Лучший педагог года

Проект «Кладовая русских народных игр»

Фокина Ольга
Проект «Кладовая русских народных игр»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Автор Фокина Ольга Евгеньевна

Воспитатель 1 кв. категории

«Кладовая народных игр»

Обоснование необходимости данного проекта

Семья – уникальный социальный институт, дающий ребенку ощущение психологической и эмоциональной защищенности, поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Публикация «Проект „Кладовая русских народных игр“» размещена в разделах

У семейного и общественного воспитания своё предназначение, своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. Чтобы создать благоприятные условия для воспитания, обучения и сохранения здоровья ребенка, педагогам ДОУ и родителям необходимо выстроить отношения сотрудничества.

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Ведь чем лучше работают мышцы, тем более ребенок жизнерадостен, бодр, активен в познании мира. Забота о детях, их счастье, благополучии, о сохранении их здоровья всегда будет главной задачей семейного воспитания. Если родители привили ребенку любовь к движению, вырастили его ловким и сильным, то ребенку будет намного легче вступить в новый период – школьный возраст.

Основной вид деятельности дошкольников - игра. Игра – это жизнь для детишек, а для педагогов и родителей – метод воспитания. С помощью подвижных игр мы развиваем быстроту и ловкость, меткость, силу и выносливость, а также учим добру и справедливости, учим подчинять личные мотивы общественным. Кроме того, подвижные игры способствуют воспитанию дисциплины, воли, учат быть честными. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами, с их помощью мы можем выработать навыки произвольного поведения, а также увеличить самостоятельную двигательную активность дошкольников. Народные подвижные игры обладают огромным потенциалом не только для физического развития ребенка, но и для формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны. Тем самым создается основа для развития патриотических чувств детей. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. Издавна игры были непременным атрибутом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детской субкультуры. Для их возрождения не только в детском саду, но и в семейном воспитании мы решили разработать проект «Кладовая народных игр».

Цель проекта : повысить компетентность родителей в области физического развития детей и активизации их двигательной активности посредством народных игр.

Задачи проекта :

• Сформировать у родителей положительное, ответственное отношение к физическому развитию детей посредством народных игр;

• организовать развивающую пространственно-предметную среду, направленную на активизацию двигательной активности детей;

• расширить представление о народных подвижных играх, имеющих огромное значение не только для физического развития детей, но и для воспитания любви к родине, народной культуре.

Ожидаемые результаты

1. Участие в данном проекте позволит сформировать у родителей и педагога ответственное отношение к физическому развитию детей посредством народных подвижных игр, расширить представление о народных подвижных играх.

2. В процессе реализации данного проекта в группе будет создана развивающая пространственно-предметная среда, направленная на активизацию двигательной активности.

3. Для педагога этот проект важен тем, что в ходе его реализации он обогатит свой жизненный и профессиональный опыт, благодаря общению с родителями.

Критерии (показатели) обнаружения желаемых результатов

1. Улучшатся все показатели физического развития детей: сила, ловкость, выносливость.

2. В свободной двигательной деятельности дети будут отдавать предпочтение народным подвижным играм.

3. Увеличится количество семей, активно участвующих в совместной разработке и проведении различных воспитательных событий в группе.

4. Народные подвижные игры станут частью семейного досуга.

1 этап – диагностический

Цель: изучить семьи воспитанников.

Задачи:

• Выявление имеющихся трудностей в области физического развития и активизации двигательной активности детей посредством народных подвижных игр.

• Выявление положительного семейного опыта активизации двигательной активности посредством народных подвижных игр.

• Выявление ожиданий родителей относительно детского сада и степени готовности к сотрудничеству.

Планируется провести следующие мероприятия:

Анкетирование – с целью выявления знаний в области физического развития детей и понимания роли народных подвижных игр в этом процессе.

Наблюдение – с целью выявления, владеют ли дети знаниями о народных подвижных играх и умеют ли играть в народные подвижные игры.

Индивидуальные беседы – с целью выявления положительного опыта семейного воспитания и оздоровления при помощи народных подвижных игр.

Детские рисунки – с целью выявления знаний ребенка о народных играх.

Полученная нами информация на диагностическом этапе позволит узнать, в какой степени родители владеют информацией о том, что активизация двигательной активности посредством народных подвижных игр - это не только путь к здоровому образу жизни, но и формирование положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны. Выявить, понимают ли родители важность физического развития для ребенка и владеют информацией, для того чтобы добиться успехов в этом направлении в семейном воспитании. Кроме того, полученная информация позволит выявить стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей в выбранном нами направлении.

2 этап – мотивационный

Цель: актуализировать у родителей потребность в диалоге с педагогами, в совместной деятельности, направленной на полноценное развитие детей.

Сроки: октябрь 2014г.

Задачи:

• Вовлечь родителей в творческую, продуктивную, игровую деятельность детей в группе.

• Способствовать формированию уважительного отношения к мнениям других родителей в группе и осознанию этих мнений, как имеющих право на существование.

• Способствовать принятию в коллективе родителей любого из них как равной личности, развитию готовности учитывать потребности, жизненный и профессиональный опыт, индивидуальные способности, интересы и особенности семьи в данный момент ее развития.

На данном этапе планируется провести следующие мероприятия:

Изготовление семейной книги «Игры наших бабушек и дедушек» с целью демонстрации успешного опыта в области физического развития детей посредством народных подвижных игр.

Развлечение на свежем воздухе «Народные осенние гуляния» с целью создания положительного эмоционального настроя, благоприятных условий для общения родителей, детей и педагогов;

Фотовыставка «Семейные традиции здорового образа жизни» с целью презентации положительного семейного опыта по оздоровлению детей;

Дискуссия «Народные подвижные игры : нужны ли они современным дошкольникам?» с целью выявления разнообразных родительских мнений по выбранному нами направлению.

Пополнение центра «Здоровейка» атрибутами для народных игр.

На данном этапе педагоги и родители будут действовать вместе: планировать и организовывать общие мероприятия, обмениваться информацией о развитии ребенка.

3 этап – основной

Цель: приобретение родителями и педагогами опыта сотрудничества по повышению двигательной активности детей средствами народных подвижных игр в условиях ДОУ и семьи.

Сроки: ноябрь 2014г. - апрель 2015г.

Задачи:

• Расширить и углубить представления родителей в области физического развития и активизации двигательной активности детей.

• Расширить представления о значимости народные подвижных игр не только для физического развития ребенка, но и для формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны.

• Повысить компетентность родителей в вопросах более конструктивного общения с детьми.

На данном этапе планируется провести следующие мероприятия:

Цикл консультаций «Значение народных игр в развитии наших детей» с целью информирования родителей в области физического развития детей и активизации двигательной активности посредством народных подвижных игр.

Круглый стол с элементами кейс-стади «Народные игры как способ проведения досуга в современной семье» с целью повышения компетентности родителей при помощи анализа конкретных ситуаций, рассмотрения всех предложенных родителями методов разрешения конкретной ситуации и выбора наиболее благоприятных средств воспитания ребенка в ДОУ и семье.

Мастер-класс «Бабушка, поиграй со мной» с целью презентации для молодых родителей семейных традиций организации народных игр в расширенных семьях.

Познавательная семейная викторина «Народные игры наших предков» с целью повышения знаний о народных играх и их значении в физическом развитии детей.

Семейный праздник «Широкая русская Масленица» с целью сплочения родительского коллектива и создания условий для активного участия родителей в планировании данного воспитательного события.

Семинар-практикум «Кладовая народных игр» с целью формирования положительного отношения к народным играм, как средству укрепления здоровья детей дошкольного возраста;

Создание «Сборника народных подвижных игр» с целью обобщения семейного опыта и презентации его другим родителям.

Мы надеемся на то, что мероприятия, проведенные на этом этапе, будут полезными не только для осознания народной игры как мощного способа физического развития детей и формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны, но и для сплочения родительского коллектива. Работа на данном этапе позволит родителям увидеть себя со стороны, осмыслить конструктивность собственного семейного воспитания, повысить компетентность в области физического развития.

Запланированные формы работы с семьями воспитанников позволят педагогам выступать в роли консультантов, помощников, при этом ненавязчиво передавать необходимые педагогические знания, и самим педагогам повысить свою компетентность в процессе общения с родителями.

4 этап – контрольно-оценочный

Цель: определить эффективность совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Сроки: апрель 2015г.

Задачи:

• Выявить изменение в позициях родителей по отношению к физическому развитию детей и значимости в этом развитии народных подвижных игр.

• Выявить динамику в двигательной активности посредством народных игр в условиях семьи.

На данном этапе планируется провести следующие мероприятия:

Анкетирование с целью выявления динамики в области физического развития и понимания значения народных игр в этой области;

Наблюдение с целью выявления изменений в выборе игр детьми во время прогулки;

Индивидуальные беседы с целью выявления позиций родителей по данному направлению и их отношения к проделанной совместной с педагогами работе.

Фотовыставка «Семейные народные праздники» с целью презентации совместной работы родителей, детей и педагогов.

Данные мероприятия позволят выявить изменения в отношении родителей к физическому развитию детей и понимания значимости в этом развитии народных игр.

На данном этапе мы надеемся, что жизненный опыт родителей может стать источником информации, помощи и поддержки педагогу и ребенку по выбранному нами направлению. Это даст возможность всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувства причастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своих детей.

Приложение 1

План по работе с родителями на 2014-2015 уч. год по физическому развитию и активизации двигательной активности по средствам народных подвижных игр.

Форма Тема Цель Сроки Ответст.

Диагностический этап

Анкетирова-

ние «Народные игры и их значение для здоровья» Выявление знаний в области физического развития и значения в этом развитии народных подвижных игр.

3 неделя сентября 2014г. педагоги

Наблюдение «Народные игры в жизни детей» Выявить владеют ли дети знаниями и умеют ли играть в народные подвижные игры. 3-4 неделя сентября 2014 г. педагоги

Индивидуаль-

ные беседы «Традиции народных игр в моей семье» Выявления положительного опыта в семейном воспитании и оздоровлении при помощи народных подвижных игр. 4 неделя сентября 2014 г. педагоги

Выставка детских рисунков «Народные игры» Выявления знаний ребенка о народных играх.

3-4 неделя сентября 2014г. педагоги

Мотивационный этап

Семейная книга «Игры наших бабушек и дедушек» Демонстрация успешного опыта в области физического развития детей по средствам народных подвижных игр 1 неделя октября 2014 г. педагоги родители

Праздничное развлечение

«Народные осенние гуляния»

Создание положительного эмоционального настроения, благоприятных условий для общения родителей, детей и педагогов 2 неделя октября 2014 г.

Педагоги родители муз. рук. физ. рук.

Дискуссия «Народные подвижные игры нужны ли они современным дошкольникам?» Выявление разнообразных родительских мнений по выбранному нами направлению 3 неделя октября 2014г. педагоги

Фотовыстав-

ка «Семейные традиции здорового образа

жизни» Презентация положительного семейного опыта по оздоровлению для родителей группы 4 неделя октября 2014 г. Педагоги

родители

Основной этап

Цикл консультаций «Значение народных игр в развитии наших детей» Информирование родителей в области физического развития детей и активизации двигательной активности посредством народных подвижных игр Одна консуль-

тация в месяц Педагоги

родители

Круглый стол с элементами кейс-стади «Народные игры как часть досуга в современной семье» повышение компетентности родителей при помощи анализа конкретных ситуаций, рассмотрения всех предложенных родителями методов разрешения конкретной ситуации и выбора наиболее благоприятных для воспитания ребенка в ДОУ и семье Ноябрь 2014г. Педагоги родители

Мастер-класс «Бабушка поиграй со мной!» Презентация семейных традиций народных игр в расширенных семьях для молодых родителей.

Январь 2015г. Педагоги родители муз. рук.

Познавательная семейная викторина «Что? Где? Когда?» «Народные игры наших предков» Повышение знаний о народных играх и их значении в физическом развитии детей Февраль 2015 г. Педагоги родители

Семейный праздник «Широкая русская масленица» сплочение родительского коллектива и создание условий для активного участия родителей в планировании мероприятия Март 2015 г. Педагоги родители муз. рук.

Физ. рук.

Семинар-практикум «Кладовая народных игр» Формирование положительного отношения к народным играм, как средству укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Апрель 2015 г. Родители педагоги

Муз. рук.

Физ. рук.

Книга «Сборник народных подвижных игр» обобщения семейного опыта и презентация его другим родителям Конец апреля 2015г Родители

педагоги

Контрольно-оценочный этап

Анкетирование «Народные игры в современном мире» выявление динамики в области физического развития и значения народных игр в этой области;

Май 2015 г. педагоги

Наблюдение «Народные игры в жизни детей» Выявление изменений в выборе игр детей во время прогулки; Май 2015г. педагоги

Индивидуаль-

ные беседы

«Народные игры в нашей семье»

Выявление позиций родителей по данному направлению, и их отношения к проделанной совместной работе с педагогами

Май 2015 г.

педагоги

Фотовыставка «Семейные народные праздники» презентация совместной работы родителей, детей и педагогов. Май 2015 г. Родители педагоги

Приложение 2

Народные игры и их значение для здоровья детей

Уважаемые родители, пожалуйста, заполните анкету. Ваши ответы помогут нам выстроить работу по физическому воспитанию детей посредством народных подвижных игр. Просим вписать ваши ответы на вопросы или подчеркнуть из вариантов более подходящий ответ.

1. Играете ли Вы с ребенком? Если да, то как часто?___

2. В какие игры Вы предпочитаете играть с ребенком?

a) настольные

b) сюжетно-ролевые

c) народные подвижные игры

3. Играли ли Вы в детстве в народные подвижные игры? Если да, то в какие?___

4. Есть ли в вашей семье традиции народных подвижных игр?___

5. Как Вы думаете, какие игры наиболее благоприятно влияют на физическое развитие и активизацию двигательной активности детей?___

6. Как Вы думаете кроме качеств, относящихся к физическому развитию (сила, ловкость, координация движений, сноровка, на какие качества еще влияют благоприятно народные подвижные игры?

a) знания и представления об окружающем мире

b) развитие мышления

c) смекалка

d) морально-волевые качества

e) уважение к народной культуре

f) свой вариант ответа___

7. Активно ли вы и ваш ребенок проводите свое свободное время? Если да, то напишите, как вы любите проводить свой досуг?___

8. Часто ли болеет ваш ребенок? Если да, то что в большей мере влияет на здоровье вашего ребенка?

a) Экология

b) Малоактивный образ жизни

c) Наследственные заболевания

d) Свой вариант ответа___

9. Как вы полагаете, какой вариант двигательной активности выберет Ваш ребенок?

a) Народные подвижные игры

b) Утренняя гимнастика

c) упражнения на занятиях по физическому воспитанию

d) Свой вариант ответа___

10. Как Вы думаете, интересны ли народные игры для современных дошкольников?___

Спасибо за ответы!

Приложение 3

Сценарий семинара-практикума «Ярмарка народных подвижных игр»

Предварительная работа:

• Приглашение на семинар-практикум «Ярмарка народных подвижных игр»

• Индивидуальные приглашения для всех семей

• Создание творческой группы для написания сценария проведения семинара-практикума из числа педагогов (узких специалистов) и активных родителей

• Распределение ролей (Скоморох, Берегиня – медицинская сестра, родитель)

Оформление зала: украшаем цветами, на стенах иллюстрации детей, играющих в народные игры

• Изготовление атрибутов к народным играм

• Фотовыставка, выставка детских работ и авторских книг.

Цель: Формирование положительного отношения к народным играм, как средству укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Приглашение для родителей:

Мы приглашаем Вас на семинар

В нарядный музыкальный зал!

Где будут игры и веселье,

Где Вы получите уменье,

Как Вам детей своих развлечь,

Ну и конечно обеспечить

Здоровьем, бодростью всегда

И в этом Вам помощник – Игра!

Мы рады будем видеть Вас,

Вот в этот день,

Вот в этот час.

Эй! Народ!

К нам заходите.

Вы на время

Не скупитесь.

Мы расскажем

Вам про игры,

Как потешить

Русский Люд.

Как народные гуляния,

Укрепляли достоянье!

Закаляли не на шутку,

Наших маленьких ребят!

В фойе встречают гостей скоморох: трубит в дудочку.

Здравствуйте родители!

В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Проходите без стесненья!

Билетов не надо,

Предъявите только нам

Весёлое настроение!

(Родители занимают места в зале. В зал заходит Забавушка – ведущая-родитель.)

Забавушка:

Ой, что за честной народ здесь собрался?

Что за праздник будет тут, кто бы догадался?

Скоморох:

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь,

Удобнее располагайтесь!

Какие вы все ладные да нарядные!

В гости нас всех пригласили

И совсем не пояснили,

Что ж такое будет тут,

Объясненья гости ждут.

Забавушка:

Семинар наш не простой,

А народных подвижных игр.

Собирайся народ,

Кто в игру играть идет?

Народная подвижная игра по выбору инициативной творческой группы.

Скоморох: Ох, и хорошо мы играли! Весело!

Забавушка: Скоморох, а ты знаешь откуда появились народные игры?

Скоморох: Нет.

Забавушка рассказывает о значении народных подвижных игр в нравственном и эстетическом воспитании детей, возможно с использованием мультимедийной презентации по желанию родителя, выступающего в этой роли, и подготовившего данное выступление.

Скоморох: Оказывается, как важны игры! А давайте все вместе поиграем в русскую народную игру.

Игра выбирается родителями в ходе обсуждения сценария мероприятия.

Скоморох:

А в былые времена русский народ был весёлый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту. Ловкость. Предлагаю вам, дорогие гости, поиграть в русскую народную игру (выбирается по желание родителей, которые подготавливают игру). Ее для вас подготовила семья … .

Скоморох: Ох, и наигрался я, устал! Оказывается, игры могут заменить нам занятие физической культурой!

Забавушка: О роли игр в физическом воспитании и оздоровлении детей расскажет нам Берегиня (мама ребенка нашей группы, медицинская сестра)

В зал входит Берегиня.

Берегиня рассказывает о значении народных игр в оздоровлении детей, возможно с использованием мультимедийной презентации.

Скоморох:

Много народных игр на свете,

С ними поближе познакомимся, мы.

Следующую игру нам представит семья…. .

Игру выбирает семья по своему желанию.

Скоморох: А я когда был маленьким Скоморошком, любил играть в веселые жмурки. И семья …. научит всех этой игре.

(Русская народная игра «Обыкновенные жмурки». Одному из игроков – жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

-Кот, кот, на чём стоишь?

-На квашне.

-Что в квашне?

-Квас.

-Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Скоморох:

А в какие игры в детстве играли ваши маменьки и тятеньки? Давайте у них спросим.

Скоморох опрашивает родителей. Выбирается игра в которую в детстве играли большинство родителей.

Забавушка:

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце

Дайте, как цветку открыться.

Душу детскую щадите

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться.

Скоморох: Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем семинаре-практикуме. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора

Сегодня скажут громко-громко,

Да здравствует игра! (произносят хором) .

Забавушка: Вот и подошел к концу наш семинар-практикум. Нам очень важно знать, понравилось ли Вам семинар? Интересно ли Вам было принимать участие в организации и в ходе проведения? Узнали ли Вы полезную и интересную для Вас информацию?

Последующая работа:

Родителями группы решено издать «Сборник народных подвижных игр».

Публикации по теме:

Использование русских народных игр на прогулке и в спортивных досугах Использование русских народных игр на прогулке и в спортивных досугах. Хочу вашему вниманию предложить несколько игр, которые можно использовать.

Фестиваль русских народных подвижных игрФестиваль русских народных подвижных игр Игровая культура России когда-то была одной из самых богатых в мире. От нас – взрослых во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась.

Картотека русских, мордовских, татарских народных игр для старшего дошкольного возраста ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни.

Конспект развлечения «Весну встречаем. С использованием русских народных игр» 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида №26 «Ёлочка». Конспект развлечения на тему: «Весну встречаем. С использованием русских народных.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок». Цитата: «Представляется.

Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.

Проект «Волшебный мир Русских Народных Сказок» Предусматривались следующие этапы реализации проекта: Этапы внедрения проекта Виды деятельности Содержание деятельности Педагог Дети Родители.

Развлечение «На бабушкином дворе» для детей среднего дошкольного возраста с использованием русских народных игр Цель: познакомить детей с элементами русского фольклора, учить отгадывать загадки, развивать внимание, умение слушать, повторять слова игр.

Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников Пояснительная записка Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера,.

Воспитание жизнеспособной личности средствами русских народных игр. Воспитание жизнеспособной личности средствами русских народных игр. Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кладовая русских народных игр»
Опубликовано: 18 июня 2017 в 09:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД