации задуманного;

• дети умеют распределять роли, расставлять приоритеты, доброжелательно сотрудничать;

• дети имеют представление об истории создания алфавита, книг на Руси, об истории письменности;

• дети имеют представление о классификации русских народных сказок;

• дети имеют представление о русской культуре, русском быте, русских песнях и танцах;

• дети имеют представление о расположении и строении русских городов и селений;

• дети научились понимать, чему учит сказка;

• личностный рост каждого ребенка;

• бесценный опыт общения с родителями в качестве партнера и соратника;

• создание в группе ситуации успеха.

В проекте были очень продуктивные участники-родители наших воспитанников, которые по достоинству оценили проектную деятельность своих детей и стали им соавторами, товарищами, коллегами. И это достижение мы ставим в заслугу этому проекту. Дело не в том, что озаботились, прикупили и обеспечили, а в том, что сотрудничали, прониклись, услышали и зауважали собственных детей.

Публикации по теме:

Сценарий сказки по пожарной безопасности «История зайчика и его друзей» «История зайчика и его друзей» РАССКАЗЧИК: - В маленькой избушке, На лесной опушке Жили дружно, поживали, Мама и её зайчонок, Весёлый маленький.

«Луковая история…» Сценарий театрализации сказки сахалинского писателя И. Рогожкина «Горькие слезы» для дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В нашем детском саду наряду с решением речевых проблем дошкольников с ОНР немаловажная.

Драматизация сказки «Лесная история» для детей старшего возраста Сказочник Хмурая, дождливая наступила осень. Всю капусту сняли нечего поесть. Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен. Заяц Страшно в лапы.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «История рождения сказки. От истока к литературным шедеврам»
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 19:04
+182Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Мастер-класс изготовления панно из камушков «Дерево осенью»
Лето кончилось и, вот, Осень золотая Нас встречает у ворот С щедрым урожаем. Все деревья и кусты Расписала кистью: В бронзу, золото и медь Превратила...
Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...