Лучший педагог года

Проект «Комнатные растения в детском саду»

Галина Болдина
Проект «Комнатные растения в детском саду»

МБДОУ детский сад «Ёлочка» село Троекурово Лебедянского района Липецкой области

Воспитатель: Болдина Галина Петровна.

Проект

«Комнатные растения

в детском саду».

СТАРШАЯ ГРУППА «Семицветик».

2017 год

Проект осуществлялся в МБДОУ «Ёлочка» мною, воспитателем старшей группы Болдиной Г. П. в период с 4 сентября 2017 года по 3 декабря 2017 года. Реализация проекта рассчитана на 3 месяца.

Публикация «Проект „Комнатные растения в детском саду“» размещена в разделах

Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений. Были поставлены следующие задачи:

1) Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

2) Знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).

3) Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно, научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.

В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которые растут в воде, составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.

После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Так же с родителями было проведено родительское собрание «Комнатные цветы – улыбка природы». Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок и составить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.

Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий, знают особенности размножения растений (черенками, детками).

Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю. Помогают взрослым при пересадке: определяют растение, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать, черенкуют растения, удобряют раствором, приготовленным воспитателем.

Автор проекта

- воспитатель первой квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ёлочка» Болдина Галина Петровна.

Исполнители

- воспитатель Болдина Г. П., воспитанники старшей группы, родители воспитанников.

Сроки работы над проектом

с 04.09.2017 г. по 03.12.2017 г.

Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.

Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Вывод:

Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Целью данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.

2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.

4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, а также их знания о комнатных растениях.

Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.

Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;

- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Теоретическая значимость:

формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

• расширение зелёного уголка в группе детского сада;

• составление картотеки комнатных растений в детском саду;

• составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;

• создание альбома «Наши комнатные растения».

Новизна

Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Ожидаемые результаты

• сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;

• повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;

Методологическую основу исследования составили теории познанияи положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина и др., психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николоева, И. А. Хайдурова и др., общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возрастараскрыты в работах Л. С. Икнаткиной, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.

План мероприятий по реализации проекта :

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в три этапа:

1. Предварительный этап с 04.09.2017 г. по 04.10.2017 г.

2. Практический этап с 04.10.2017 г. по 03.11.2017 г.

3. Обобщающий этап с 06.11.2017 г. по 04.12.2017 г.

I этап предварительный

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников, в частности о комнатных растениях;

2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;

3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях

4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

5) Составить картотеку комнатных растений в детском саду.

6) Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

I I этап практический

Задачи:

1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;

3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т. д.);

4) Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».

III этап обобщающий

Задачи:

1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;

2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;

3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Схема реализации проекта

Образовательная область Виды детской деятельности

Социализация • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»

• дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»

• пальчиковые игры «Алые цветы», «Посадим цветы», «Цветок».

• занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы»

• беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»

• практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы»

Коммуникация • составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке

• заучивание стихотворения «Бальзамин»

• отгадывание загадок о комнатных растениях

• подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»

• дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился»

Познание • беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»

• викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»

• посадка ростков комнатных растений

Художественное творчество • Рисование акварелью на тему «Фиалка»

• рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»

• аппликация «Комнатное растение»

• лепка «Красивый цветочный горшок»

• выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Роза».

Труд Хозяйственно-бытовой труд:

• дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

• трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Ручной труд:

• Оригами «Лилия»

Физическая культура • Утренняя гимнастика «Весенние цветы»

• физкультминутка «Алые цветы»

• психогимнастика «Посадим цветок»

• психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок»

Музыка • прослушивание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковского

Чтение художественной литературы • работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях

• чтение художественной литературы

Итоги проекта.

Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.

Дальнейшее развитие проекта.

• Обмен практическим опытом по ознакомлению старших дошкольников с жизнью комнатных растений с МБДОУ ;

• Участие в педагогических конкурсах передового опыта.

• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития;

• Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Комнатные растения

в детском саду»

Содержание:

1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях

2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».

3. Картотека комнатных растений в детском саду.

4. Картотека дидактических игр.

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.

1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

___

2. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

___

3. Принимает ли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?___

___

4. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

___

5. Есть ли дома книги о природе? Какие?

___

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

___

7. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

___

Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 83 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.

На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.

На второй вопрос 85% родителей ответили утвердительно, 15 % - отрицательно, т. к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.

На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 70 % родителей ответили утвердительно, а 30 % - дети смотрят только передачи о животных.

На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.

На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.

На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведено родительской собрание «Комнатные цветы – улыбка природы» и практикум «Растения для лечения».

Диагностика детей старшей группы по теме «Комнатные растения».

1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)

2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)

3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)

4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?

5. Назови и покажи части растений.

6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?

7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5.

Итоги диагностики детей старшей группы по теме «Комнатные растения».

На первом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована диагностика детей старшей группы группе. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку», на шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»).

По итогам диагностики выявила:

Низкий уровень - 12 % детей,

Средний уровень - 64% детей,

Высокий уровень - 24 % детей.

По окончании проекта я снова продиагностировала детей:

Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание широких листьев от пыли.

Низкий уровень – 0%

Средний уровень - 56 % детей,

Высокий уровень - 44% детей.

Сроки

уровни Сентябрь 2017г Декабрь 2017г

высокий 24% 44%

средний 64% 56%

низкий 12% 0%

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Комнатные и лекарственные растения» Познавательно-исследовательский проект "Комнатные и лекарственные растения ". Автор проекта: Буравцева Людмила Ивановна Тип проекта: групповой,.

Проект «Комнатные растения» Экологический проект в средней группе «Комнатные растения» Группа «Улиточка» Воспитатель: Куликова Н,Р. Тема Комнатные растения- наши.

Проект «Комнатные растения» для дошкольного возраста 5–6 лет 1. Сведения об авторе Кайгородова Оксана Юрьевна Образование : высшее Название учебного заведения: Российский государственный социальный.

Проект «Комнатные растения — наши друзья» для средней группы Проект «Комнатные растения-наши друзья» для средней группы «Пчелки» Руководитель проекта: воспитатель Столярова Е. В. Тип проекта: познавательно.

Проект «Комнатные растения-наши друзья» в младшей группе Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный. Тип проекта.

Проект «Комнатные растения» (средняя группа)Проект «Комнатные растения» (средняя группа) Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ". Корнеева Валентина Анатольевна Тип проекта: групповой, долгосрочный,.

Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группеПроект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Проект «Комнатные растения в ДОУ» в старшей группе Пажбекова Юлия Владимировна Актуальность Проблема экологического воспитания – одна из.

Проект по экологии «Наши друзья — комнатные растения» Проект "Наши друзья - комнатные растения" Актуальность Актуальность нашего проекта заключается в формировании у детей системы элементарных.

Экологический проект «Комнатные растения» в средней разновозрастной группе МБДОУ "Детский сад №9" Экологический проект «Комнатные растения». (средняя разновозрастная группа «Солнышко») Составитель и исполнитель.

Экологический проект во второй группе раннего возраста «Комнатные растения» Цель: Развитие интереса к окружающему миру, формирование представлений о природе, расширение у детей знаний и представлений о комнатных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Комнатные растения в детском саду»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 14:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД