Папки-передвижки

Проект комфортной адаптации детей с ОНР к условиям группы компенсирующей направленности в ДОУ

Юлия Войтехович
Проект комфортной адаптации детей с ОНР к условиям группы компенсирующей направленности в ДОУ

Паспорт проекта.

Творческое название: «Давайте познакомимся».

Тема проекта : Адаптация детей с общим недоразвитием речи к условиям логопедической группы.

Авторы проекта : Войтехович Юлия Александровна, Страхова Лидия Николаевна

Участники проекта : дети группы «Пчёлки», родители, воспитатели, учитель-логопед, психолог.

Тип проекта : Практико-ориентировочно-творческий.

Публикация «Проект комфортной адаптации детей с ОНР к условиям группы компенсирующей направленности в ДОУ» размещена в разделах

Срок реализации проекта : средней продолжительности сентябрь 2018 года.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Цели проекта :

• создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка к условиям логопедической группы;

• разностороннее развитие ребёнка, задаваемое Стандартом в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека;

• повышение социального статуса дошкольного образования;

• обеспечение равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

• сохранение и укрепление здоровья детей с общим недоразвитием речи.

Актуальность проекта :

Проблемы адаптации детей раннего возраста изучены и описаны уже многими педагогами и психологами. Опубликовано множество советов, как сделать так, что адаптация к детскому учреждению проходила у малышей как можно быстрее и комфортнее.

Однако проблема адаптации дошкольников к группе компенсирующей направленности не менее важна. Ведь, чем быстрее привыкнут дети к новым условиям, тем быстрее начнётся учебно-воспитательный и коррекционный процесс. В группу компенсирующей направленности дети, в основном, приходят и общих групп. Попадая в другую обстановку в старшем возрасте дети подвергаются стрессу. Дошкольники недопонимают, зачем их привели в другую группу, забрав от друзей и знакомого, «привычного» воспитателя. Почти все дети с речевыми проблемами не замечают за собой дефектов в речи и как следствие недоумевают, для чего с ними проводят тяжёлые упражнения для коррекции речи. Так как требования логопедической группы отличаются от требований общих групп, то детям приходится заново адаптироваться к новым условиям нахождения в детском учреждении.

Обычно, родителей детей общих групп уговаривают перевести детей в логопедическую группу. Зачастую они не согласны с поставленным диагнозом и недопонимают трудности речевых нарушений своих чад. Поэтому, опираться на их помощь в период адаптации, воспитателям не приходится. Рассуждая дома при детях о своих опасениях, родители, сами того не понимая, настраиваю детей против новой группы.

Наряду с детьми, которые ранее посещали дошкольное учреждение, в группу приходят и новые «домашние» дети, у которых наблюдаются все, классические трудности адаптационного периода.

К работе по ускорению адаптации детей к группе компенсирующей направленности кроме воспитателя привлекается учитель-логопед, психолог. Необходимо также расширить знания об отклонениях речи родителей детей группы компенсирующей направленности и сделать их своими единомышленниками в этот сложный период.

Задачи проекта :

• помощь детям с речевыми отклонениями в преодолении стрессового состояния в адаптационный период;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей в период адаптации;

• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• формирование активной позиции у родителей к адаптационному процессу.

Основные направления проекта :

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Совместная работа с логопедом, медиком, методистом и психологом ДОУ.

Методы и приёмы работы в период адаптации :

• Диагностика речевых нарушений.

• Мониторинг знаний детей.

• Анкетирование родителей.

• Наблюдение за детьми во время самостоятельной деятельности.

• Беседы с родителями.

Формы работы с детьми:

• Диагностика (изучить нарушения речи).

• Слушание стихов и рассказов о речи (вызвать интерес детей к занятиям).

• Знакомство с логопедическим кабинетом (вызвать положительные эмоции, преодолеть страх перед занятиями с учителем-логопедом).

• Игры по желанию детей (снять застенчивость, вызвать желание общаться со сверстниками).

• Совместные игры в группе (снять боязнь, тревогу, застенчивость).

• Пальчиковые игры и самомассаж (подготовка коррекционной и самостоятельной работе).

• Артикуляционные зарядки в интересной форме (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков).

• Психогимнастика (упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка).

• Телесная терапия (вызвать положительные эмоции от общения с воспитателем).

• Культура общения (закрепить взаимопонимание детей и воспитателя).

Принципы работы по адаптации детей к особенностям логопедической группы :

• Ознакомление родителей с особенностями работы логопедической группы.

• Кратковременное пребывание вновь поступивших в дошкольное учреждение детей с учётом индивидуальных особенностей в первое время адаптации.

• Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребёнка.

• Наблюдение за состоянием здоровья детей.

Этапы проекта :

1. Подготовительный.

• создание методического обеспечения;

• создание естественной познавательной среды;

• помещение информации в родительский уголок.

2. Основной.

• знакомство с семьёй;

• ознакомление родителей с речевыми нарушениями детей и особенностями работы группы компенсирующей направленности;

• работа с детьми;

• беседы с родителями;

• консультации родителей учителем-логопедом и психологом;

• проведение родительских собраний.

3. Заключительный.

Модель комфортной адаптации детей группы компенсирующей направленности :

• Знакомство с родителями и ребёнком (определить особенности психо-физического развития ребёнка).

• Установление контакта с ребёнком (ребёнок привыкает к новой группе и незнакомым взрослым).

• Анализ мониторинга и диагностики (узнать уровень знаний и умений детей).

Ожидаемые результаты.

• Благоприятный адаптационный период у детей логопедической группы.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.

• Повышение у родителей компетенции в вопросах воспитания, обучения и коррекционной работы с детьми логопедической группы в адаптационный период.

• Установление доверительных отношений между работниками логопедической группы и семьями дошкольников.

Психолого-педагогическая работа коллектива группы «Пчёлки» для облегчения процесса адаптации детей к условиям логопедической группы

В нашем дошкольном учреждении одна группа компенсирующей направленности для детей с ОНР с 5-7 лет. До приёма в группу компенсирующего типа все дети проходят медико-педагогическую комиссию. Составив групповые списки, воспитатели приглашают родителей для знакомства.

Родителей знакомят с группой и логопедическим кабинетом, рассказывают о методах воспитательно-коррекционной работы, направлениями педагогической работы, бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями пребываниями детей в нашей группе, отвечают на вопросы, предлагают заполнить анкеты. Знакомство проводят совместно воспитатели и учитель-логопед. Затем, воспитатель знакомится с детьми. Педагоги постепенно знакомятся с ребятами, узнают их характер, привычки, любимы игры и игрушки.

Для оптимизации адаптационного периода группы компенсирующей направленности, мы - воспитатели группы «Пчёлки» используем разнообразные методы и приё мы работы с детьми: развлечения, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные, музыкальные игры, логоритмику, знакомят со сказками. Используем эти формы работы с дошкольниками, как в группе, так и на прогулке в течении всего дня.

Для более успешного процесса привыкания детей к новым условиям пребывания в группе компенсирующей направленности, применяем разнообразные направления работы.

1. Создаём эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Встречаем детей ласково с улыбкой, даём возможность почувствовать себя желанным в нашей группе, рассказываем интересные истории, пытаемся заинтересовать играми в какой-нибудь тематической игровой зоне, пытаемся вовлечь ребёнка в диалог. Для того, чтобы определить психо-эмоциональное состояние ребёнка, предлагаем детям прикрепить на кармашек смайлик в уголке уединения, который соответствует эмоциям, которые ребёнок испытывает в данный момент. Если в течении дня у ребёнка меняется настроение, то и меняется смайлик. Так мы наглядно узнаём с кем из детей нужно поговорить, выяснить причины плохого настроения и помочь преодолеть эмоциональное напряжение. Для снятия психологического напряжения в начале дня мы ещё используем психогимнастику, логоритмику, а также дыхательную гимнастику.

Также для психологического успокоения ребёнка мы применяем игры с песком и водой, с сыпучими материалами.

Так дети группы, на ряду с нарушениями речи, есть и психо-физические отклонения, такие как гиперактивность, перепады настроения и быстрая возбудимость, то мы в большей степени предлагаем дошкольникам спокойные, малоподвижные игры. Обязательно, приучаем детей работать за столом - это игры с трафаретами, шнуровки.

2. Формируем у детей познавательную осведомлённость. В адаптационный период очень важно как можно быстрее освоить детей к новым условиям пребывания в группе, дать им почувствовать себя в группе «своим». Для этого мы знакомим детей с групповыми комнатами, логопедическим кабинетом. Знакомясь с группой, дети перестают бояться неизведанного, а значит раскрепощаются.

3. Приобщаем детей к правилам и нормам морального поведения в обществе. В этот период важно сблизить ребёнка не только с взрослыми, но и со сверстниками. Для этого используем сюжетно-ролевые игры, трудовые поручения. Выполняя что-то совместно, дети знакомятся, начинают дружить. Акцентируем внимание дошкольников на вежливых обращениях друг с другом и с взрослыми. Ориентируем детей на личный образец поведения: приветливость, вежливость.

4. Укрепляем здоровье детей. Во время адаптации дети, обычно, часто болеют. Наша задача снизить заболеваемость с помощью физкультурных мероприятий и закаливающих процедур, прививаем культурно-гигиенические навыки.

5. Проводим роботу с родителями. Во время анкетирования выясняем, какие бытовые условия у детей в семье, как они общаются с взрослыми дома, что любят есть, чем играть, есть ли аллергии. Разъясняем воспитательно-коррекционную работу учителя-логопеда. Пытаемся произвести на родителей хорошее впечатление, вызвать желание сотрудничать, ведь только совместными усилиями можно облегчить детям период адаптации к новой группе.

6. Проводим мониторинг детей. Почти весь месяц сентябрь образовательная деятельность нами не проводится. В этот период мы делаем мониторинг детей, проводя его в игровой, интересной для детей форме. Мониторинг даёт нам возможность выявить уровень умений и знаний дошкольников, для дальнейшего разделения детей на подгруппы по их возможностям во время образовательной деятельности.

В течении сентября месяца все дети адаптировались к условиям группы «Пчёлки». А это значит, что тяжёлой степени адаптации не было ни у кого из детей. Когда все дети группы утром спокойно прощаются с родителями, хорошо едят, заводят друзей, с желанием общаются с взрослыми, быстро укладываются спать, просыпаются бодрыми и весёлым, адаптацию считаем законченной. Теперь мы спокойно и уверенно можем переходить к воспитательно-коррекционной и образовательной работе.

Таким образом, можно сказать, что наши дети успешно преодолели адаптационный период. А значит, мы с уверенностью можем говорить о правильно организованной и проведённой работе по адаптации детей к условиям группы. На 1 октября 2018 года все дошкольники группы «Пчёлки» были адаптированы.

В ходе проекта мы решили задачу по успешной адаптации детей к новым условиям группы, повысили компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей, а также установили с ними тесное сотрудничество. У всех детей в группе хорошее настроение, положительный настрой на пребывание в группе, с интересом и желанием общаются с взрослыми и друг с другом.

Разноплановая и кропотливая работа в адаптационный период имела положительный результат. Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.

Список использованных источников

1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. - М. : Просвещение, 2003.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - Изд-е 3-е. - СПб: Союз, 2006.

3. Доронова Т. Н., Галигузова Л. Н., Голубева Л. Г. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет - М. : Просвещение, 2007. - 303с.

4. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. : Линка-Пресс, 2001.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005.

6. Гейс Е. В., Байдина О. В., учитель-логопед СП «МОУ Майская СОШ» д/с № 7. Адаптация детей к условиям логопедической группы. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.logoped.ru/gejsev02.htm

7. Ежова О. Ю. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/622768/

8. Королёва С. Г. Особенности адаптации детей с ОНР к условиям ДОУ. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: journal.preemstvennost.ru/9-arkhiv-zhurnalov/2011-god/nomer-2-noyabr-2011-god/tema-nomera/971-problema-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-detej-s-rechevymi-narusheniyami-k-usloviyam-detskogo-sada

9. Мазанова Е. Проект по адаптации детей к детскому саду «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли» - [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-adaptaci-detei-k-detskomu-sadu-v-pervoi-mladshei-grupe-zdravstvui-detskii-sad-my-k-tebe-prishli.html

10. Чурсина Е. Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы) - [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.maam.ru/detskijsad/-adaptacija-detei-s-narushenijami-rechi-k-uslovijam-logopedicheskoi-grupy-iz-opyta-raboty.html

Публикации по теме:

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Сообщение на тему: «Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ». Основными принципами дошкольного образования.

Адаптация детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности Адаптация детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности Период адаптации к дошкольному учреждению – обычно.

Использование фольклора в режимных моментах в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ В раннем возрасте у ребенка закладывается основы познавательной деятельности, именно в этом возрасте малыш знакомится с окружающим миром,.

Конспект совместной деятельности педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Тип деятельности: развлечение. Тема: «Осень в детском саду». Участники: дети первой младшей группы и их родители Количество участников:.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ОНР по рассказу Л. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: придумывание продолжения и завершения рассказа Л. Пеньевской "Как Миша варежку.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Презентация «Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Подготовила воспитатель: Зайкова Анна ВалерьевнаМетоды и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация- процесс вхождения.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Участники проекта: Воспитатели младших групп Музыкальный.

Программа по адаптации детей 2–4 лет к условиям ДОУ с использованием элементов логоритмики и разыгрывания сказок Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии. СЛАЙД.

Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ Адаптация - процесс приспособления организма к новой среде. Речь идет о целостном, системном приспособлении, которое объединяет биологический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект комфортной адаптации детей с ОНР к условиям группы компенсирующей направленности в ДОУ
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 22:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД