Приложение МААМ

Проект как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника

Галина Кобзева
Проект как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника
▼ Скачать + Заказать документы

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Новые знания должны быть взяты из реальной жизни, тогда ребенку будет легче воспринимать окружающий мир, а при решении окружающих проблем он будет опираться на знания, полученные ранее. Педагог в этом случае лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. В результате такая форма работы с детьми приобретает очертания проектной деятельности.

Публикация «Проект как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника» размещена в разделах

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема», для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой родительский опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.

Использовать педагогическую технологию проектов мы начали с 2008 года. Предпосылками использования метода проектов явились :

- потребность педагогов в инновационной деятельности;

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- многофункциональное взаимодействие с социумом.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь были использованы следующие формы работы:

Консультации по темам:

«Проектный метод как метод развивающего обучения»

«Виды проектов и использование их в разных возрастных группах»

«Разработка проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»

«Проектная деятельность : культура и экология»

Семинары-практикумы:

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Проекты :

«Маленький исследователь»

«Театр и дети»

«Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГТ»

«Физкультура и здоровье»

В результате такой организованной работы с педагогическими кадрами мы увидели преимущества проектного метода : он является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; повышает качество образовательного процесса; служит развитию творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоенные педагогами технологии проектирования позволили повысить уровень их профессионального мастерства и создали в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

А теперь давайте рассмотрим, как воспитатель должен планировать проект с детьми. Прежде всего, должен быть составлен план воспитателя по подготовке проекта, который отражает:

1. Цель проекта (она ставится на основе изученных проблем детей, их интересов).

2. Разработка плана достижения цели (т. е. один воспитатель с детьми будет осуществлять данный проект или необходимо привлечь родителей, специалистов).

3. Составление плана-схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план-схему проекта непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми.

6. Совместная деятельность родителей с детьми (домашние задания и задания для самостоятельного выполнения).

7. Презентация проекта.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы : постановка цели, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов. Рассмотрим, как решаются задачи на каждом этапе проектной деятельности на примере проекта «Встречаем Весну-красну».

На первом этапе педагоги сформулировали проблему-цель «Как мы узнаем, что к нам идет весна?». Определили продукт проектной деятельности – подарок для Весны – красны (изготовление венка из цветов в технике квилинга, оформление коллажа «Весна стучится в окна», проведение развлечения «Весна, весна! Приди красна». На этом этапе решали различные задачи, направленные на умение детьми получать информацию, используя различные источники, делать выводы из ее анализа, задавать вопросы на интересующую тему. Дети входили в проблему (где Весна-красна оставила первые шаги, вживались в игровую ситуацию, решали задачу (поисковая работа по подбору иллюстративного материала) и уточняли задачи проекта. На этом же этапе ставились задачи по формированию умений ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, решать проблему разными способами (прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать, понимать инструкцию и алгоритм деятельности (делать запруды, пускать кораблики, планировать этапы своей деятельности. Во время работы над проектом педагоги стремились воспитать у детей умение получать необходимую информацию при общении, выслушивать своего сверстника, согласовывать с ним собственные предложения, уступать, убеждать и приходить к общему решению.

На втором этапе (разработка проекта) педагоги подводили детей к мысли о различных способах решения задач первого этапа, поэтому дети, разделившись на подгруппы проводили наблюдения, эксперименты с водой, со снегом, ветками деревьев, выявляли проблемы, выдвигали гипотезы и проверяли их экспериментально. Например, дошкольники изучали свойства снега: где снег быстрее растает: разбросанный по асфальту или в снежном коме, где быстрее распустятся листочки на деревьях или веточках, поставленных в вазу. Детям приходилось планировать свою деятельность, что для этого нужно взять, к кому обратиться за помощью, что необходимо для зарисовки опытов.

На третьем этапе педагоги организовали поэтапную работу над проектом : поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность. Дети решали поставленную перед ними задачу разными путями (рассматривание репродукций картин И. И. Левитана «Март», А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; аппликация «Первые проталинки», лепка «Подснежник»; чтение художественных произведений, разучивание закличек, песен; оформление группового коллажа «Весна стучится в окна» и т. д.). У дошкольников формировалось умение принимать решение и применять полученные знания, организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца.

На четвертом (презентационном) этапе дети готовились к защите проекта «Встречаем Весну-красну», договаривались, где они разместят подарки для Весны-красны, групповой коллаж «Весна стучится в окно», как организуют развлечение «Весна, весна! Приди красна».

В ходе проектной деятельности педагогами были учтены : во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим. Во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования, сбор, анализ и систематизация полученных данных, подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

В своей работе педагоги использовали следующие типы проектов :

- познавательные проекты (Журнал «Почемучка», дети находят ответ на тот или иной вопрос «Почему зимой идёт снег», «Почему осенью опадают листья с деревьев», «Памятные места нашего города», «Наши братья меньшие», «Путешествие в Царство Математики», «От кареты до ракеты», «Красная книга»)

- творческие проекты («Театральная неделя»; «Наш вернисаж» (времена года); «Весёлая ярмарка»; «Старая сказка на новый лад»; «Зимние фантазии»)

- игровые проекты : (игры-путешествия (в подводное царство, космические путешествия); сюжетно-ролевая игра «Театр»; игра «Строим город будущего»; строим сказочный снежный городок.

Для нас положительным моментом внедрения технологии проектной деятельности стало изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в группе; знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т. е. знания нужны детям и поэтому интересны; приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, рассмотренный выше метод проектной деятельности дает представление о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Встречаем Весну-красну»

Вид проекта : познавательный, творческий

Продолжительность: недельный

Участники: воспитатели, дети старшей группы

Актуальность: в связи с сезонными изменениями в природе и приобретаемыми детьми знаниями по направлению «Познавательно-речевое развитие детей» возникает потребность более углубленного исследования вопроса: «Как мы узнаем, что к нам идет весна?»

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских и творческих способностей детей, формирование познавательной активности в ходе наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи образовательных областей :

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать умение оказывать необходимую хозяйственную помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса;

- развивать у детей способности создавать композиции в технике «квилинга»

- воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательное развитие:

- расширять знания детей о весенних изменениях в природе;

- закрепить умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, жизни людей;

- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

Речевое развитие:

- развивать у детей умение использовать в речи логически построенные высказывания;

- формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации;

- поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации;

- закреплять умение читать стихи и заклички.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

- поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла;

- продолжать развивать восприятие детей, эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного нежного характера;

- развивать умение детей выражать свои музыкальные впечатления от прослушанной музыки в рисунке, в суждениях.

Основные направления реализации проекта :

- непосредственно образовательная деятельность на тему «Весна», художественный труд «Подарок для Весны-красны»;

- совместная деятельность воспитателя с детьми – наблюдения за весенними явлениями в природе, чтение художественной и энциклопедической литературы, беседы с детьми, проведение опытов, продуктивная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей – прогулки в парк, рисование на тему «Весна приходит за зимой»

Предварительная работа:

- поисковая работа по подбору опытов, иллюстративного материала для реализации темы проекта;

- подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение Н. Сладков «Весенние радости; Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»;

- рассматривание репродукций картин: И. И. Левитан «Март», А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

- разучивание стихотворения Э. Мошковская «Весна»;

- разучивание закличек, песен: «Весна красна ты с чем пришла?», «Весна, весна красная приди весна ясная»;

- дидактические игры: «Животные весной», «Угадай, что это?», «С чем пришла весна?»;

- оформление группового коллажа «Весна стучится в окна»;

- оформление информационного объявления для родителей (домашнее задание к проекту «Встречаем Весну-красну»

Обеспечение проекта :

- материально-техническое (оборудование для опытов, материалы для художественного труда, аудио-видео записи по теме, методическое (пособие «Родная природа» (весна, иллюстративный материал).

Предполагаемый результат:

- самостоятельное аргументированное объяснение ребенком первых примет весны в природе.

Продукт проектной деятельности :

- подарок для Весны-красны (изготовление венка в технике квилинга)

- развлечение «Весна, весна! Приди красна».

Презентация проекта :

- обоснование детьми результатов исследовательской деятельности и ответ на вопрос «Как мы узнаем, что к нам идет весна?»

- выставка совместных работ родителей и детей: групповой коллаж «Весна стучится в окно»

Литература

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 64 с

2. Боровлёва А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. -2006. - №7. – С. 76-80.

3. Горбунова И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2013, с. 24-28

4. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М. : АРКТИ, 2005

5. Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 10.- С. 36-46

6. Назарова В. М. Управление инновационными процессами в ДОУ. Управление дошкольным учреждением. - 2005. – №6.- С. 32

7. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации – М. : АРКТИ, 2003

8. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010 – 234 с

Публикации по теме:

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация «Цифровой ресурс МЭО как средство организации дистанционного образовательного процесса с дошкольниками» Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект «Оформление детского участка и создание предметно-развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями»Проект «Оформление детского участка и создание предметно-развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями» Проект: «Оформление детского участка и создание предметно - развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями» Автор проекта –.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника
Опубликовано: 6 марта 2023 в 08:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кобзева (УИ 3199196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД