МААМ-картинки

Проект «История русской новогодней игрушки» с использованием методов музейной педагогики

Елена Решетюк
Проект «История русской новогодней игрушки» с использованием методов музейной педагогики

МКДОУ «Тимский детский сад «Солнышко»

Проект

«История русской, новогодней игрушки»,

с использованием методов музейной педагогики

Подготовила: педагог – психолог Решетюк Ел. Б.,

Введение

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль

Публикация «Проект „История русской новогодней игрушки“ с использованием методов музейной педагогики» размещена в разделах

только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.

Постановка проблемы: Организация образовательной среды, с использованием методов музейной педагогики способствует формированию у детей инициативности, самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе, познавательному и творческому развитию.

Актуальность: Новый год в России отмечают еще со времен Петровской эпохи, согласно царскому указу с 1699года. Сегодня это не только традиционный стол: мандарины, салат «Оливье», шампанское, официальное поздравление главы государства - это веселый, желанный, яркий праздник для всех поколений, еще его называют семейным праздником. Кульминацией торжества, является, конечно же, красавица – елка. Именно она создает сказочное, незабываемое настроение. Всей семьей ее наряжают, а под ветками Дед Мороз оставляет подарки. В определенный момент лесная красавица «загорается» разноцветными огоньками. И это просто чудо, завораживающее впечатление! Для малышей, я это по себе помню, по своей дочке, всегда очень занятно было рассматривать елочные украшения: игрушки, гирлянды, стеклянные бусы, конфеты. Игрушки на елке обычно самые разные: бабушкины старинные благополучно соседствуют с современными. Тематика самая разнообразная: тут и зверушки лесные, аппетитные фрукты, овощи, сказочные персонажи, есть и большие, и маленькие, в том числе и самодельные. И каждое украшение на елке это целый культурно - исторический пласт жизни нашей страны, к которому мы с дошкольниками можем прикоснуться, посредством изучения истории Российской, новогодней, елочной игрушки.

Участники: Дети старшей группы МКДОУ «Тимский детский сад «Солнышко» развивающего вида, педагог – психолог Решетюк Ел. Б., воспитатель Шаталова О. В., родители.

Вид проекта: краткосрочный;

Время реализации проекта: 6.12.2021 – 20.12.2021.

По составу участников: фронтальный;

По видам деятельности: творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный, литературно-творческий;

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие;

Цели: Приобщение дошкольников к культурно - историческим процессам, формирование исследовательского интереса, развитие любознательности к прошлому страны и настоящему через изучение окружающего нас предметного мира (в нашем случае – новогодней игрушки); воспитание любви к Родине, духовное развитие.

Задачи:

Образовательные:

1. Обогатить словарный запас следующим содержанием: музей, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонаты, артефакты; старинная игрушка, современная, новогодние украшения едой, из медицинского материала, из ваты, стеклянная игрушка, бумажная, пластмассовая, разноцветная, блестящая, хрупкая; древние времена; (каждый ребенок должен в конце проекта провести полноценную экскурсию для гостей по «мини – музею «История русской, новогодней игрушки»)

2. Формировать у детей представление о новогодних украшениях разных времен;

3. Формировать представление о новогодних игрушках, изготовленных своими руками;

4. Формировать у детей представление о новогодних открытках разных времен;

5. Познакомить с музеями мира: с самым большим, с самым древним, с самым маленьким, с музеями природы, с необычными; с музеем одного предмета; с музеем «Новогодней игрушки»; с техникой изготовления елочных игрушек; с краеведческим музеем родного поселка; с новогодними традициями украшать жилое помещение в разные времена;

6. Формировать понимание, что такое Новый год; с чем было связано празднование осенью, весной, в декабре;

7. Обогащать знания детей о разнообразии материалов, используемых при изготовлении новогодней игрушки;

Развивающие:

1. Развивать у детей наглядно - образное мышление, словесно – логическое; память, внимание, воображение, исследовательский интерес, посредством изучения истории, русской, новогодней игрушки; «погружения в атмосферу специфики музейной культуры»; через организацию, интеграцию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.

2. Развивать монологическую речь, диалогическую, связную;

3. Развивать мелкую моторику, творческие способности детей при изготовлении елочных украшений, снежинок;

4. Развивать эстетическое чувство;

Воспитательные:

1. Воспитывать у дошкольников основ самосознания и гражданских чувств;

2. Воспитывать у детей толерантность;

3. Развивать коммуникативные навыки;

4. Воспитывать инициативность;

5. Укреплять самооценку;

6. Воспитывать культуру поведения

Ожидаемые результаты:

Формирование познавательного, исследовательского интереса;

Развитие любознательности к прошлому страны и настоящему;

Дети проявляют активность, самостоятельность и инициативность в общей деятельности «мини – музея» (сбор экспонатов для «мини – музея», в проведении экскурсий для сотрудников ДОУ, детей различных групп детского сада, в запланированных организаторами беседах; в предлагаемых дидактических играх; при изготовлении новогодних украшений в «лаборатории Деда Мороза»;

Повышение уровня знаний детей об истории возникновения и праздновании нового года; истории создания новогодней игрушки; о музеях мира; о работе экскурсовода – при высокой результативности опроса детей по тематике;

Проведение открытых занятий, экскурсий на базе «мини-музея» для сотрудников и детей ДОУ;

Предмет исследования: процесс познавательного, личностного развития, эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов музейной педагогики.

Гипотеза: Методы музейной педагогики, обеспечивающие наглядность образовательного процесса, которые мы использовали в проекте «История русской, новогодней игрушки» играют большую роль в формировании системы ценностей детей, в приобщении их к историческому, культурному, природному наследию; способствуют воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Методы, формы и приемы работы:

• Заочные экскурсии (видеосюжеты, развивающие мультфильмы);

• Музейные экскурсии;

• Познавательные беседы;

• Образовательная деятельность с элементами игры;

• Творческие задания;

• Исследовательская деятельность;

• Продуктивная деятельность;

• Самостоятельная деятельность;

• Дидактические игры;

• Игры-развлечения;

• Игры – воображаемые путешествия;

• Экспозиции;

Принципы организации «мини-музея»

Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и, в то же время, доступным для ребенка языком.

Принцип партнерства. Мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок».

Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Функции «мини-музея»:

1. Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

2. Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

3. Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

4. Воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Разделы и экспонаты «мини-музея»:

1. «Сундучок бабушкиных игрушек», «Сундучок современных игрушек». Игрушки разные по форме, а так же по фактуре, при участии родителей;

2. Небольшая искусственная елка украшенная новогодними игрушками разного времени, начиная с 60-х годов и до нашего времени;

3. Фото коллекция новогодних празднований начиная с 60 – х годов и до нашего времени, собранная родителями;

4. «Коллекция новогодних открыток» разных времен;

5. «Мини-библиотека» В разделе находится художественная и тематическая литература: развивающее пособие «Вырезаем гирлянды и объемные фигуры» А. Тимохович; «Наши любимые игры» Е. И. Матвеева; развивающее пособие «Новогодние снежинки своими руками» (набор для детского творчества); «Новогодние открытки своими руками» (набор для детского творчества); сказка «Заюшкина избушка»; «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена;

6. «Центр самостоятельной деятельности»:

1. Дидактическая игра «Нарисуй по точкам». На листах бумаги изображения Деда Мороза, Снегурочки, и других персонажей новогоднего праздника, елочные украшения, сюжетные картинки Ребенку нужно самостоятельно по точкам нарисовать предложенное изображение, затем некоторые раскрасить;

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, произвольности, волевое развитие;

2. Дидактическая игра «Новогодние ассоциации». Необходимо соотнести теневые варианты фигур с оригиналом;

Цель: Развитие мышления, внимания, произвольности;

3. Д/И «Дорисуй вторую половинку картинки»

Цель: Развитие воображения, мелкой моторики;

4. Д/И Лабиринт. Серия вариантов по новогодней теме: «Кому, какой достанется подарок», «Помоги Деду Морозу добраться до своих оленей» и др.

5. Д/И. «Найди отличие» на полотнах великих художников, которые представлены в экспозициях известных музеев;

6. Д/И «Заплатка для елочки» Цель: Развитие внимания;

7. Мастерская новогодних поделок. В уголке представлены все материалы необходимые для детского творчества, а так же изображения поделок и техника их изготовления. Ребенок может сделать поделку своими руками совместно с воспитателем или родителем.

7.«Мастерская Деда Мороза» - в разделе находятся новогодние украшения, выполненные воспитанниками группы.

8. Папка «Музеи мира» (фото экспозиций различных музеев);

9. Фото альбом новогодних празднований детского сада «Солнышко» с 1960 года – 1983г.

Этапы создания «мини-музея»

I этап – Подготовительный.

Задачи:

1. Работа с детьми и родителями: беседы, видеоролики, занятия о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи;

2. Экскурсии в местный краеведческий музей;

3. Выбор темы;

4. Определение места размещения;

5. Планирование экспозиции;

6. Выбор дизайна оформления;

7. Оформление паспорта;

8. Разработка форм работы с экспозициями;

9. Разработка ознакомительной экскурсии;

10. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиции;

Взаимодействие с родителями:

1. Сбор экспонатов для музея вместе с детьми;

2. Консультация: «Какую роль в развитии и воспитании ребенка играет музей»;

II этап – Практический.

Задачи:

1. Оформление, изготовление оборудования;

2. Сбор экспонатов, их группировка;

3. Оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности;

4. Изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов;

5. Работа с детьми и родителями;

6. Реализация запланированных, образовательных мероприятий, занятий;

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация «История создания музея»;

2. Консультация: «История русской, новогодней игрушки» с видеоматериалом»;

III этап – Заключительный.

Задачи:

1. Организация экспозиции старинных и современных новогодних игрушек в «мини-музее» (собраны усилиями родителей, педагогов из личных коллекций);

2. Организация выставки новогодних игрушек, изготовленных своими руками (даритель: Афанасьева Ирина);

3. Организация экспозиции новогодних открыток – производство от 1970 года (из личной коллекции Решетюк Е.)

4. Предоставить миниатюрную елку с новогодними украшениями – производство от 1960 года, (подарена в группу родительницей);

5. Предоставить на выставку современного Деда Мороза и Деда Мороза – производства от 1960 года;

6. Организация мастерской новогодних поделок. В уголке представлены все материалы необходимые для детского творчества, а так же изображения поделок и техника их изготовления. Ребенок может сделать поделку своими руками совместно с воспитателем или родителем.

7. Организация «Мастерской Деда Мороза» - в разделе находятся новогодние украшения, выполненные воспитанниками группы.

8. Оформление папки «Музеи мира» (фото экспозиций различных музеев);

9. Оформление фото альбома новогодних празднований детского сада «Солнышко» с 1960 года – 1983г.

10. Организация «Центра самостоятельной деятельности»: представлены различные дидактические игры по новогодней тематике;

11. Создание «Мини-библиотеки»

В разделе находится художественная и тематическая литература: развивающее пособие «Вырезаем гирлянды и объемные фигуры» А. Тимохович; «Наши любимые игры» Е. И. Матвеева; развивающее пособие «Новогодние снежинки своими руками» (набор для детского творчества); «Новогодние открытки своими руками» (набор для детского творчества); сказка «Заюшкина избушка»; «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена;

12. Посещение мини-музея: сотрудниками ДОУ и детьми из других групп;

13. Презентация мини-музея для родителей группы (видеоматериал);

14. Создание папки «История создания музея»;

Взаимодействие с родителями:

1. Фото отчет проектной деятельности по организации «мини – музея» в группе;

2.. Видеоролики каждому родителю «Маленький экскурсовод» - все дети попробуют себя в качестве экскурсовода;

Литература:

1. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. - № 4. – С. 36-44. – Библигр. : с. 44. (чз)

Развитие музейной педагогики;

2. Белая К. Ю. Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ. - редакция сайта Педагогика/детский сад, 2008.

3. Савенкова Л. Формула творческого обучения /Л. Савенкова// Искусство. Прил. К газ. ПС. - 2009.- № 1.- с. 4-5.

4. Сальникова А. История новогодних игрушек. - издательство Культура повседневности. - 2012.

5. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева [и др. ]. – СПб., 2008. – 208 с. ;

6. Фесенко, Г. Инструмент педагогики : мини-музей / Галина Фесенко // Библиотека. – 2010. - № 8. – С. 33-34. (нмо)

Публикации по теме:

Фотоотчёт о НОД с использованием музейной технологии «Музыкальное путешествие с золотым яблочком» в средней группеФотоотчёт о НОД с использованием музейной технологии «Музыкальное путешествие с золотым яблочком» в средней группе Фотоотчёт о НОД с использованием музейной технологии «Музыкальное путешествие с золотым яблочком» в средней группе В рамках межгруппового.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Проект «Мини-музей новогодней игрушки»Проект «Мини-музей новогодней игрушки» Мини-музей "Новогодняя игрушка". Всем известно. что один из самых любимых праздников детворы- Новый год! Предновогодняя суета, письма.

Проект «Мини-музей новогодней игрушки»Проект «Мини-музей новогодней игрушки» Проект «Мини-музей новогодней игрушки» В группе создан мини - музей новогодней игрушки. В его оформлении приняли активное участие родители,.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группаПроект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки»Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки» Цель: - формировать у детей интерес и стремление узнавать новое; - развивать у детей творческие способности. Задачи: - знакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «История русской новогодней игрушки» с использованием методов музейной педагогики
Опубликовано: 18 января 2022 в 11:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД