Шипелева Лидия
Проект «Я помню, я горжусь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект “Я помню, я горжусь”
Наименование проекта: «Я помню, я горжусь».
Вид проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: 14 дней.
Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей о подвиге защитников русской земли во время Великой Отечественной Войны.
Актуальность проекта:
воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Публикация «Проект „Я помню, я горжусь“» размещена в разделах
Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому перед педагогическими работниками дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям.
Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых по ФГОС является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие).
К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о военном оружии, о форме военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
При разработке проекта была использована модель «трех вопросов»
Модель «трех вопросов»
Что знаю? (Содержание – что дети уже знают) Что хочу узнать? (План – тема проекта)
Как узнать? (Источники новых знаний – средства)
Вопрос воспитателя: «Что вы знаете о празднике День победы» Алексей А. : «Я хочу узнать, как солдаты шли в бой, как они
Варя П. : предложила: «Давайте спросим у родителей»
Марат И. : «Я по телевизору видел, как показывали парад, где было много солдат. Они уже старенькие» Амина С. : «А я бы хотела узнать, как нужно встречать праздник День Победы» Ильяс С. : «Надо спросить у моего дедушки она много книг читала, может она, чем- нибудь поможет
Саша. А. : «А я кино про солдат видел» Катя И:. «А почему война закончилась, кто победил, куда пропали все враги?» Саша О: «У моей бабы Шуры спросим, она старенькая и вспоминала про войну»
Леша К: «А еще можно в книжках посмотреть, я знаю такие книжки есть, даже видел в магазине»
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Второй Мировой войны и праздником Победы.
Задачи проекта:
1. Сообщить детям первоначальные сведения о ВОВ, дать знания о героях ВОВ, названиях военной технике.
2. Раскрыть значение победы в ВОВ, формировать представление о том, что всем людям на Земле нужен мир.
3. Развивать речь, воображение, мышление, умение детей взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувства
гордости за Родину.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта положительно повлияет на развитие познавательной активности у детей. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество.
Дети научаться проявлять уважение к героям войны, узнают больше о событиях военных лет, подвигах участников войны. В самостоятельной деятельности дети смогут применять полученные знания в сюжетно – ролевых играх. Смогут понять значимость мира на земле и его ценность для человека.
Предварительная работа:
• Рассказы воспитателя о подвигах солдат на войне. Чтение художественной литературы: Ю. Збанацкий «Щедрый ёжик», Н. Дилакторская «Почему маму назвали Гришкой», А. Митяев «Землянка», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;
• Рассматривание иллюстраций по теме: «Защитники Отечества», «Великая Отечественная Война»;
• Просмотр мультфильмов: «Солдатская сказка», «Салют», «Солдатская лампа»;
• Слушание музыкальных произведений: «Этот день победы», «Священная война», «Катюша»;
• Опрос детей по данной теме с целью выявления имеющихся у них знаний.
Краткое содержание:
проект «Я помню, я горжусь» включает в себя три этапа: подготовительный; организационно – практический и заключительный.
Работа велась по трем направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
В проекте реализовывались образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Этапы проекта:
1 этап Подготовительный: (1 – я неделя)
Разработка проекта:
1. Формулировка целей и задач проекта;
2. Составление плана реализации проекта;
3. Изучение методической литературы по теме проекта;
4. Подбор демонстрационного материала и художественной литературы, музыкального репертуара по теме;
5. Приобщение родителей к участию в оформлении фотоальбома;
6. Блиц – опрос детей по теме проекта;
7. Заучивание стихотворений к досугу на тему «День Победы».
2 этап Организационно-практический: (2 – я неделя)
Планирование деятельности воспитателя: проведение мероприятий по плану, разработанного в подготовительном этапе. Материал проведённых мероприятий собирается в печатном виде и оформляется в «Приложении»
Непосредственно – образовательная деятельность:
Познавательное развитие:
• Беседа «Этот день мы приближали, как могли»
Цель: формирование первичных представлений о военных профессиях, военной технике.
• Конспект занятия «День Победы»
Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ, продолжать работу по воспитанию патриотизма
. Викторина, посвященная ВОВ.
Цель: уточнение и систематизация представлений детей о войне, расширение словарного запаса.
Художественно – эстетическое развитие:
• Рисование на тему «Военная техника»
Цель: формирование навыка изображения военной техники цветными карандашами.
Продуктивная деятельность:
• Лепка «Вертолеты»
Цель: закрепление навыков работы с пластилином, умения создавать форму вертолета путем вытягивания пластилина, закрепление умения скреплять детали между собой.
• Аппликация «Голубь мира»
Цель: формирование умения вырезать изображение птицы из бумаги.
Речевое развитие:
• Занятие «Детство без войны»
• Чтение стихотворений о войне А. Усачев «Что такое День Победы?», Е. Трутневич «Россию воин сбережет»
Цель: развитие интонационной стороны речи.
• Разгадывание загадок о войне и военной технике.
Цель: формирование образного мышления, активизация и пополнение словарного запаса.
• Заучивание наизусть стихотворений о войне.
Цель: развитие интонационной речи.
• Чтение художественной литературы Ю. Збанацкий «Щедрый ёжик», Н. Дилакторская «Почему маму назвали Гришкой», А. Митяев «Землянка», Л. Кассиль «Память советскому солдату».
Цель: умение слушать художественный текст, следить за развитиями в произведениях, отвечать на вопросы по их содержанию.
Физическое развитие:
• Эстафеты: «Кто быстрее соберет посылку на фронт».
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, активности, внимания.
• Подвижные игры «Кто быстрее, тот командир», «Сапёры», «Разведчики».
Цель: формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Социально – коммуникативное развитие:
. Досуг «День Победы»
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости, патриотизма, взаимопомощи, желание помочь слабому, защитить его, и в последствии защитить Родину.
. Сюжетно – ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «Пограничники»
Цель: формирование представлений о военных профессиях, военной технике, воспитывать у мальчиков стремление быть защитником, сильным и смелым, в девочках воспитывать уважение к мальчикам, как к защитникам.
• Конспект занятия «День Победы»
Цель: дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать; отвечать на вопросы; развивать речь, уважение к ветеранам.
Деятельность детей в реализации проекта: разучивание стихов, песен, поговорок и пословиц по теме проекта. Участие в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, с родителями и педагогами изготовление фотоальбома.
3 этап Заключительный: (2-я неделя)
Результаты реализации проекта:
В результате реализации данного проекта дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность при знакомстве со сведениями о ВОВ и празднике Победы. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в сюжетно-ролевых играх. Дети познакомились с подвигами участников войны, смогли понять значимость мира на Земле. Разучивали стихотворения, пословицы о войне. Мотив «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта к его окончанию сменился на мотив «хотим рассказать другим». Заключительный этап проекта – фотоальбом «Этот День Победы» – стал самым зрелищным.
График мероприятий
Неделя проведения мероприятий
Мероприятие
Исполнители
1 неделя Блиц – опрос детей на тему «Что такое день победы?» воспитатели
Изучение литературы по теме проекта воспитатели
Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, демонстрационного материала Воспитатели, музыкальный руководитель
Приобщение родителей и детей к сбору фотографий для фотоальбома. родители
Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине Воспитатели, родители
Рассказ воспитателя о подвигах солдат – земляков во время ВОВ (В. Волошина, М. Куюков, Н. Мересьев) воспитатели
Чтение художественной литературы по теме:
«Землянка» А. Митяев
Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;
«Щедрый ёжик» Ю. Збанацкий;
«Почему маму прозвали Гришкой» Н. Дилакторская; Воспитатели
Занятие по познавательному развитию «День Победы» Воспитатели
Занятие по художественно- эстетическому развитию – рисование на тему: «Военная техника» Воспитатели, дети
Подвижные игры: «Кто быстрее, тот командир», «Сапёры», «Кавалеристы», «Разведчики» Воспитатели, дети
Сюжетно – ролевые игры: «Моряки», «Лётчики», «Пограничники» Воспитатели, дети
Просмотр мультфильмов: «Солдатская сказка», «Салют», «Солдатская лампа»
Воспитатели, дети
2 неделя Занятие по художественно-эстетическому развитию лепка на тему «Вертолеты» Воспитатели
Слушание музыкальных произведений «Катюша», «Священная война», «День Победы» Музыкальный руководитель
Рассматривание иллюстраций по теме проекта: «Защитники Отечества», «Великая Отечественная Война» Воспитатели
Просмотр презентации «Детям о войне» Воспитатели
Литературный вечер: «Загадки, пословицы, поговорки ко Дню Победы. Воспитатели
Досуг «День победы» Воспитатели, музыкальный руководитель, дети
Эстафеты: «Кто быстрее соберёт посылку на фронт», Воспитатели, дети
Сюжетно-ролевая игра «Пограничники» Воспитатели, дети
Продуктивная деятельность: аппликация «Голубь мира» Воспитатели, дети
Викторина, посвящена Великой Отечественной войне Воспитатели
Итоговая беседа на тему: «Детство без войны» Воспитатели
Выставка детских рисунков на тему «День победы»
Воспитателфи
Создание фотоальбома «Этот День Победы»
Воспитатели, родители
Также в МБ ДОУ была проведена тематическая фотосессия «Аты-баты».
Приложение 1
Викторина
Дети, сегодня мы с Вами проведём викторину, посвящённую Великой Отечественной войне и Дню Победы.
«Викторина» — это слово означающее «победа». В нашей игре будет целая команда победителей, которые правильно ответят на все мои вопросы и получат медали.
Вопросы детям:
• Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы)
• Почему он так называется? (9 мая каждого года наша великая страна отмечает праздник победы СССР над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне, проходившей с 1941 по 1945 год)
• Как называют в наше время людей воевавших во времена Великой Отечественной войны? (ветераны)
• Чем сражались бойцы? (танки, пулемёты, пушки, «катюши», пистолеты, винтовка, автоматы)
• Как проводили досуг между боями наши защитники? (пели песни, играли на гармошке)
• Какие цветы принято дарить на праздник 9 мая? (Гвоздики)
• Кто был врагом в ВОВ? (фашисты)
• Как празднуют ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 мая? (Салют, Полевая кухня, концерты, праздничный стол)
• Какого цвета флага Знамени Победы над фашистской Германией? (красного)
Приложение 2
Стихотворения, посвященные ВОВ:
«Еще тогда нас не было на свете»
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете Великий Май,
победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас За жизнь,
за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Автор: М. Владимов
«Салют»
Скорей, скорей одеться!
Скорей позвать ребят!
В честь праздника Победы
Орудия палят.
Вокруг все было тихо,
И вдруг – салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!
Над площадью, над крышами,
Над праздничной Москвой
Взвиваются все выше
Огней фонтан живой!
На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат “Урра”!
Любуются На праздничный салют!
Автор: О. Высотская
«Вместе с дедушкой»
Растаял утренний туман,
Красуется весна…
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идем встречать Солдат,
седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что еще болят
С далеких дней войны.
Походы вспомнят и бои,
Окопный неуют,
И песни бравые свои,
наверное, споют.
Споют о мужестве друзей,
Что в землю полегли;
Споют о Родине своей,
Что от врагов спасли.
Спасли народы разных стран
От рабства и огня…
Я рад, что дедушка Иван
Берет с собой меня.
Автор: Г. Ладонщиков
Приложение 3
Пословицы и поговорки о Родине
Родина – мать своего народа.
Своя земля и горсть мила.
На чужбине родная землица во сне снится.
Москва – всем городам мать.
Родная сторона мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и кости по родине плачут.
С родной земли – умри, не сходи.
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родина краше солнца, дороже золота.
Чужбина – калина, родина – малина.
Человек без Родины – что соловей без песни.
На родной стороне и камешек знаком.
Своя сторона, по шёрстке гладит, чужая насупротив.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, но своё.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Одна у человека мать – одна и Родина.
За морем теплее, а у нас веселее.
Где кто родится, там и пригодится.
Без корня и трава не растёт.
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
Где родился – там и сгодился.
Для родной Отчизны, не жаль и жизни.
Народы нашей страны дружбой сильны.
От Родины теплом веет.
Приложение 4
Беседа на тему «Этот день мы приближали, как могли»
Скоро все люди нашей страны и других стран будут отмечать праздник День Победы. Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Погибло больше 20 миллионов человек, она превратила города и посёлки в руины, вывела из строя заводы и фабрики.
Много горя и страха принесла война. Но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм. Но люди выстояли и победили. Война закончилась 9 мая. Этот день и стал в нашей стране великим праздником. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив
Во время войны по всей стране открывались госпитали, где лечили раненых солдат. И первыми помощниками, санитарами были дети. Они ухаживали за больными, писали за тяжелораненых письма домой, устраивали для бойцов концерты. Но не всех получалось эвакуировать. Много детей осталось на оккупированных территориях. Часто родители погибали, и дети оставались одни. Иногда их оставляли в действующей армии. Таких ребят называли “сыновьями полка”.
Я вам расскажу про одного такого маленького бойца. Звали его Петя Захватаев. Он служил во взводе обеспечения и на телеге доставлял бойцам боеприпасы. У него не было автомата. Его наградили медалью “За отвагу”. Дело было так. У бойцов, оборонявших важную высоту, кончились патроны и гранаты. Несколько смельчаков пытались пробиться к высотке с патронами, но все подступы простреливались, и подползти никак не удавалось. Тогда Петя уложил часть боеприпасов в волокушу, надел лямку через плечо и пополз по-пластунски. Но он опоздал. Наши солдаты уже отступили. Когда Петя оказался на высотке, он увидел, что наступают фашисты и наших бойцов нет. Тогда мальчик стал отстреливаться сам. Стрельбу услышали, и наши бойцы пришли ему на помощь. На следующий день командир вручил 14-летнему солдату медаль “За отвагу”. Сейчас мы попробуем доставить боеприпасы вот до этой высотки. Многие дети сражались вместе со взрослыми в партизанских отрядах. Рядом с именами легендарных героев войны Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева и многих других мы называем имена юных Героев Советского Союза, пионеров… (Показывает на стенд с портретами пионеров-героев и называет их.) Володя Дубинин, Валера Волков, Нина Сагайдак, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.
Мы с вами уже знаем о подвигах этих пионеров-героев. Сегодня я расскажу вам о Лене Голикове. Всю ночь группа партизан-разведчиков лежала в засаде у шоссе. Но дорога была тихой и пустынной. Под утро командир дал команду к отходу. Все партизаны ушли. Замешкался только Ленька. Только он собрался догонять своих, как показалась легковая машина. Отважный мальчик бросил гранату. Из машины выскочил и побежал немецкий офицер с портфелем. “Штабные документы!” – обрадовался юный партизан и бросился за фашистом. Короткая очередь – и офицер рухнул в траву. Когда Ленька вернулся в партизанский лагерь, на нем был немецкий китель с генеральскими погонами. На груди – два автомата: свой и трофейный. А в руках портфель, в котором оказались секретные чертежи новой мины. Много юных бойцов погибло в борьбе. Вечная слава героям!
А знаете ли вы, что одной из первых песен, написанных в первые дни войны, была «Священная война» – песня А. Александрова и В. Лебедева – Кумача. На одном из занятий вы ее уже слышали. Она вам запомнилась? Почему? Знаете, как она была создана?
Александр Васильевич Александров, автор музыки гимна нашей страны, профессор Московской консерватории написал несколько песен для своего ансамбля, многие из них были посвящены солдатской жизни. Впервые дни войны многие артисты ансамбля были отправлены на фронт, лишь одна группа осталась в Москве для проводов солдат, уходящих на войну. Александру Васильевичу предложили написать музыку к стихам, которые были напечатаны в газете «Известия» на второй день войны. Стихи сразу же понравились композитору. Он отложил все дела, взял газету с напечатанными стихами и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся к артистам своего ансамбля и исполнил свою новую песню. Она буквально потрясла всех. Тут же песня была выучена и исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, понял, что родился боевой гимн редкой призывной силы. Вскоре «Священную войну» пели по всей стране. Она звучала каждое утро по радио сразу после Кремлевских курантов. Ее слышали на переднем краю фронта, в тылу, в партизанских отрядах. Песня шла с солдатами в бой, вливала в них новые силы, отвагу, смелость. Эту песню знают все люди нашей страны – пожилые и молодые. Эта песня – гимн мужества и стойкости нашего народа. Теперь ее будете помнить и вы. Предлагаю еще раз ее послушать.
Война закончилась 9 мая. Этот день и стал в нашей стране великим праздником. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы гремит салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огнями. Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам-освободителям. Один из них находится в Трептов-Парке в Берлине – это памятник Воину-освободителю с девочкой на руках.
На нашей Родине после войны осталось много братских могил, на которых всегда лежат живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
Литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
5. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макарова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с. :