Проект «Коллекционирование пуговиц»

Наталья Мазаник
Проект «Коллекционирование пуговиц»

Даже самое странное собирательство не является пустым занятием,

поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор,

вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то,

чего не видят другие.

Л. А. Жаданов

«Вы можете стать архангелом, дураком или преступником,

и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица –

каждый обратит на это внимание».

Э. М. Ремарк

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи проекта:

• развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;

• организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;

• развитие мыслительной активности и творческих способностей;

• совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;

• развитие коммуникативных навыков;

• обогащение сенсорного опыта детей;

• развитие лексико-грамматического строя речи;

• развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;

• воспитание нравственно - волевых качеств;

• применение полученных знаний в жизнь.

Участники проекта: воспитатели группы компнсирующей направленности МБДОУ №3 Мазаник Наталья Вячеславовна, Рыжкова Светлана Владимировна, учитель-логопед Берсенева Ольга Петровна, помощник воспитателя Коковина Надежда Сергеевна, дети группы компенсирующей направленности (возраст 6-7 лет, родители воспитанников.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

• заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

• повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;

• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

• создание «Мини-музея пуговиц» в группе.

Срок реализации: среднесрочный.

Этапы реализации проекта:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П. Ф., Постниковой П. К., Сорокиной А. И., Щукиной Г. И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

Существует научное название данного вида коллекционирования - филобутонистика (от англ. button - пуговица).

Подготовительный этап.

Формы работы с детьми:

• определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях «коллекционирование», «коллекция», «коллекционер»;

• обсуждение темы проекта;

• определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах.

Формы работы с родителями:

• проведение консультации «Коллекция пуговиц – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста».

• подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

• подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;

• создание необходимых условий для реализации проекта.

Основной этап.

Формы работы с детьми:

• Познавательная деятельность.

Посещение интернет-музея пуговицы. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.

Загадки о пуговице (см. приложение 1).

Стихи о пуговице (см. приложение 2).

Пословицы и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).

Приметы о пуговицах (см. приложение 4).

• Игровая деятельность.

Дидактические игры: «На что похожа пуговица, «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету».

Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».

• Продуктивная деятельность.

Рисование: «Нарисуем пуговицу».

Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка»).

Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Весёлый человечек», «Козлик»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений; пришивание пуговиц.

• Экспериментально-поисковая деятельность.

Рассматривание пуговиц под лупой.

Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

• Речевая деятельность:

Составление описательных рассказов о пуговицах.

Речевые упражнения «Какая пуговица.

«Подбери и расскажи».

Придумывание сказок и историй.

Формы работы с родителями:

• Беседы с родителями о важности данной проблемы.

• Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».

• Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.

• Привлечение родителей к пополнению загадок, стихов, поговорок, пословиц, примет о пуговицах.

• Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.

Заключительный этап.

Формы работы с детьми, родителями:

• Представление «Мини-музея пуговиц».

• Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.

Планируемый результат:

• Полученную коллекцию мы планируем использовать на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в экспериментально-поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.

• Участие в проекте должно способствовать повышению познавательной активности детей (активному проявлению интереса к предметам окружающего мира, установлении связи между свойствами предметов и их использованием).

• Расширить кругозор, цветовосприятие, познание формы; проявление фантазии.

• Укрепить взаимоотношение между участниками проекта (детьми, родителями, педагогами).

Проект должен быть интересным для всех его участников. История пуговицы должна захватить детей и их родителей, для дальнейшего коллекционирования.

• Главное, чему должен научить проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

Литература.

1. Альперович Ю. И. Республика чудаков или 1000 и одна страсть. М., 1970;

2. Андроников И. Л. Личная собственность: [о собирателях редкостей]. М., 1960;

3. Власов В. Г., Гортинский Е. М. Если ты собираешь марки, значки. М., 1975;

4. Жаданов Л. А., Сагалов 3. В. О чём рассказывают коллекции. М., 1978;

5. Забочень М. Филокартия: (Краткое пособие-справочник). М., 1973;

6. Ильинский В. Н. Коллекция служит людям. Л., 1973;

7. Стальбаум Б. Твоя коллекция: Монеты, марки, этикетки, открытки. М., 1963.

Три месяца мы работали над этим проектом. Теперь можем показать, что мы за это время сделали.

Работы детей из пуговиц

Проект «Коллекционирование пуговиц»

Поделки родителей совместно с детьми

А еще мы учились пришивать пуговицы разными способами

Публикации по теме:

Конкурс «Утренняя звезда».Конкурс «Утренняя звезда». Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение,.

Экологическое воспитание дошкольников Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она была всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и.

Автор публикации:
Проект «Коллекционирование пуговиц»
Опубликовано: 1 мая 2014 в 12:16
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Новый год встречаем — группу украшаем»
Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам. А мы и рады, с нетерпением ждём самый любимый,...
Фотоотчёт занятия по изодеятельности знакомство с техникой «пуантилизм»
Фотоотчёт занятия в старшей группе по изодеятельности знакомство с техникой "пуантилизм". Цель: создание картины в технике пуантилизм Задачи: - дать...
Скандинавская ходьба «Шагаем в здоровое будущее»
Нестандартное физкультурное оборудование. В Россию необычный вид спорта пришёл сравнительно недавно, но уже успел приобрести поклонников. Причина все...
Фотоотчет с занятия по аппликации «Рождественский носок»
Немного цветной бумаги, шаблоны, простой карандаш, клей и ножницы, и вот оригинальная открытка из бумаги «Рождественский носок» - готова. Бумага – это...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной речи, обобщение и...