Татьяна Товаршинова Лазарева
Проект «Я познаю Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Я познаю Байкал»
Воспитатель: Лазарева Татьяна Владимировна
Актуальность:
Любой регион, любая местность неповторимы в своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал, которое частично расположено на территории республики Бурятия. Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды. Редкая чистота байкальской воды обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Уникальность озера Байкал признана на международном уровне.
Публикация «Проект „Я познаю Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В течение последних 50 лет природа Байкала интенсивно осваивается человеком. Расположенные на его берегах курорты, пансионаты, населённые пункты несут Байкалу угрозу. Всё меньше становится певчих птиц, всё больше пополняется список редких и исчезающих растений и животных, занесённых в Красные книги. В озеро попадают промышленные стоки или слабо очищенные, химический состав и свойства которых отличаются от среднего состава и свойств воды в притоках озера. Серьёзным источником загрязнения водной среды становится развивающийся туристический флот. Существенный ущерб экосистеме Байкала наносит неорганизованный туризм. Все эти факты свидетельствуют о том, что в последние годы экологическое равновесие экосистемы Байкала нарушено в результате отрицательных последствий хозяйственной деятельности в его бассейне.
В 1996 году Байкал включён ЮНЕСКО в список участков мирового природного наследия. Правительства многих стран взяли на себя обязательства сохранить это сотворённое природой чудо для будущих поколений.
В 1999году был учреждён День Байкала, он отмечается ежегодно в четвёртое воскресенье августа. Праздник получил общероссийское и общемировое признание, стал важной датой в нашем календаре.
В период 2008 – 2010 года с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» были выполнены погружения практически во всех районах Байкала. Основной целью данной экспедиции является привлечение, мировой и российской общественности к решению научных, экологических и социальных проблем Байкальского региона.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста высокую познавательную активность; показать какое огромное поле деятельности открывается для их пытливых умов и молодых сил при изучении тайн великого озера – Байкал.
Задачи проекта :
1. Знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием животного и растительного мира озера Байкал; дать понятие о том, что большинство видов животных и растений эндемичны, т. е. больше в мире нигде не встречаются.
2. Принимать участие совместно с родителями воспитанников в природоохранных акциях, воспитывать желание сохранять накопленный опыт предшествующих поколений.
3. Формировать активную жизненную позицию детей дошкольного возраста по сохранению уникальной Байкальской экосистемы.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе и ко всему живому.
Этапы реализации проекта :
Первый этап – подготовительный (информационно – организационный).
1. Анализ литературы.
2. Мониторинг детей.
3. Разработка цикла занятий на основе произведений Софьи Бунтовской «Экологически чистые сказки с берега Байкала».
4. Анкетирование родителей на тему: «Роль семьи в процессе формирования экологического сознания дошкольников».
5. Общее родительское собрание на тему: «Роль семьи и ДОУ в процессе формирования экологического сознания дошкольников».
Второй этап – основной (активное погружение в проект).
1. Экскурсии в музей Бурятского Научного Центра.
2. Экскурсии в детскую библиотеку им. А. Гайдара.
3. Проведение занятий из цикла «Экологические сказки с берега Байкала».
4. Конкурс рисунков на тему: «Как сохранить Байкал?».
5. Фотовыставка на тему «Где и как отдыхать туристу на Байкале?»
Третий этап – заключительный (расширение и отработка практических знаний).
1. Открытое занятие для родителей и педагогов на тему «Красоту Байкала спасёт «Мир».
2. Создание фотоальбома: «Где и как отдыхать туристу на Байкале?».
3. Презентация проекта : «Я познаю Байкал?» на педагогическом совете ДОУ.
4. Мониторинг результатов знаний детей.
Во время проведения первого этапа проекта нами был провёден анализ научно – популярной литературы, освещающей отдельные вопросы изучения и охраны Байкала. В основном эта литература предназначена для специалистов определённых областей наук либо для широкого круга читателей, интересующихся байкальской темой. В то же время практически отсутствует детская литература, учитывающая возрастные и психологические особенности дошкольников, позволяющая в доступной форме получить знания об уникальной Байкальской экосистеме.
Разработали цикл занятий, на основе произведений Софьи Бунтовской «Экологически чистые сказки с берега Байкала». Предлагаемые занятия стали своеобразным учебным пособием по экологии и байкаловедению, на них в интересной и доступной форме рассказывается о характерных природных явлениях байкальского региона, о влиянии климата и погоды на жизнь животных и растений, о взаимной зависимости всего живого на нашей земле.
Большую помощь в реализации нашего проекта оказали сотрудники музея «Геологии и минералогии» БНЦ СО РАН, ими были проведены экскурсии в музей с целью знакомства с экспонатами, отражающими историю изучения Байкала, его летописи, многообразие животного и растительного мира озера.
Дети нашего ДОУ регулярно посещали детскую библиотеку им. Гайдара, где принимали участие в природоохранных мероприятиях, посвящённых сохранению уникального озера.
Благодаря активному взаимодействию с родителями была создана фото - выставка на тему «Где и как отдыхать туристам на Байкале?».
Очень интересным было обсуждение открытого занятия «Красоту Байкала спасёт «Мир»; много эмоций было вызвано знакомство с глубоководным аппаратом «Мир» изнутри; во время виртуального путешествия было сделано немало личных открытий, многие взрослые и дети многое узнали о настоящем Великого озера.
Большая работа была проделана нами совместно с родителями по реализации проекта, но многое ещё предстоит сделать. Главная наша задача состоит в том, чтобы показать будущим поколениям все его чудеса и достопримечательности в естественном виде, а не только на уцелевших фотографиях. Сохранить Байкал – это выполнить свой долг перед Природой.
Технологическая карта проекта.
Месяц Мероприятия
Сентябрь.
1. Мониторинг среди детей старшего дошкольного возраста
2. Анализ литературы.
Октябрь.
1. Разработка цикла занятий.
2. Анкетирование среди родителей.
3. Проведение общего родительского собрания.
Ноябрь.
1. Экскурсия в музей Бурятского Научного Центра.
2. Конкурс рисунков на тему: «Как сохранить Байкал?»
Декабрь.
1. Проведение занятий из цикла «Экологические сказки с берега Байкала».
2. Фотовыставка на тему: «Где и как отдыхать туристу на Байкале?»
Январь.
1. Проведение занятий «Экологические сказки с берега Байкала».
2. Экскурсия в библиотеку им. А. Гайдара.
Февраль.
1. Конкурс рисунков на тему: «Как сохранить Байкал?»
2. Экскурсия в музей Бурятского Научного Центра.
Март.
1. Проведение открытого занятия: «Красоту Байкала спасёт МИР».
2. Участие в природоохранных мероприятиях.
Апрель.
1. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ: «Я познаю Байкал».
Май.
1. Проведение итоговых занятий из цикла: «Экологически чистые сказки с берега Байкала».
2. Итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Приложение 1
КОНСПЕКТ
Занятия в подготовительной к школе группе
«Красоту Байкала спасёт «Мир».
Задачи:
1. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.
2. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
3. Формировать бережное отношение к родной природе и ко всему живому.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на дно Байкала, самого глубокого пресноводного озера в мире. Ещё в 1997 году учёными были совершены первые погружения на глубину более километра на глубоководном аппарате канадского производства «Пайсис».
Как вы уже знаете, в 2008 году начались новые, современные глубоководные исследования озера, погружения осуществлялись с помощью обитаемых аппаратов «Мир – 1» и «Мир – 2». СЛАЙД 9 (Внешнее оборудование спускаемого аппарата «Мир – 2»)
В аппаратах погружались учёные, которые работают в Геологическом институте (ГИН СО РАН) и в Байкальском институте природопользования (БИП СО РАН) нашего Бурятского Научного Центра.
Сегодня у вас есть уникальная возможность побывать на глубоководном аппарате «Мир – 2» в качестве учёных исследователей. До начала погружения, нам необходимо выбрать командира, который займёт своё рабочее место и будет управлять аппаратом на протяжении всего путешествия. СЛАЙД 16 (Рабочее место командира)
Обратите внимание на оборудование кабины «Мир – 2», благодаря ему непрерывно измеряется глубина, температура за бортом, содержание кислорода в воде и т. д. (Оборудование кабины «Мир – 2»)
Все готовы, командир занял своё место, погружение началось. СЛАЙД 13 (Погружение началось) Наш аппарат уходит под воду со скоростью 35 метров в минуту. Ровно через час командир сообщает: «Достигли дна». Погода благоприятная, стоит небольшой ветер, но он не мешает нашей работе.
При помощи специального контейнера отбирается проба воды, для изучения её чистоты и состава. Опыт с водой. СЛАЙД 10 (Проба воды)
Мы на дне… Полная темнота… Глубина 1500 метров. Видим живые организмы – губки разноцветной окраски. (И на самом дне кипит жизнь)
Плоские белые черви, которые питаются микроорганизмами. СЛАЙД 36 (Черви)
Изучаем состав дна… проба глинистых отложений СЛАЙД 28 (глина)
Камни на дне покрыты чёрной плёнкой Слайд 43 (образец с глубины 1570 метров)
Каменистое дно ближе к берегу (поверхностей камней покрыта глиной)
Даже на самых больших глубинах мы видим разнообразные организмы, животный мир Байкала по оценкам учёных сильный и процветающий. Они ориентируются в полной темноте. СЛАЙД 37 (Гамарус)
А вот и рыбы… Голомянки составляют 70% массы живых организмов, отсутствие плавательного пузыря позволяет им находиться на всех глубинах озера. Она не имеет чешуи, а сквозь тонкую кожу хорошо просвечивает скелет. Тело её настолько прозрачно, что при освещении почти не даёт тени, а сквозь хвостовую часть можно читать текст. Слайд 38 (Голомянка)
Бычок охраняет долгие недели икру – так долго, что даже сверху покрылся тиной. СЛАЙД 40
Так много мы сегодня увидели, опустившись на дно Байкала. Но пора подниматься на поверхность, настоящая экспедиция длится восемь часов. СЛАЙД 41
После путешествия дети обмениваются впечатлениями: «Что понравилось, показалось необычным?»; «Что больше всего запомнилось?».
После возвращения предлагаю детям сделать коллективную работу – коллаж «Чудеса на дне Байкала».
Ребята, исследования на озере Байкал постоянно проводятся учёными – лимнологами, лимнология – наука изучающая развитие и многообразие озёр, возможно, когда вы вырастете вас, всерьёз заинтересуют проблемы Байкала, и вы внесёте свой вклад, в дело сохранения великого озера для будущих поколений.