Татьяна Алекберова
Проект «Колоколов серебряные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад является республиканской стажировочной площадкой в целях приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских Республики Бурятия. Реализуя программу по приобщению детей к истокам народной культуры, воспитанию духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста, ведется работа над проектом «Колоколов серебряные звуки». Исследования в рамках проекта позволит подойти к изучаемой теме в интеграции в познавательной, игровой деятельности, а также в музыкальном и эстетическом воспитании.
Публикация «Проект „Колоколов серебряные звуки“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
Ведь колокольчик – удивительный предмет, музыкальный инструмент, который является неотъемлемой частью народной культуры. Колокольчик – безусловно, предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики просто украшающие наш быт.
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства сопричастности к истории, укладу духовной жизни семейского народа, желания быть продолжателями народных традиций.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Колоколов серебряные звуки», так как колокольный звон является символом русской духовности и имеет огромное значение для культурного наследия. Колокольный звон, идущий из глубин веков, имеет великую силу и помогает ощутить себя частью Отечества.
Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности.
Началось все с валдайских колокольчиков, которые мы приобрели для оркестра народных инструментов на занятиях по музыкальному воспитанию. Дети с удовольствие послушали легенду…
…В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми колоколами и не проповедовал больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице нижегородской по всему свету…
В продолжении работы мы выяснили, что большинство детей имеют представление о колокольчиках, многие ребята слышали колокольный звон, который произвел на них сильное впечатление.
По ходу проекта мы находили ответы на вопросы:
Какие виды колокольчиков бывают? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик в жизни необходим? Каких размеров бывают колокольчики? Что такое колокол? Как их отливают? И строение у них как у человека. И имена у некоторых колоколов есть, даже очень смешные. Узнали, чем колокольчик отличается от бубенчика. Что такое «звонница», где она устанавливается? Рассматривание колоколов на православных храмах и в древлеправославных храмах.
Тип проекта : исследовательски-познавательный, творческий.
Срок реализации проекта : среднесрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Соавторы проекта : музыкальный руководители Тетерина Екатерина Анатольевна, Лоозерова Татьяна Степановна, воспитатель Эрдынеева Гелена Олеговна
Цель проекта : формирование у детей духовно-нравственных ценностей через приобщение к культуре русского и семейского народа.
Задачи проекта :
Дети:
- сформировать знания о видах колоколов и колокольных звонах;
- познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- учить музицировать на колокольчиках в рамках оркестра народных инструментов;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, духовности, любви к своей малой Родине;
- развивать творческий потенциал.
Родители:
- создать в семье благоприятные условия для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;
- способствовать развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;
- вызвать желание семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Ожидаемые результаты:
• В рамках реализации проекта дети имеют представление о различных видах колоколов, их создании, строении и особенностях звучания.
• Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков;
• Расширили знания детей о народных подвижных, музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть;
• Сформировали эмоциональную отзывчивость на звуки колокольного звона;
• Обогатили и расширили словарный запас детей;
• Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, народному фольклору, традициям и обычаям семейского народа;
• Создали условия для взаимодействия педагогов ДОУ, узких специалистов и родителей в процессе реализации проекта.
• Продукты проектной деятельности :
1. Создание мини-музея колокольчиков.
2. Презентация «Колоколов серебряные звуки».
3. Картотека игр с колокольчиками.
4. Конспект НОД «Такие разные колокольчики». Создание буклета – назначение колокольчиков.
5. Знакомство с профессией звонаря.
6. Творческие работы детей и родителей: рисунки, поделки.
7. Работа в гончарной мастерской - изготовление глиняных колокольчиков.
8. Музыкальные занятия с колокольчиками, музицирование.
9. Экскурсии в православный храм, в древле-православный храм.
10. Видеотека виртуальных экскурсий в музеи колокольчиков г. Касимова и г. Валдая и обучающих мультфильмов из серии «Шишкин лес».
11. Аудиозаписи различных колокольных звонов, звуков колокольчиков.
12. Создание ансамбля «Колокольчики» - игра детей на колокольчиках.
13. Создание методического пособия – «Храмы Бурятии».
14. Создание макета древлеправослвного храма «Никольская церковь».
15. Создание интерактивной карты Республики Бурятия с указанием местоположения и кратких сведений о храмах г. Улан-Удэ и РБ с помощью куар-кодов.
Методы и приемы:
• Организация предметно- пространственной развивающей среды;
• Совместные игры воспитателя с детьми;
• Чтение, просмотр, прослушивание и совместное обсуждение с детьми произведений художественной литературы, презентаций, виртуальных экскурсий, музыкальных произведений;
• Продуктивная творческая деятельность;
• Коллекционирование;
• Музейная педагогика;
• Беседы и рассказывание;
• Рассматривание фотографий и иллюстраций.
Формы работы с родителями:
• Совместные выставки поделок и рисунков на тему «Колокола»;
• Экскурсии в храмы.
• Способствование развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Цель:
- формулировка проблемы, цели и темы проекта;
- сбор информации;
- анализ литературы;
- создание перспективного плана работы проекта «Колоколов серебряные звуки»;
- определение продукта проекта;
- опрос родителей.
Сроки: 10.01.2022 – 31.03.2022г.
2. Практический этап.
Цель:
- реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
Сроки: 01.04.2022 – 30.04.2022г.
3. Обобщающий этап.
Цель:
- подведение итогов;
-организация презентации проекта.
Сроки: 01.05.2022 -12.05.2022г.
Риски и пути преодоления рисков.
Риски:
Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.
Пути преодоления рисков:
Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи городов Валдай и Касимов.
Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интернета.
Только во взаимодействии «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию русского и семейского народов.
Для ознакомления с русскими колоколами и колокольным звоном разработали тематический план совместной деятельности.
План работы над проектом
1. Беседы, наблюдение, рассматривание, слушание.
Рассматривая колокольчики и беседуя об их назначении и функциях, дать детям знания о применении колокольчиков :
- для домашних животных, их необычном названии – ботало;
- о применении их на морских просторах (рында,
- о том, что раньше не было пожарной охраны, а для оповещения людей о пожаре в деревнях и селах использовали пожарную колокольню,
- в школах до сих пор используют колокольчики для начала и окончания занятий,
- в часах используются колокольчики.
2. Исследовательская работа. Узнать о церковных колоколах. Закрепить знания о Царь Колоколе, Новгородском колоколе, колоколах православных церквей и старообрядческих, чем они отличаются?
Побывать с детьми на виртуальных экскурсиях в музеях колоколов города Валдая и города Касимова. Узнать, как проходит процесс изготовления колокольчиков, о том, что у колоколов, как и у людей, есть свои имена («Медведь», «Козел», «Лебедь», «Баран» и другие в зависимости от звучания) и о многом другом.
3. Практическая деятельность: сбор и изготовление колокольчиков. Дать знания о материалах, из которых сделаны колокольчики, об особенностях их звучания, применение.
4. Создание силами родителей мини-музея колокольчиков.
5. Создание картотеки дидактических игр: «Собери колокольчик», «Я слышу колокольный звон», «Где встречается колокольчик», «Я – звонарь» и другие.
6. Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Тихо – громко», «Определи, у кого звенит колокольчик», которые способствуют развитию эмоциональности, умению определять на слух характер колокольного звона (радостный, грустный, тревожный, торжественный и другие, закреплению знаний о применении и назначении разнообразных колокольчиков.
7. Творческих работы:
- Обрывная аппликация «Новогодние колокольчики»;
- Рисование новогодних колокольчиков;
- Лепка колокольчика из пластилина;
- Лепка колокольчиков из глины и роспись их дымковскими и филимоновскими узорами, домовой росписью семейских;
- Знакомство с народной тряпичной обереговой куклой – колокольчиком, которая защищала дом от злых духов. Мастер – класс: создания куклы.
Итоговое мероприятие - квест «Звонкие колокольчики» :
Игры дидактические, музыкальные и подвижные, игра в оркестре на колокольчиках, проведение викторины «Что вы знаете о колоколах и колокольчиках?», продуктивная деятельность.
Результаты проектной деятельности :
Активное участие в проекте родительской общественности.
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей:
• дети узнали об истории колоколов на Руси, их предназначении, технологии изготовления;
• узнали о разновидностях колоколов, колокольчиков и колоколен через фотопрезентации и виртуальные экскурсии;
• углубили свои знания о разновидностях колокольного звона, о профессии звонаря на Руси;
• обогатили музыкальные представления о звучании колоколов через слушание музыкальных произведений, дидактические и подвижные игры;
• полученные знания дети воплотили и закрепили в творческой деятельности: нарисовали новогодние колокольчики, колокольчики – цветы, лепили из пластилина и глины, расписывали дымковскими и семейскими узорами, делали аппликацию, участвовали в мастер-классе по созданию куклы – колокольчик.
Разработан дидактический комплекс по результатам проекта (наглядно-дидактический материал; картотека народных подвижных и хороводных игр; сценарий НОД, развлечение; папка-передвижка для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов, создан мини – музей колокольчиков;
Будет обобщен опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогическом совете.